Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Урок здоровья

Давай посмотрим на мир!

Евгений ЖУЙКОВ,
г. Глазов,
Республика Удмуртия

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ,
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ, КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Когда-то на Земле существовали цивилизации, где воспитанием детей занимались мужчины. Сейчас в наших садиках и школах работают преимущественно женщины, но бывают исключения из правил. В одном из детских садов Глазовского района воспитатель – мужчина: Жуйков Евгений Викторович. Несмотря на молодой возраст, а ему 25 лет, Евгений Викторович – известный в городе Глазове педагог. Он прекрасно справляется со своей работой. Добрый, трудолюбивый, заботливый, Евгений воспитывает в детях уважение и любовь к тем, кто рядом с ними.

Параллельно с работой в детском саду Евгений трудится социальным педагогом в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Второй дом». Он является автором программы по охране зрения у школьников «Давай посмотрим на мир!». Учащимся 1–8-х классов он дает грамотную и систематизированную информацию о строении и функциях человеческого глаза, многообразии органов зрения в природе, пытается сформировать правильное отношение к профилактике и гигиене зрения. И самое главное – учит коррекционной гимнастике для глаз.

Программа широко обсуждалась специалистами различных профилей: социальными педагогами, психологами, медиками, классными руководителями. Были учтены мнения детей и их родителей.

За небольшой срок эта работа Жуйкова успешно реализована в восьми школах города Глазова. Немаловажно, что на занятиях школьники получают не только информацию о витаминах, полезных для зрения, но и сами витамины.

Елена ШИРОКОВА

Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов.

Герман Гельмгольц

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Категория обучающихся: дошкольники (старшая и подготовительная группа), школьники (младшие: 1–4-й классы; средние: 5–8-й классы; старшие: 8–11-й классы).

Продолжительность обучения: 12 академических часов.

Максим Горький писал: «Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

Наши глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира, так как основная часть информации об окружающем поступает в мозг именно через орган зрения. По данным Всемирной организации здравоохранения, на земном шаре насчитывается сейчас более 40 млн слепых людей. По данным Минздрава, за последние 10 лет в России число детей с патологией зрения возросло в 1,5 раза. Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в 1,5–2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с заболеваниями крови – в 2,5 раза, с нервными болезнями – в 2 раза.

По официальным данным Минздравмедпрома России, из 6 млн подростков, прошедших профилактический осмотр в возрасте 15–17 лет, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%. Основными из них являются близорукость, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы.

Среди причин слепоты и снижения зрения в настоящее время в развитых странах на первый план выдвигаются врожденные и наследственные поражения глаз у детей и заболевания глаз у пожилых людей при общих нарушениях организма, главным образом при диабете и атеросклерозе. Отсюда понятно, что сохранение величайшей ценности – зрения важно для всех сторон человеческой деятельности, будь то учеба, работа, досуг или повседневная жизнь.

Основной задачей гигиены зрения детей является обеспечение наилучших условий для работы глаз. Это должно способствовать нормальному развитию детей, повышению зрительной работоспособности, предотвращению развития близорукости и других дефектов зрения.

Программа «Давай посмотрим на мир» интегрирует современные медицинские, социологические, научные знания. Она содержит необходимый минимум знаний о строении, функциях человеческого глаза, о правилах гигиены, об особенностях строения органов зрения различных животных.

В основе программы лежат следующие принципы:

  1. Этическое отношение к личности.
  2. Конструктивное общение, искренний интерес к личному опыту ребенка, его актуализация.
  3. Диалогичность в общении как по содержанию, так и по форме.
  4. Свобода учения, предполагающая создание благоприятных условий для самообразовательной активности учащихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Обеспечить слушателей грамотной и систематизированной информацией о строении и функциях человеческого глаза, об особенностях строения органов зрения различных животных.
  2. Сформировать позитивное отношение к охране и гигиене зрения, ценностное отношение к своему здоровью.
  3. Дать слушателям практические навыки коррекционной гимнастики для глаз.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Занятия по программе снизят напряженность, травматические ситуации, связанные со здоровьем ребенка.
  2. Разовьется ответственность личности за свое здоровье.

 

Евгений Жуйков