Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


А. РОДИОНОВ,
В. РОДИОНОВ

Подросток и наркотики
Выявление факторов зависимости
от психоактивных веществ
в работе с несовершеннолетними

Ярославль: Академия развития, 2004. – 192 с.

Психоактивные вещества в подростковой среде стали сегодня почти столь же распространенными, как в начале 60-х годов сигареты. Я помню, как мы, старшеклассники, в 1960 году ставили на заседании школьного комитета комсомола вопрос об открытии в школе курительной комнаты для старшеклассников (?!). Такие тогда были времена. Курение опасно для здоровья, об этом знают все, и не только из надписи на сигаретной пачке. Но употребление наркотиков грозит молодым людям не только ранним уходом из жизни, но и их полным зомбированием. Поэтому борьба с распространением наркотиков в настоящее время стала в один ряд с борьбой против терроризма.

Что же делать? Формировать здоровый образ жизни. Сегодня эта проблема у нас в стране реализуется с помощью трех основных моделей.

  1. Модель устрашения, когда молодых людей запугивают возможными недугами и проблемами, если они будут пить, курить, употреблять наркотики, игнорировать занятия спортом и так далее. Как в старом детском анекдоте: «Не будешь есть манную кашу, будешь худой, как этот дядя». Такими доводами можно устрашить разве только младших школьников. У подростков они, наоборот, могут вызывать протестную реакцию.
  2. Модель просветительская, обращенная к разуму подростка. Опыт показывает, что для части молодых людей такой подход вполне пригоден, но не для всех.
  3. Модель, ориентированная на формирование мотивации на здоровье.

Книга известных педагогов, докторов педагогических наук А.В. и В.А. Родионовых как раз посвящена этой последней модели. Суть ее, как определяют сами авторы, состоит в том, чтобы убедить подростка не поддаться соблазну и давлению к употреблению наркотиков. Мало знать и понимать, что это разрушающее организм и психику воздействие. Намного важнее иметь принципиальную установку на развитие, продуктивность и здоровье. А для этого надо уметь испытывать радость от процессов созидания.

Именно такая модель должна стать главной в профилактической работе по предотвращению распространения наркомании. И главным (если не последним оставшимся, как пишут авторы) социальным институтом, который «стремится противостоять моральному разложению» детей, является школа. Поэтому книга адресована прежде всего педагогам и психологам, работающим с подростками.

В книге много полезной и конкретной информации о психологических механизмах формирования зависимости от психоактивных веществ, о психодиагностике и выявлении предрасположенности к зависимости. Приводятся различные тесты. Книга, несомненно, заинтересует всех, кто обеспокоен этой проблемой.

Андрей УСТИНОВ

Х. ГИНОТ

Книга для родителей
Как преодолеть проблемы переходного возраста

Пер. с англ. О.Б. Мазуриной.
– М.: ЗАО Центрополиграф, 2004.–175 с.

Автор – известный специалист в области педагогики, книги которого открыли миллионам родителей и их детям новые пути для достижения взаимопонимания.

У всех родителей наступает непростой день, когда вдруг становится очевидным, что нет уже больше того маленького, близкого существа, всецело зависящего от старших, которое так приятно было держать на руках. Теперь перед ними – подросток, считающий себя вполне самостоятельной личностью, уверенный, что он понимает жизненные обстоятельства не только ничуть не хуже своих родителей, но и – в силу своей молодости и их «неспособности» постигать реалии изменяющегося мира – гораздо лучше, чем они.

Для пап и мам это время – уникальный момент сочетания радости и страха. С одной стороны, они радуются, что дитя выросло, с другой – боятся, что уже невозможно защитить своего ребенка от всех бурь, которые неизбежно ожидают его на жизненном пути. Нельзя продолжать стоять между ним и миром, ограждая его от всех опасностей. Подросток неизбежно должен столкнуться с трудностями, которые ему неподвластны.

Тут-то и возникает конфликт. Родители полагают, что все еще так же необходимы своему ребенку, а подросток уверен, что он теперь вполне независим и самостоятелен.

Характер человека формируется в результате его взаимодействия с разными людьми (не только с ближайшими родственниками) и влияния окружающей обстановки. Подросток учится на своих переживаниях и становится таким, каким ощущает себя. Все мы учимся, прежде всего, на своих ошибках.

Конечно, родители мечтают, чтобы их ребенок вырос Человеком – добрым, справедливым, преданным, чтобы основой его жизни стал прочный внутренний стержень и кодекс чести. Но для достижения этих гуманных целей одной родительской любви недостаточно, нужны еще соответствующие методы и умение.

Главная цель этой книги – рассказать о том, как можно достичь этого умения и использовать его.

Используя огромный личный и профессиональный опыт, автор рекомендует читателю различные способы разрешения сложных и конфликтных ситуаций, которые неизбежно возникают между взрослеющими детьми и родителями, подсказывает возможные пути к взаимному пониманию.

Уже названия глав книги говорят о многом: «Они и мы», «Бунт и реакция на него», «Прежде всего не навреди», «Целительный диалог», «Критика: новый подход», «Гнев без оскорблений», «Похвала: новый подход», «Мы в глазах наших детей», «Общественная жизнь: свобода и ее границы», «Подростковый секс и человеческие ценности», «Вождение автомобиля, пьянство, наркотики», «Учиться, взрослеть и изменяться». Не правда ли, интригует?

На многочисленных ярких примерах Хаим Гинот раскрывает самые характерные конфликтные ситуации в отношениях разных поколений, особенности психологии в период взросления, рассказывает о том, как помочь подросткам в их естественном стремлении к самоутверждению и самостоятельности. Предлагаемые советы настолько просты и естественны, что каждому прочитавшему эту книгу сразу приходит в голову мысль, как же он сам раньше не додумался до этого.

Книга полезна всем родителям, педагогам, интересна она и врачам, а также тем повзрослевшим подросткам, которые задумываются о собственной жизни и о взаимодействии с окружающими людьми.

Елена ДРЕЙЕР