А.А. ОЧЕРЕТ
Остео-
хондроз:
большие
и маленькие трагедии
СПб.:
Диля, 2003. – 96 с.
Об остеохондрозе вроде бы знают и говорят все, но мало кто представляет себе, что это такое в действительности. Между тем почти половина рекламы медицинских средств посвящена проблемам позвоночника (мази, таблетки, пояса, космодиски, специальные подушки и кровати и так далее). К сожалению, большинство рекламных объявлений обещает покупателям: «принял (или надел, намазал, прилег) – и здоров». Главное здесь – «купил». Дальнейшее уже никого не волнует.
Но ведь недаром еще древние отмечали: здоровый позвоночник – счастливый удел. О позвоночнике как о центральной зоне здоровья человека говорится и в учении йогов.
Перед нами, как пишет сам автор, – книга-предупреждение. Из нее читатели могут узнать много полезного, например: как распознать болезнь; что делать, если случился приступ болей; носить ли опять, как сто лет назад, корсет.
Автор книги убежден, что победить полностью остеохондроз невозможно, поэтому надо жить, заключив «пакт о ненападении», и укреплять свой позвоночник.
Что же является главной причиной этой болезни? Вовсе не отложение солей в позвоночнике и в суставах, как до сих пор думают многие, в том числе и врачи. Остеохондроз связан с заболеванием межпозвонковых дисков и является одним из примеров так называемых болезней цивилизации: когда человек сделался прямоходящим, то есть встал с четверенек на ноги, его позвоночник подвергся опасности.
Начинать профилактику надо с детства. Для этого родителям следует знать, что с первых лет жизни дети должны спать на жесткой кровати, что необходимо обеспечить ребенку разумную, но не чрезмерную физическую активность, лучше всего – плавание, что желательна правильная посадка в школе за партой и дома за столом.
Кому больше всего угрожает развитие остеохондроза? Людям, которые ведут сидячий образ жизни (значит, им надо в течение дня делать соответствующие упражнения или носить корсет); тем, чья работа связана с поднятием тяжестей (поэтому детям не стоит заниматься такими видами спорта, как штанга); тем, у кого избыточный вес, – у них смещена нагрузка на позвоночник; беременным женщинам и женщинам, постоянно носящим высокие каблуки (об этом следует знать девочкам: «шпильки» нельзя носить постоянно). Высота каблуков часто обратно пропорциональна гибкости позвоночника.
Книга интересна еще и тем, что в ней рассмотрены все стороны терапии остеохондроза: что делать в случае острого приступа (если «прострелило»), как питаться, какие упражнения делать, какими народными средствами пользоваться, можно ли ходить в парную баню и так далее. Поэтому она может быть полезна и для детей, и для взрослых. Тем более что большинству из нас, как считает автор, остеохондроза все равно не миновать. Зато можно научиться мирно сосуществовать с ним.
Андрей УСТИНОВ
|
Х. ВОЛЬМЕР
У моего
ребенка
диабет
Пер. с нем.
СПб.:
ИД «ВЕСЬ»,
2004 г. –
128 с.
Эта книга (серия «Семейная библиотека: здоровье и психология»), переведена с немецкого. Она написана известной журналисткой, специализирующейся в во¬просах медицины, автором многих других книг, посвященных проблемам здоровья, – Хельгой Вольмер. Автор сумела столь глубоко войти в проблему сахарного диабета, что, читая книгу, даже невозможно представить, что писал ее не врач. Абсолютно профессионально освещен весь круг вопросов, связанных с возникновением и лечением диабета первого типа у детей. О диабете написано много. Но существенное отличие этой работы в том, что Х. Вольмер пишет не с медицинской позиции: она рассматривает проблему сахарного диабета у детей как бы «изнутри», т.е. из семьи, в которой в один не слишком хороший день стало ясно – у ребенка сахарный диабет.
Книга предоставляет заинтересованному читателю не только огромную информацию об этой болезни. Она дает, и это особенно существенно, весьма ощутимую психологическую поддержку всем, кто столкнулся с описываемой проблемой.
Автор в доступной форме разъясняет, что означает диагноз «диабет» у ребенка, каковы причины заболевания, основные различия между диабетом первого и второго типа. Рассказывает о гормонах, обмене веществ, эндокринных железах, о поджелудочной железе и ее функциях, инсулине, о том, что и как влияет на уровень глюкозы в крови. Х. Вольмер подробно описывает признаки болезни, фазы ее развития, значение определения сахара в моче, тестов на следы ацетона, а также некоторых других тестов.
В каждой части текста особо выделяется то, что непременно должны запомнить родители больного, как и что именно надо объяснять ребенку.
В главе «Для чего нужен диабетический дневник» объясняется, зачем надо записывать все показатели сахара в крови, как научить этому ребенка и главное – растолковать ему, почему это необходимо.
Читатель узнает, что такое инсулиновые аналоги, как правильно хранить инсулин, когда его препараты нельзя использовать, как делать инъекции малышам, чтобы они их не боялись. В деталях приводится техника проведения инъекций, измерения уровня сахара в крови, объясняется, что такое интенсивная инсулинотерапия, какие показатели глюкозы в крови считаются слишком высокими или слишком низкими, в чем суть гипогликемического состояния и какова экстренная помощь при гипогликемии.
Автор останавливается и на том, как ознакомить воспитателя в детском саду и учителей в школе с особенностями лечения ребенка, страдающего сахарным диабетом. В главе о правильном питании рассказывается, на что следует в первую очередь обращать внимание ребенка во время еды, как рассчитать для него набор пищевых продуктов, что ему можно пить, как разнообразить еду.
Большой интерес представляет глава о новых направлениях в лечении инсулинозависимого диабета.
В целом книга помогает научить ребенка разумно относиться к своему заболеванию, выполнять несложные правила, нужные для противостояния болезни, создать в семье все условия для счастливого детства ребенка. Она предназначена всем, с кем рядом растет ребенок, больной сахарным диабетом, особенно – родителям. Безусловно, она будет интересна и для воспитателей детских садов и педагогов в школах.
Елена ДРЕЙЕР
|