Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2005

Образ жизни

Радиация и нервы

После чернобыльской катастрофы существенно расширились исследования с участием специалистов в зоне радиологического бедствия на Южном Урале, известной как «Восточно-Уральский радиоактивный след» (ВУРС). Уникальность ситуации здесь состоит в том, что в этой зоне в результате серии радиоэкологических катастроф сложились условия для хронического радиационного воздействия на людей. Кроме того, население отсюда не переселялось, и в настоящее время в этом регионе уже третье-четвертое поколения людей проживают в этой обстановке.

Ученые Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования наблюдали 125 детей в возрасте шести–восьми лет, семьи которых постоянно проживали в одном из населенных пунктов зоны ВУРС, а их родители, дедушки или бабушки подвергались хроническому воздействию повышенного уровня радиации в производственных условиях или по месту жительства. Все исследуемые дети находились в детских нервно-психиатрических отделениях с пограничными нервно-психическими расстройствами. Задачей ученых было установить клинические особенности этих расстройств у детей данной группы.

Контрольную группу составляли дети с нервно-психическими расстройствами из «чистой зоны». В основной группе по сравнению с контрольной в 3 раза выше процент выкидышей либо угроза выкидышей при предыдущей беременности матери. Дети основной группы чаще (почти в 2 раза) простужались.

У всех детей основной группы отмечена повышенная психическая истощаемость, быстрая утомляемость, низкая умственная и физическая работоспособность, эмоциональная неустойчивость. Эти проявления расцениваются как энцефалопатический синдром. Он имелся и у детей контрольной группы, однако в основной группе отмечались более глубокие и стойкие психические нарушения.

У части детей основной группы (89 человек) на фоне энцефалопатического синдрома выявлялись преимущественно пограничные психические расстройства. В этой подгруппе ученые выделили три клинических варианта. При первом замечались вялость, замедление темпа психических процессов, обедненность эмоциональных реакций, рост нарушений школьных навыков (речи, письма, счета). При втором варианте особенно характерны повышенная утомляемость, истощаемость интеллектуальной сферы, раздражительность, склонность к аффектам, что сочетается с наличием у детей страхов, энуреза, заикания. Третий вариант связан со снижением психической работоспособности, повышением утомляемости, эмоциональной лабильности в сочетании с гиперкинезами (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц).

У другой части детей основной группы (36 человек) преобладают пароксизмальные расстройства: приступы головных болей, ночные эпизоды хождения или разговора во сне, ночные страхи, ночной энурез, заикание, приступы поведенческих нарушений, озлобленности, упрямства, негативизма, агрессии.

В контрольной группе энцефалопатический синдром сопровождается в основном эмоционально-волевыми и разнообразными неврозоподобными расстройствами.

По данным электроэнцефалографии, в основной группе в 3,6 раза чаще определялось наличие эпилептической активности мозга. У подавляющего большинства детей этой группы (в 90,4% случаев) выявлялись признаки органического поражения головного мозга.

Данные обследования не могут не привлечь внимания к радиологической ситуации в различных регионах.

 

Елена Тихонова