Вполне благополучный, послушный ребенок
вступает в подростковый возраст и… начинает
хамить, дерзить, вызывающе одеваться,
прокалывать уши, пупок, красить волосы в синий
цвет. Как объяснить родителям, что ребенка не
подменили, что он не такой плохой, как кажется?
Как родителям и подросткам найти общий язык?
Рассказывает кандидат психологических наук
Ольга Викторовна КАРДАШИНА, педагог-психолог
антикризисного подразделения ЦПМСС «Юго-Запад»
Представьте себе, что вы ребенок. И ваш
родитель кормит вас с ложечки детским питанием,
потом сует в рот сушку, потом пичкает овсяной
кашей… Руки у вас связаны, и разговаривать с
полным ртом вы не можете. А взрослый может
говорить что угодно. Например, вспоминать
таблицу умножения или философствовать на тему
добра и зла, правды или лжи. Тяжело вам в
бесправном состоянии? Наверное, хочется как-то
выказать свои мысли и чувства. Крикнуть или
сделать что-нибудь, чтобы на тебя обратили
внимание. А подросток все время пребывает в таком
состоянии!
Так начинается один из тренингов, которые мы
проводим для родителей. Они разбиваются на пары
ребенок–родитель, а через 20 минут меняются
ролями. Как правило, взрослые сходят с дистанции
на этапе «геркулеса». Постепенно нарастает
энергия бунта, человек хочет увеличить зону
самостоятельности, проявить свое «я», а его никто
не слышит, с его мнением не считаются. После этого
упражнения у нас идет дискуссия – легко ли быть
подростком?
У всех детей бывают сложности с
поведением в переходный период?
Ухудшение поведения ребенка в
отрочестве – это обязательное, нормальное
явление, ответ на биологическую перестройку
организма. Для подростка очень важно пройти этот
этап. Раза четыре за мою практику ко мне
приходили обеспокоенные родители: «Ребенок
сидит дома, учит уроки, вежлив, помогает бабушке,
но он все время о чем-то думает, анализирует меня
и других. Он слишком беспроблемный». Во всех этих
случаях дело закончилось психологическим
лагерем интенсива, разноуровневой терапией и т.д.
Если бы мы не вмешались, то ребята оказались бы в
острой кризисной ситуации взаимоотношений с
миром, с самим собой.
В этом возрасте у детей идет процесс
формирования личности, они пытаются делать выбор
и нести за него ответственность. «Я выбираю
другую одежду и новую компанию, я меняю тренера, я
буду заниматься брейк-дансом вместо
дополнительного английского. Я выбираю святую
ложь, чтобы родители не знали, сколько денег я
должен. Я сам отвечу».
Правда, у подростка чувство ответственности
проявляется избирательно: слово, данное ребятам,
надо сдержать, а обещанное маме можно и не
выполнить.
В каком возрасте начинаются проблемы?
Элементы плохого поведения появляются
в 3–4-м классе, потом вызов послушанию
усиливается. На смену челочке приходит «ирокез».
Чадо украшает себя скиновскими молотками или
панковскими фенечками, носит альфийский камень в
кармане или лапку орка на ранце, а под кроватью у
него лежит меч человека-воина. И это не просто
предметы, это символы принадлежности к той или
иной группировке, клану, тусовке. Подростку
хочется сопричастности с кем-то. В группе ведь
легче.
Лучше заранее подготовиться к кризису, что
называется подстелить соломку. Я считаю, что в
особой профессиональной помощи нуждаются уже
11–13-летние дети. Они в этом возрасте быстро
взрослеют и в то же время очень инфантильны.
Многих подростков мамы встречают из школы и даже
их моют. Ребята носят в портфелях мягкие игрушки
и засыпают с ними. Часто они находятся в
состоянии коммуникативной изоляции, им очень
трудно установить контакт со сверстниками.
Есть дети, у которых подростковые проблемы
усугубляются биологическими особенностями
развивающегося организма. Поэтому надо еще до
школы выяснить их склонность к заболеваниям.
Вы хотите сказать, что определенный
диагноз накладывает отпечаток на поведение
подростка?
Безусловно. Прежде чем вводить их в
основную группу, я занимаюсь отдельно с
астматиками, отдельно с детьми, у которых есть
проблемы с позвоночником… потому что всем им
присущи характерные сложности в поведении, свои
специфические реакции.
Дети-астматики часто инфантильны: «Ничего мне не
говорите о Беслане, мне нельзя нервничать, ведь у
меня может быть приступ. Сделайте все, чтобы его
не было, я перекладываю ответственность на вас».
Угроза приступа режиссирует определенную
щадящую позицию окружающих. А ребенок занимает
позицию жертвы.
Дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
всех критикуют. «Я хочу, чтобы меня все слушали, я
самый умный, а окружающий мир несовершенен для
меня, такого замечательного». Организм такого
ребенка в ответ на многочисленные «надо», «ты
должен», «если ты не будешь этого делать, то…»
реагирует легкой тошнотой, головокружением. Был
на педсовете, выслушал неприятные слова – еле
добежал до туалета с приступом рвоты.
Если у подростка проблемы с позвоночником, его
основной принцип – «не высовываться». Ему очень
некомфортно в своем теле. Очень часто такие дети
выбирают компенсаторное слово «зато». «У меня
слишком длинные руки и скошенный подбородок,
зато я знаю два языка». «Да, у меня одно плечо выше
другого, ну и что, зато я похож на немецкого гнома.
Батя привез таких гномов – у них нет ни одного
ровного плеча». Эти дети вызывают чувство
эмоциональной вязкости. Они могут бесконечно
рассказывать о своих проблемах.
Кожа – это граница мира и человека, поэтому ее
состояние очень важно. Кроме типичных возрастных
проблем (угрей, прыщей…) у подростков все чаще
встречаются различные экземы, дерматиты,
аллергические реакции. Физическое
несовершенство вызывает острые переживания,
конфликт со своим собственным телом, комплексы.
«Не прикасайтесь ко мне, у меня очень жирные
волосы, вам должно быть противно. Наденьте
перчатки!» Или: «Даже мама не кладет свою руку мне
на лоб!» При псориазе у ребенка возникают мысли
«от меня ничего не зависит», «делайте со мной что
хотите». Он безропотно подставляет пораженные
участки тела для процедур, ходит с родителями по
врачам. Дети с пораженной кожей уходят в свои
фантазии, ожидают чуда: «Я проснусь, а у меня
чистая кожа!» Общению со сверстниками они
предпочитают компьютер, жизнь в виртуальной
реальности. Один такой парнишка насчитал в своей
интернет-записной книжке 5300 имен. Сейчас для него
главная проблема – как одновременно выйти на
связь со всеми.
Существуют ли различия в поведении
девочек и мальчиков?
Они по-разному чувствуют запахи, видят
цвета, ощущают остроту ситуации, и проявляется
это в среднем подростковом возрасте. Иногда мы
пытаемся создать зрительные образы чувств,
например – радости, грусти… Рисунки мальчиков и
девочек очень отличаются.
Для девочек характерна ранняя социализация,
мальчики же – более инфантильны. Учителя должны
учитывать эти особенности при проведении уроков.
Девочкам можно давать большее количество
заданий, чтобы они включали разные каналы связи
(я слышу, я ощущаю, я чувствую…), мальчикам нужно
больше поддержки, подсказок для выполнения
задания. И всем ученикам нужно создавать
ситуацию успеха. «Ты уже когда-то это делал,
вспомни, как у тебя хорошо получилось». «Да, это
трудная задача, но ты сможешь, у тебя есть такие
качества (упрямство, сообразительность…)
которые тебе помогут».
А какова специфика поведения
подростков среднего и старшего возраста?
В 14–16 лет все ребята какие-то
«расхристанные», внутренне неорганизованные, в
душе и в голове у них полный винегрет, много
неосознаваемых спонтанных импульсов. Они громко
говорят, быстро двигаются, цепная реакция
сильнее, чем у старших, – если все начали в классе
чем-то бросаться, даже самый флегматичный
ребенок включается в общее «дело».
В старшем возрасте (17–18 лет) ситуация меняется –
у ребят появляется свое мнение. Для них очень
важно доверие взрослых. У подростков в это время
уже есть богатый опыт всяких неприятностей.
Многие столкнулись с предательством ровесников
или взрослых – психолог рассказал их секреты
родителям. Подростки закрываются «на ключик» и
не впускают ни хороших, ни плохих людей в свое
внутреннее пространство. И тело не радует. Если в
юности удовольствие получают от самого процесса
танцев, то подростки – от совместности танцев.
Старшеклассники не ждут от жизни ничего
хорошего, испытывают сильный социальный страх.
Взрослая жизнь многих пугает, и школа
воспринимается как последняя площадка, где можно
«постоять на ушах».
Где подросток или его родители могут
получить квалифицированную психологическую
помощь?
Во всех округах Москвы есть центры
психологической помощи подросткам. В центре
«Тверской» я провожу групповую работу с
подростками по формированию толерантности. А в
центре «Юго-Запад» веду индивидуальный прием.
В каждом центре могут помочь ребенку в сложной
ситуации.
С какими проблемами чаще всего к вам
обращаются?
Например, подростки боятся будущего.
«Я живу в стране, где идет война», «Боюсь теракта,
а вдруг дом разрушится», «От меня не зависит, чем
я дышу», «У нас нестабильная экономика, родители
не могут мне помочь, оплатить образование». Я
много занимаюсь футуропрактикой с подростками
разного возраста, мы вместе пытаемся создать
образ позитивного будущего.
Родители приводят детей, которых из-за
безобразного поведения выгнали из школы, которые
связались с плохими компаниями. Приводят тех, кто
не верит в свои силы: «Я без мамы не смогу
учиться».
Иногда подростки приходят сами. Проблем у них
много: кризис в семье, развод родителей. Или
разочарование в них: папа не все может, мама не
самая красивая. Неприятие родителей: «А зачем вы
меня родили? Я не просил». Мы стараемся настроить
ребенка на контакт с родными.
Среди частых проблем – неверие в себя, мысли о
суициде, знакомство с наркотиками, несчастная
любовь…
У нас есть определенная схема общения. Сначала мы
ведем с ребенком индивидуальную работу (особенно
в сложной ситуации). Затем приглашаем его на
групповые занятия.
Вы видите результаты?
Мы проводим диагностику психического
состояния ребенка в начале и в конце работы,
исследуем динамику личностных изменений и видим,
что после серии занятий острота кризиса
снижается.
Обращение в кризисный центр – это возможность
для подростка быстро получить помощь.
Телефоны московских
центров психолого-медико-социального
сопровождения подростков, в состав которых
входят антикризисные подразделения:
Северный округ – 212-80-30,
«Северо-Восток» – 401-37-96,
«Исток», Восточный округ –
165-42-21,
Юго-Восточный округ – 172-06-72,
«Взаимодействие», Южный округ
– 113-52-14,
«Юго-Запад» – 132-00-03,
«Живые потоки», Западный округ
– 413-11-15,
г. Зеленоград – 538-50-20.
Городской центр экстренной
психологической помощи подросткам – 924-60-01.
«Озон», центр для детей,
подвергшихся жестокому обращению и насилию, –
265-01-18.
|
|