Никита
СМИРНОВ,
профессор,
Использование новых технических
(аудиовизуальных, видеоэкранных) средств делает
обучение более наглядным и создает, казалось бы,
условия для сохранения работоспособности. Но, с
другой стороны, технические средства обучения
(ТСО) увеличивают объем информации, получаемой
школьниками, по сравнению с обычными уроками. И
хотя форма подачи ее более наглядна, повышает
внимание и интерес к изучаемому материалу,
возросший объем информации увеличивает
напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на
зрение и слух. При применении ТСО в младших
классах от трех до шести раз в неделю расписание
занятий должно строиться таким образом, чтобы в
течение учебного дня ребята переключались с
предметов, нагружающих преимущественно II
сигнальную систему (математика, чтение, русский
язык), на предметы, включающие в работу I
сигнальную систему, создающие положительную
атмосферу (труд, физкультура, ритмика).
Это помогает сохранению
работоспособности. В Америке и в Англии принятая
длительность передач учебного телевидения для
старших классов – 30 минут, а для младших
школьников – 20 минут (от трех до шести раз в
неделю).
В старших классах активное
использование ТСО приводит к большой
утомляемости, в основе которой лежат две
основные причины: 1) за то же время, что и при
традиционных формах обучения, дается больше
информации; 2) хотя форма и способ подачи ее более
наглядны, высокая плотность передачи знаний (при
отсутствии обратной связи) затрудняет процесс
восприятия.
Поэтому необходимо регламентировать
время передачи, определять наиболее
благоприятный тип передачи и структуры
телевизионного урока, а также создавать
оптимальные условия просмотра ТВ-передач в
школе.
Педагоги и психологи считают лучшим
следующее распределение времени на уроке типа
телевизионной лекции: 5 минут в начале урока
отводится для работы учителя с классом; 25–35 –
передача; от 5 до 15 минут – работа учителя с
классом по усвоению материала, его обобщению и
дополнению. При телевставке на уроке время можно
распределить так: 15 минут – для работы учителя,
15–20 – телевставка; оставшиеся 10–15 минут –
работа учителя по просмотренным материалам или
дальнейшее изложение курса.
На работоспособность и состояние
организма учащихся отрицательно воздействуют:
а) телепередачи длительностью свыше
25–35 минут (в зависимости от предмета);
б) преобладание в передаче слова над
изображением, а также слишком большое количество
схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих
значительное напряжение зрения;
в) однообразная структура урока при
недостаточном контакте
«ведущий–учащийся–педагог»;
г) неблагоприятные условия просмотра
телевизионных передач (один телевизор на класс;
расположение учащихся к экрану телевизора ближе
2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами
или просмотр в полной темноте; плохое качество
изображения и т.д.).
Длительность непрерывного применения
аудиовизуальных средств устанавливается
согласно таблице.
Классы |
Длительность просмотра,
мин |
диафильмов, диапозитивов |
кинофильмов |
телепередач |
1–2-й
3–4-й
5–7-й
8–11-й |
7–15
15–20
20–25
– |
15–20
15–20
20–25
25–30 |
15
20
20–25
25–30 |
В течение недели число уроков
с применением ТСО не должно превышать для
учащихся младших классов 3–4, старших классов –
4–6.
В последние годы массовый характер
приобретает работа за персональным компьютером
(ПК). Быстрыми темпами растет увлечение
компьютерными играми, Интернетом, особенно среди
подростков. Все шире используется ПК и в школах.
Это ставит перед школой относительно новую
проблему, также связанную со
здоровьесбережением.
Даже не очень продолжительная работа
за ПК (не более 1 часа) вызывает у 73% подростков
общее и зрительное утомление, в то время как
обычные учебные занятия вызывают усталость
только у 54% подростков.
Увлекшись компьютером, испытывая
большой эмоциональный подъем, ребята даже не
замечают усталости и продолжают работать дальше.
Если же они увлечены одной из многочисленных
компьютерных игр, то не в силах оторваться от
компьютера по нескольку часов.
Еще более тяжелые последствия для
здоровья наступают, когда у экрана компьютера
оказываются младшие школьники. Такой ребенок к
вечеру возбужден, раздражен, неуправляем, плохо
засыпает, без конца просыпается. В результате на
уроках он совершенно неработоспособен.
Анализируя причины утомленного
состояния ученика на уроке, учитель должен
допускать вероятность многочасовых занятий
школьника за компьютером (дома или в специальных
клубах).
(из книги «Здоровьесберегающие
технологии в работе учителя и школы», 2003)
|