Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2005

Школьный возраст

Кто подумает о репродуктивном здоровье школьника?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет репродуктивное здоровье как способность женщин и мужчин реализовать стремление иметь потомство. До недавнего времени специалисты разного профиля и в нашей стране, и за рубежом изучали репродуктивное здоровье уже взрослых женщин и мужчин. Здоровью же девочек и мальчиков внимания уделялось мало

Проблемы национальной безопасности

Но теперь состояние репродуктивного здоровья подростков признано одной из наиболее острых медико-социальных проблем и фактором национальной безопасности.

Это обстоятельство заставило создать в нашей стране Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения на период 2000–2004 гг. и принять ее к реализации Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством образования и науки РФ.

В основе этой политики лежат международные документы, ратифицированные нашей страной: Конвенция ООН о правах ребенка и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех».

Важнейшими национальными документами в сфере охраны репродуктивного здоровья населения являются: «Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей», президент¬ская программа «Дети России», включающая 11 целевых программ, в том числе «Планирование семьи», «Безопасное материнство» и другие. Но наличие этих законов и программ, к сожалению, не обеспечивает улучшения репродуктивного здоровья населения.

Картина кризиса

Общая заболеваемость подростков с 1992 по 2000 г. увеличилась на 66%, что в 3,5 раза больше, чем заболеваемость взрослых. Обращает на себя внимание значительный рост эндокринных нарушений (в 3,8 раза), болезней мочеполовой системы (в 2,9 раза), крови и кроветворных органов (в 4,1 раза), костно-мышечной системы (в 3,5 раза), инфекционных и паразитарных (в 2,0 раза), значимость которых для подросткового возраста особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции.

Наибольший всплеск гинекологической заболеваемости отмечается именно в тот период, когда формируется репродуктивное здоровье будущих матерей. С 1991 по 2000 г. число расстройств менструаций у девочек до 14 лет возросло в 19 раз, у 15–17-летних – в 4,8 раза. Обращает на себя внимание существенное увеличение доли воспалительных заболеваний репродуктивной системы. Эти заболевания имеют наиболее неблагоприятные последствия, если они перенесены в подростковом возрасте. Их число с 1991 по 2000 г. у девушек-подростков (15–17 лет) возросло в 6,7 раза.

Среди молодежи все чаще встречаются инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). Так, с 1990 по 1999 г. распространенность сифилиса увеличилась у мальчиков до 14 лет в 79 раз, у девочек в 119 раз, у подростков 15–17 лет в 34 раза. Хламидиоз у них за эти же годы вырос в 15,6 раза, вирус простого герпеса – в 2,2 раза.

Исследования Института возрастной физиологии РАО показали, что задержка полового созревания мальчиков и девочек 10–11 лет по сравнению с 70-ми годами увеличилась в 2 раза, появление вторичных половых признаков сместилось на более старший возраст.

Медико-социальные исследования говорят о недостаточной физиологической и гиги¬енической грамотно¬сти молодежи в обла¬сти репродуктивного здоровья. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, при опросе тысячи московских школьниц и учениц ПТУ 15–17 лет оказалось, что 90% из них ни разу не обращались к гинекологу, несмотря на то что 35% учениц ПТУ и 25% школьниц считали для себя возможным вступление в половую жизнь ранее 16 лет.

Подростки не могут сами обращаться в гинекологические и андрологические службы в силу возрастных психологических особенностей (например, стыдливости) и в силу недостаточной грамотности, потому что не могут объективно оценить те изменения, которые происходят в их организме в период полового созревания. Например, установлена неспособность старших школьниц правильно оценить состояние своей менструальной функции. Низкий уровень контрацептивной грамотности, широкая распространенность абортов ведут к нарушениям репродуктивной системы девушек-подростков, что в сочетании с общим ухудшением состояния их здоровья приводит к неблагоприятному течению беременности и родов. С 1991 по 2000 г. осложнения беременности и родов у девушек 15–17 лет выросли в 3,7 раза (у взрослых – в 2,7 раза).

А где родители?

Родители уделяют мало внимания вопросам охраны здоровья своих детей: формированию навыков личной гигиены (мытье рук и тела, чистка зубов, пользование носовым платком и столовыми приборами, обращение с животными), рациональному питанию, соответствующей возрасту двигательной активно¬сти и закаливанию, предупреждению травм, соблюдению режима дня и так далее. В семьях продолжается рост курения, пьянства, наркомании и половой распущенности. Дети и подростки часто предоставлены сами себе. Длительный просмотр телепередач, низкая физическая и двигательная активность, знакомство с психоактивными веществами – таков часто их досуг. В средствах массовой информации наблюдается постоянная пропаганда грубой силы, агрессивности и свободных сексуальных отношений. Результатом этого можно считать определенную деформацию социального портрета современного подростка, для которого стало характерным приобщение к курению, употребление алкоголя, наркотиков, агрессивность и ранняя сексуальная активность.

Роль школы

Поскольку нарушения полового развития и репродуктивного здоровья формируются в пубертатном возрасте, на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья подростков становится одной из профилактических задач современной школы. Дети и подростки остро нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих в нем изменениях в связи с половым созреванием. В последние годы школьный курс анатомии и физиологии человека дополнен сведениями о половом развитии и гигиене пола, но, к сожалению, такая информация представлена в этих курсах неполно и непоследовательно, а нравственное воспитание подменяется примитивным «чтением морали». Школа фактически сообщает подросткам гораздо меньше информации, чем следовало бы, и делает это позже, чем нужно.

Поэтому надо активизировать профилактическую работу школы по формированию, сохранению и укреплению репродуктивного здоровья учащихся, воздействуя на их стиль жизни методами гигиенического воспитания. Осуществлять гигиеническое воспитание можно по следующим приоритетным направлениям:

  1. Гигиенические аспекты полового воспитания.
  2. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний.
  3. Значение физической культуры и закаливания для сохранения репродуктивного здоровья.
  4. Профилактика нарушений костно-мышечной системы.
  5. Предупреждение травм.
  6. Основы рационального питания.
  7. Режим дня, учебы и отдыха.
  8. Гигиенические аспекты трудового обучения.
  9. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
  10. Профилактика наркомании и токсикомании.

Для осуществления гигиенического воспитания необходимы комплексность, системность и непрерывность, а также должны учитываться возрастные психофизиологические особенности и особенности восприятия детей разного возраста (начальные классы – 7–9 лет, средние – 10–14 лет, старшие – 15–17 лет).

При переходе из одной возрастной группы в другую объем и уровень знаний необходимо расширять и углублять.

Неотъемлемой частью общего гигиенического воспитания должно быть половое воспитание, направленное на сохранение здоровья, предупреждение ранних половых связей, предупреждение ИППП и ВИЧ-инфекции.

При этом учащиеся должны иметь представления:

  • о поле и специфической гигиене;
  • физиологических и психологических особенностях организма юношей и девушек и факторах, их определяющих;
  • половом созревании, его значении и влиянии на физическое и психическое состояние;
  • основных понятиях о взаимоотношениях полов;
  • принципах и нормах здорового образа жизни юношей и девушек;
  • особенностях ИППП и СПИДа, медицинских и социальных последствиях заражения.

По выборочным данным, 40–60% бесплодных браков случаются по причине заболевания репродуктивного аппарата у мужчин. Корни этой проблемы находятся в детском и подростковом возрасте. Но хотя 58% заболеваний мальчиков этого возраста могут привести в будущем к бесплодию, система детской андрологии у нас почти отсутствует.

Литература

  1. Вишневская Е.Л., Полесский В.А., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни. М., 1996, 42 с.
  2. Вишневская Е.Л., Мирская Н.Б. Половое воспитание как неотъемлемая часть программы общего гигиенического обучения и воспитания школьников. Материалы конференции «Сексуальное здоровье человека на рубеже веков». М., 1999.
  3. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002, 240 с.
  4. Каткова И.А., Андрюшина Е.В., Куликова О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи// Народонаселение. 1999, № 1.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М., 2001, 139 с.
  6. Шубочкина Е.И. Социально-гигиенические факторы риска и репродуктивное здоровье девушек, обучающихся в ПТУ // Планирование семьи. 2000, № 2.
  7. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000–2004 гг. и план мероприятий по ее реализации // Планирование семьи. 2000, № 2.
  8. Материалы из информационного письма «Охрана репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков» // Планирование семьи. 2000, № 2.

Спонсор публикации статьи – Центр гинекологии «ВитроКлиник». Собственная лаборатория, современное диагностическое оборудование, передовые методики и репродуктивные технологии, используемые в центре, позволяют выявить и устранить причины неполадок в женском организме. Квалифицированные гинекологи клиники помогут разобраться с гормональными нарушениями, хроническими и инфекционными заболеваниями, бесплодием, подготовкой и ведением беременности.

Трудный возраст? Трудные времена!

По мнению многих родителей, современные подростки вынуждены жить в таком обществе, которое провоцирует развитие у них депрессии и состояние патологической тревожности. Именно этим они объясняют большинство психологических проблем, возникающих у детей. Как показали опросы, проведенные британским фондом «Norwich Union Healthcare», практически четверо родителей из каждых пяти (78%) уверены в том, что их дети никогда не станут такими же спокойными и уверенными в себе, какими стали они сами. Этому помешают постоянные стрессы, мешающие нормальному развитию детской психики. «В отличие от предшествующих поколений, современным подросткам приходится постоянно беспокоиться о своем месте в обществе и о том, смогут ли они достичь того, о чем мечтают, – рассказала в интервью корреспонденту Би-би-си доктор Дина Морли, одна из авторов этого исследования. – Ведь в современном мире слишком многое зависит от случайного стечения обстоятельств, которое человек не может контролировать. И подросток, желающий добиться исполнения своих желаний или же желаний родителей (ведь каждая семья хочет, чтобы дети добились большего, чем их родители!), разрывается между идеальным и реальным, что только мешает ему расти и развиваться».

 

Наталия Мирская