Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Вне урока

Как мы создали свой клуб

Я 26 лет работаю учителем математики в средней школе № 2 г. Котельнича.
Каждый год мы с классом проводим открытые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Педагоги школы и города с интересом и одобрением встречают наши выступления.
Когда мои ученики закончили 9 классов, мы подвели итоги прошедших пяти лет.
Возможно, наш опыт заинтересует кого-то из коллег.

С уважением –

Лидия МОТОРИНА

В 1999/2000 году я провела анкетирование среди родителей своего 5-го «а» класса. На вопрос: «Какое место среди человеческих ценностей занимает здоровье ваших детей?» – только 7% опрошенных родителей ответили: «первое». Результат этого мини-опроса очень показателен, именно так население нашей страны относится к своему здоровью и здоровью своих детей.

Еще выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Я поставила перед собой цель – сохранить здоровье своих воспитанников, и с 1 сентября 2000/2001 учебного года в 6-м «а» классе заработал клуб «Здоровье».

Сообщение о целях и задачах клуба было принято детьми с интересом. И уже 3 сентября, в воскресенье, мы все в сопровождении трех родителей-энтузиастов отправились в первый оздоровительный поход в заповедную дубовую рощу за рекой. Там мы и провели весь день, наслаждаясь прекрасной погодой, походным обедом, костром, подвижными играми и переправой на катере через реку; там же я провела с детьми первую беседу о влиянии природных факторов на здоровье человека.

В дальнейшем такие выходы на природу стали в нашем классе регулярными: мы совершали пешеходные прогулки в Миршину – загородный лесной массив; зимой катались на лыжах и санках с гор, ходили в зимние походы в сопровождении старшеклассников и родителей. А через два года мы отправились в поход на родину космонавта-земляка В.П. Савиных. Эти приятные для детей прогулки и походы сочетались с практическими и теоретическими занятиями по формированию культуры здоровья.

На самых первых занятиях клуба мы разобрали вопрос: «От чего зависит здоровье человека?» По инициативе детей мы стали вести дневники здоровья, где они отмечали важные моменты, касающиеся их самочувствия.

Затем возник второй вопрос: «С чего нам надо начать свое оздоровление?» Ответ на него нашли в книгах. Начинать надо с позвоночника. Уяснили для себя роль позвоночника в работе всего организма, всех его органов, записали в блокноты упражнения для позвоночника, разучили их, стали выполнять их дома.

Потом настало время третьего вопроса: «А что еще надо делать для укрепления здоровья?» Выделили очередные важные составляющие здоровья: питание и режим, а также обсудили связь здоровья и успешной учебы.

На последующих занятиях по вопросам оздоровления выступали сами дети. К занятиям мы старались привлекать и специалистов-медиков, родителей учащихся. Совместно с родителями просмотрели фильм «Сколиоз и его предупреждение», провели и небольшую читательскую конференцию по здоровому образу жизни, в заключение которой дедушка одного из учеников, врач по специальности, рассказал о том, почему важно с юных лет беречь и укреплять здоровье, соблюдать режим дня, делать зарядку (сам он делает зарядку с юности), не приобретать вредных привычек.

Мне нравится, что на занятия дети приносят из дома литературу по оздоровлению, много и охотно выступают, разучивают оздоровительные упражнения. Однажды порадовал такой момент: во время обмена мнениями неожиданно вышел Женя Абрамов, один из братьев-близнецов, и выступил против табакокурения, привел примеры из жизни и из книги, которую принес с собой. Я не давала ему задания выступать, он это сделал по зову души. Впоследствии из беседы с его мамой я поняла, что папа близнецов курит, мальчикам это не нравится, и они активно противятся его вредной привычке.

Большое внимание мы уделяем гигиене зрения. Никого не пришлось убеждать, что беречь и укреплять зрение важно каждому. Мы с детьми разучили упражнения на расслабление глаз, упражнения для восстановления зрения. Договорились выполнять их ежедневно и повторяем их постоянно в течение всех четырех лет существования нашего клуба.

Создавая программу формирования здорового образа жизни, я учитывала реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков, которые уже имели дети; содержание предметов, изучаемых в школе; состояние здоровья учащихся.

Основные задачи программы

1. Помочь подросткам осознать ценности здоровья.
2. Сформировать у них опыт самопознания.
3. Стимулировать овладение индивидуальными способами здорового образа жизни.

Как классный руководитель я считала необходимым привлечь к работе клуба «Здоровье» родителей учащихся, что и было сделано в сентябре 2000 г., когда на родительском собрании я подробно рассказала о целях и задачах клуба, его программе. С этого момента родители всегда были помощниками и участниками всех наших походов, вечеров отдыха и других мероприятий.

С течением времени наши оздоровительные мероприятия становились все разнообразнее. В спортивном зале мы под музыку разучивали различные спортивно-оздоровительные комплексы, подготовили агитбригаду «Курильщик – сам себе могильщик» и выступили с ней перед учащимися школы, провели показательные выступления с комплексом оздоровительных упражнений и познакомили с ними педагогов школы на педагогической конференции. На занятиях клуба «Здоровье» и классных часах мы встречались с последователем Порфирия Иванова Владимиром Чураковым, с пропагандисткой оздоровительной системы М. Норбекова Галиной Иннокентьевной Коноваленко, а позже сами подробнее ознакомились с этими и некоторыми другими оздоровительными методиками.

Оздоровительная деятельность не прекращалась и в каникулы. Каждый учебный год я организовывала в каникулярное время детский школьный дневной оздоровительный лагерь на базе своего класса: два зимних лагеря (по десять дней) и один летний (двадцать один день) с двухразовым питанием и разнообразной оздоровительной программой.

За четыре года деятельности клуба я для себя открыла много нового, научилась выполнять различные оздоровительные комплексы. У меня появилась потребность делиться знаниями с другими людьми, и я на своих уроках стала проводить оздоровительные пятиминутки. Ученики охотно выполняли их, и мы с ними отметили повышение качества контрольных и самостоятельных работ, проведенных после таких упражнений.

Я поняла, что проблема здоровья, прежде всего, заключается в нашем сознании, и мы должны переосмыслить свой образ жизни, свое отношение к природе...

Ученики нашего 9-го «А» класса в своих анкетах также отмечали, что приобрели много новых знаний по ЗОЖ. Из 24 учащихся 22 не курят, никто не употребляет спиртные напитки, 5 человек занимаются в спортивных секциях, двое имеют высокие спортивные разряды, 23 человека овладели техникой точечного массажа.

Я считаю, что в каждом классе надо вести работу по ЗОЖ, а в школе необходимо создать целостную воспитательно-образовательную программу, которая бы включала:

– систематические занятия и воспитательные мероприятия по ЗОЖ;
– разнообразное, сбалансированное питание;
– сеть разнообразных спортивных секций, чтобы дети имели выбор по интересам и возможностям;
– организацию труда и отдыха в соответствии с биоритмами детей;
– обучение детей умению управлять своими эмоциями (работа со школьным психологом);
– профилактику вредных привычек с помощью внеклассных мероприятий с привлечением специалистов.

А для младших школьников:

– совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, однодневные походы;
– на родительских собраниях вести беседы «Здоровье в наших руках»;
– обучать детей методикам точечного массажа;
– вести экологическое воспитание.

Для обучения детей сохранению здоровья и стремлению к здоровому образу жизни необходимо шире привлекать специалистов.

Хорошо было бы создать в школе комиссию, которая следила бы за изменениями состояния здоровья детей и предоставляла информацию на педсоветы, родительские собрания для общих выводов и дальнейших действий.

Те, кто заинтересовался опытом Лидии Ивановны Моториной, могут написать ей по адресу: 612600, Кировская обл., г. Котельнич, ул. Советская, д. 89, кв. 1.

 

Лидия Моторина