Постоянное ухудшение экологической обстановки и социально-биологические факторы отрицательно влияют на здоровье населения крупных промышленных городов. Важность проблемы поднимается на качественно новый уровень, когда речь идет о детях и подростках, так как состояние здоровья школьника является индикатором здоровья всего населения
Исследовательская группа общеуниверситетской кафедры физиологии, экологии и медицины Московского городского университета и кафедры нормальной физиологии человека Российского государственного медицинского университета с 1998 года проводит исследования в соответствии с программой «Столичное образование». Цель научной работы – выявление возможных патологических отклонений в состоянии соматического (физического) здоровья и зрительной работоспособности девятиклассников московских общеобразовательных школ в зависимости от экологической обстановки в местах учебы и проживания подростков.
В качестве объекта исследования было отобрано пять школ из разных административно-территориальных округов г. Москвы: школа № 956 – Северо-Восточный округ (СВАО), школа № 7 – Юго-Западный округ (ЮЗАО), школа № 354 – Центральный округ (ЦАО), школа № 820 – Северо-Западный округ (СЗАО) и школа № 334 на базе учебно-воспитательного комплекса № 1858 – Юго-Восточный округ (ЮВАО). В каждой школе было обследовано по два параллельных девятых класса: один класс – с математико-технической ориентацией обучения и с максимальной, как мы предполагали, нагрузкой школьников при использовании ПЭВМ, другой – с гуманитарной ориентацией обучения и, соответственно, с минимальной нагрузкой подростков на ПЭВМ. В общей сложности было обследовано более 300 учащихся 14 лет.
На первом этапе исследования оценивались санитарно-гигиенические условия в классах, использование компьютерной техники в процессе обучения. Изучался режим питания, отдыха и физических нагрузок подростков. Проводился психофизиологический эксперимент с оценкой широты распределения внимания, зрительной памяти, мышления, личностных особенностей и скорости зрительно-моторной реакции подростков на световые и звуковые раздражители. В течение учебного года ребята, советуясь с родителями, заполняли экспресс-анкеты, а мы побывали дома у 25% семей школьников. Полученные данные позволили определить социальный статус семей, материальный и культурный уровень, интересы, мотивацию родителей и детей на получение образования и будущей профессии, а также ориентацию на здоровый образ жизни, включая режим питания и негативное отношение к вредным привычкам подростков.
Во время второго этапа мы определяли экологическое состояние места учебы и проживания подростков.
Третий этап был посвящен оценке показателей соматического (физического) здоровья подростков: мы изучали их индивидуальные медицинские карты (форма 026-у) и при необходимости посещали поликлиники, где наблюдались исследуемые.
Четвертый этап предусматривал изучение степени влияния ПЭВМ на функциональные возможности зрительного анализатора. Для оценки степени зрительного утомления школьников мы использовали физиологические методики – определение ближайшей точки ясного видения (БТЯВ), зрительно-двигательную ре¬флексометрию и определение зрительной работоспособности методом корректурной пробы.
В данной статье мы представляем результаты отдельных фрагментов комплексного исследования.
Москва, как крупнейший промышленный город России, обладает полным спектром различных источников загрязнения почвы, атмосферного воздуха и водного бассейна. Это крупные промышленные, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, огромный автомобильный парк и ряд других инфраструктур, которые порой находятся в непосредственной близости от образовательных учреждений. По данным природоохранных служб, загрязненность природной среды вредными для здоровья населения веществами в столице превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в несколько раз. По 10-балльной шкале Москва оценена на 5,89 баллов.
Степень экологического загрязнения административно-территориальных единиц города варьируется от относительно чистой (4,06 баллов) в Юго-Западном административном округе – до очень высокой (7,74 баллов) в Центральном административном округе.
Результаты собственных исследований (мы проводили сезонные замеры по месту нахождения школ для определения концентрации вредных примесей: аммиака, бензола, NO2, SO2, CO2 и др.) показали, что загрязненность атмосферного воздуха в некоторых районах на 10–15% выше по сравнению с данными отчетных материалов ежегодных докладов Москомприроды. Например, в ЦАО, в районе школы № 354, где в составе воздуха преобладали выхлопные газы от автомобилей, также отмечалось повышенное содержание аммиака, сероводорода и др. Зоной повышенного загрязнения окружающей среды является ЮВАО. В районе школы № 334 в качестве загрязнителей атмосферного воздуха были обнаружены: бензол, бензоберил, сажа, пыль и др. В СВАО, в районе школы № 956, и в ЮЗАО, в районе школы № 7, истинная загрязненность атмосферного воздуха оказалась ниже средних данных по отчетным материалам Москомприроды. В СЗАО, в районе школы № 820, загрязненность атмосферного воздуха, по нашим наблюдениям, соответствовала средним показателям природоохранных служб города.
Оценка соматического здоровья проводилась в соответствии с «энергетической концепцией» количественного анализа гемодинамических и антропометрических показателей по методике Г.А. Апанасенко. Данная методика широко используется при массовых исследованиях учащихся, студентов, спортсменов и сотрудников спецподразделений. Существуют определенные нормативы гемодинамических показателей в зависимости от возраста, пола, веса и профессионального статуса исследуемых. Показатели рассчитываются по специальной формуле. Это дает возможность сравнить полученные результаты с существующими стандартами. Физическое развитие школьников определялось по трем показателям – рост, вес и окружность грудной клетки. Полученные результаты сравнивались со стандартами, описанными Ю.П. Пивоваровым в книге «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека» (1999).
Обследование освещенности рабочего места школьника и классной доски в классах и предметных кабинетах показало, что во всех школах без исключения соблюдается гигиенический минимум для люминесцентных светильников – 300 лк. При проверке медицинских кабинетов мы выяснили, что освещенность очень примитивна, медицинская документация на некоторых школьников порой отсутствует или находится в беспорядке. В некоторых школах в медицинском кабинете отсутствуют элементарные средства (медицинские весы, ростомер и сантиметр) для исследования физического развития подростков. Полное соответствие учебных помещений требованиям городской СЭС и Управления здравоохранения Москвы, где в процессе обучения использовался ПЭВМ, наблюдалось только в школе № 956 (СВАО) и в школе № 820 (СЗАО).
Наиболее благополучной оказалась школа № 334 ЮВАО, где уровень соматического здоровья подростков был в диапазоне выше среднего. В этой школе очень серьезно относятся к организации учебно-воспитательного процесса, режима труда, отдыха и питания подростков. Спортивная ориентация школьников сыграла положительную роль в снижении уровня заболеваемости. Относительно высокие показатели соматического здоровья девятиклассников во многом, по нашему мнению, определены тем, что в этой школе учатся дети из обеспеченных семей, которые имеют широкие возможности для реабилитационных мероприятий, санаторно-курортного отдыха, полноценного питания и т.д.
Школа № 820 СЗАО находится в непосредственной близости от фабрики «Свобода» по производству горюче-смазочных материалов, что создает повышенный фон специфических запахов, отрицательно воздействующих на показатели здоровья подростков. Наличие данной фабрики играет не последнюю роль в высоких показателях заболеваемости населения в районе.
Наиболее неблагоприятная по экологическому статусу школа № 354 расположена в центре, на чрезвычайно перегруженной магистрали. Здесь на улицах Басманная, Радио и Бакунинская находятся НИИЧермет, НИИ военной химической защиты, НИИ ЦАГИ, завод органического синтеза и другие загрязнители атмосферы. Тем не менее показатели соматиче¬ского здоровья, функциональных возможностей зрительного анализатора и зрительная работоспособность подростков данной школы были оценены в диапазонах среднего и выше среднего уровней.
Результаты нашего многолетнего комплексного исследования показали, что независимо от экологического статуса района показатели соматического здоровья подростков тем выше, чем выше уровень организации учебного процесса в школе и материального благополучия семей учащихся. Установлена прямая зависимость между социальным статусом семьи, условиями труда и отдыха подростков, целенаправленной, дозированной физической нагрузкой и состоянием соматического здоровья.
Ярким примером представленных выше доводов можно считать относительно низкие показатели соматического здоровья подростков школы № 7 Юго-Западного административного округа в условиях наиболее чистого экологического климата, но с низким социальным статусом подавляющего большинства семей учащихся и пониженными возможностями организации процесса обучения, труда, отдыха и питания подростков. В данной школе не уделяется должного внимания физической нагрузке учащихся из-за отсутствия спортивных секций и кружков.
Наши наблюдения позволили сделать вывод, что влияние экологических факторов на состояние здоровья и индивидуальные функциональные возможности зрительного анализатора подростков не является столь весомым, как мы предполагали в гипотезе исследования.
|