Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ
Жалобы на низкую успеваемость школьников едва
ли не самые частые в практике детского психиатра.
При этом мамы и папы большей частью уточняют: «Он
у нас способный, но ленивый...»
Можно ли проблемы с учебой объяснить только
ленью?
Как измениться, преодолеть собственную лень?
Лень – порок несамостоятельных
Лень свойственна только людям. Все
животные трудятся «в поте лица». Лев, леопард или
кошка – не меньшие трудяги, чем муравей или
пчела. Просто животные, к примеру, из породы
кошачьих так устроены, что спят 20 часов в сутки, а
свою прыть демонстрируют во время охоты, когда
голодны (в соответствии с биологическим законом
сохранения энергии). У людей тоже есть
потребность в постоянном движении, но эта
потребность – недостаточный стимул для
проявления постоянной активности. А уж для
успешной учебы требуется другая, социальная
мотивация.
Ребенок может попросту не понимать,
зачем ему нужно это трудоемкое и не всегда
занимательное дело – учеба. К тому же далеко не
все дети отличаются ответственностью,
обязательностью или пресловутым чувством долга.
Да и требования родителей могут быть завышенными
и не соответствовать способностям ребенка.
Наконец, у части детей отсутствует
познавательный интерес, они не стремятся к
познанию нового, к приобретению знаний.
Последнему обстоятельству многие психологи
придают особое значение.
Мотивацию к учебе можно воспитать.
Нередко взрослые сами ограничивают активность
детей, стараясь уберечь их от трудностей,
переутомления. В раннем возрасте мы их кормим,
одеваем, убираем за ними игрушки, а позже
выполняем поручения, адресованные самому
школьнику. Порой непонятно, кто учится в школе:
бабушка, родители или ребенок.
Проявления лени встречаются реже у
активных, полностью обслуживающих себя детей.
Воспитание самостоятельности полезно начинать с
элементарных поручений ребенку: убрать в
комнате, сходить в магазин, погулять с младшим
братом и т.п. Ребенка следует включать в круг
общих семейных обязанностей, задания ему должны
носить конкретный, а не надуманный характер. Надо
чаще хвалить и благодарить ребенка, это повышает
его самооценку, стимулирует активность,
формирует уверенность в себе.
Жертвы астении
Слово «лень» в лексиконе врачей
встречается нечасто, так как оно не может служить
диагнозом. О детях, лень которых развилась
вследствие ошибочных воспитательных подходов,
мы рассказали. А сейчас речь пойдет о состояниях,
имеющих физиологическую основу, о нарушениях,
обусловленных биологическими факторами, о
расстройствах, которые мы называем ленью по
незнанию.
Если абсолютно здоровый взрослый
человек много и напряженно работает, у него в
результате длительных усилий появляется чувство
усталости. Понятно, что степень выносливости у
людей различна: кто-то может продуктивно
трудиться 12–14 часов в сутки, а кто-то устает уже
после двух часов работы. Это в полной мере
относится и к детям. При утомляемости у детей и
взрослых нарушается кровоснабжение передних
отделов мозга, что приводит к нарастанию ошибок и
даже к серьезным сбоям и авариям, особенно в
профессиях, требующих постоянного внимания и
собранности (авиадиспетчер, водители транспорта
и др.). Состояние, для которого характерны
утомляемость, невыносливость к нагрузкам,
снижение работоспособности, называется астенией.
Именно астенией в ряде случаев
объясняются неудачи школьников. Они стараются
увильнуть от занятий, избежать напряжения и
якобы ленятся, а в действительности чрезвычайно
переутомлены и не справляются с непосильными для
них нагрузками. Это неудивительно, так как
школьники зачастую трудятся гораздо больше
взрослых: они занимаются, включая домашние
задания, по 12–15 часов в сутки.
Астения, причиной которой является
длительная, срочная, напряженная работа,
наблюдается при синдроме хронической
усталости. Названное состояние – удел не
только менеджеров, банкиров, управленцев, но и
многих детей школьного возраста. Особенно трудны
для ребят выпускные классы, когда занятия в школе
сочетаются с подготовкой к поступлению в вуз.
Нередко
мамы моих пациентов жалуются на то, что ребенок
все время устает, никогда не бывает в хорошем
состоянии, ленится и мало что успевает. Невысокая
степень психической выносливости, потребность в
регулярном отдыхе, утомляемость, которая длится
годами, встречаются у двух категорий пациентов.
Первую и самую значительную группу составляют
дети, перенесшие неблагополучие во время
внутриутробного развития и родов. Речь идет о
токсикозах, которые их мамы перенесли во время
беременности, о родовых травмах, оперативном
вмешательстве в родах. Такие дети нередко быстро
устают, неспособны к длительному психическому
напряжению. Вялость, медлительность, инертность,
невысокая работоспособность в этих случаях
свойственны детям с последствиями раннего
органического поражения центральной
нервной системы.
Вторая группа – часто или длительно
болеющие, физически ослабленные дети. Любой
недуг – ОРЗ, неблагополучие с носоглоткой,
кожные болезни – поддерживает астению, не дает
ребенку восстановиться окончательно. Быстрая
истощаемость, утомляемость, невыносливость к
нагрузкам становятся как бы неотъемлемой чертой
такого ребенка. Однако психическое состояние
таких детей заметно улучшается, если удается
разорвать порочный круг вечных болезней. Таким
образом, поведение, внешне проявляющееся как
банальная лень, в этих случаях маскирует
симптомы перенесенного заболевания,
авитаминоза, хронической инфекции.
А если это депрессия?
Родителям и педагогам иногда
представляется ленивым ребенок, страдающий неврозом
или депрессией. Его упрекают, воспитывают,
порицают за невысокие достижения в учебе, а на
самом деле он нуждается в лечении. Повышенная
утомляемость, неприятные ощущения в различных
областях тела, метеочувствительность –
неотъемлемые симптомы невроза, а низкая
активность, подавленность, апатия, постоянное
ощущение усталости – характерные проявления
депрессивного состояния. Надо также иметь в виду,
что отдельные смягченные формы депрессии не так
легко распознать. Родителям и самому ребенку
трудно разобраться, что с ним происходит. К тому
же ребята, особенно мальчики, не любят
жаловаться, «изливать душу» взрослым. Поэтому
нередки случаи, когда ребенку вместо
необходимого отдыха взрослые навязывают
дополнительные задания, кружки, секции. Лишь
после вмешательства врача и проведения лечения
состояние таких детей улучшается.
Последствия ушибов
У детей, перенесших черепно-мозговую
травму, всегда снижается успеваемость, они
жалуются на усталость, головные боли,
недомогание. Астения – наиболее частый вариант
последствий травм головного мозга, и, разумеется,
эти явления ничего общего не имеют с банальной
ленью. Поэтому, если ваш ребенок упал на катке
или, к сожалению, попал в автомобильную
катастрофу, вполне закономерно, что в течение
месяца–трех он будет уставать больше, чем до
этих событий.
Далеко не все родители и педагоги
знают, что основным симптомом психического
заболевания, в частности детской формы
шизофрении, является снижение успеваемости. При
этом страдает как мотивация к деятельности, так и
сама продуктивность. Я часто объясняю папам и
мамам, что в таких случаях неправильно говорить о
нежелании ребенка учиться, в действительности он
не может трудиться как другие, здоровые дети.
Происходит характерное для шизофрении снижение
энергетических возможностей ребенка. Утрата
интереса к окружающему, вялость, постоянная
усталость. Такие нарушения у этих пациентов не
следует расценивать как лень.
Во всех перечисленных случаях за
фасадом пресловутой лени скрываются самые
разные состояния, требующие различных
воспитательных и психологических подходов, а
также избирательного лечения. Самостоятельно
разобраться в возникших проблемах родители вряд
ли смогут, необходимы консультации специалистов.
Если ваш ребенок, как говорят
педагоги, учится ниже своих возможностей,
постарайтесь с помощью врача и психолога
объективно оценить его способности. Быть может,
его нежелание учиться объясняется не ленью, а
завышенными требованиями к нему.
Если ребенок отказывается от всех
поручений по дому и делает уроки из-под палки,
может быть, он нуждается в элементарном отдыхе.
От уставшего человека трудно ожидать больших
достижений в любом деле.
В случае, если ребенок стал
неожиданно ленивым, а раньше был другим, следует
подумать, не болен ли он. Лень, возможно, является
сигналом бедствия. Не спешите ругать и
наказывать ребенка, обратитесь к специалистам.
Вполне вероятно, что требуется медицинская и
психологическая помощь.
Всегда полезно хвалить и подбадривать детей,
воспитывая положительную модель поведения.
Постоянные порицания родителей и педагогов
способны погубить всякое желание трудиться.
|