Я 26 лет работаю учителем математики в средней
школе № 2 г. Котельнича.
Каждый год мы с классом проводим открытые
мероприятия, пропагандирующие здоровый образ
жизни.
Педагоги школы и города с интересом и одобрением
встречают наши выступления.
Когда мои ученики закончили 9 классов, мы подвели
итоги прошедших пяти лет.
Возможно, наш опыт заинтересует кого-то из
коллег.
С уважением –
Лидия МОТОРИНА
В 1999/2000 году я провела анкетирование
среди родителей своего 5-го «а» класса. На вопрос:
«Какое место среди человеческих ценностей
занимает здоровье ваших детей?» – только 7%
опрошенных родителей ответили: «первое».
Результат этого мини-опроса очень показателен,
именно так население нашей страны относится к
своему здоровью и здоровью своих детей.
Еще выдающийся педагог В.А.
Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От здоровья и
жизнерадостности детей зависит их духовная
жизнь, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
Я поставила перед собой цель –
сохранить здоровье своих воспитанников, и с 1
сентября 2000/2001 учебного года в 6-м «а» классе
заработал клуб «Здоровье».
Сообщение о целях и задачах клуба было
принято детьми с интересом. И уже 3 сентября, в
воскресенье, мы все в сопровождении трех
родителей-энтузиастов отправились в первый
оздоровительный поход в заповедную дубовую рощу
за рекой. Там мы и провели весь день, наслаждаясь
прекрасной погодой, походным обедом, костром,
подвижными играми и переправой на катере через
реку; там же я провела с детьми первую беседу о
влиянии природных факторов на здоровье человека.
В дальнейшем такие выходы на природу
стали в нашем классе регулярными: мы совершали
пешеходные прогулки в Миршину – загородный
лесной массив; зимой катались на лыжах и санках с
гор, ходили в зимние походы в сопровождении
старшеклассников и родителей. А через два года мы
отправились в поход на родину космонавта-земляка
В.П. Савиных. Эти приятные для детей прогулки и
походы сочетались с практическими и
теоретическими занятиями по формированию
культуры здоровья.
На самых первых занятиях клуба мы
разобрали вопрос: «От чего зависит здоровье
человека?» По инициативе детей мы стали вести
дневники здоровья, где они отмечали важные
моменты, касающиеся их самочувствия.
Затем возник второй вопрос: «С чего нам
надо начать свое оздоровление?» Ответ на него
нашли в книгах. Начинать надо с позвоночника.
Уяснили для себя роль позвоночника в работе
всего организма, всех его органов, записали в
блокноты упражнения для позвоночника, разучили
их, стали выполнять их дома.
Потом настало время третьего вопроса:
«А что еще надо делать для укрепления здоровья?»
Выделили очередные важные составляющие
здоровья: питание и режим, а также обсудили связь
здоровья и успешной учебы.
На последующих занятиях по вопросам
оздоровления выступали сами дети. К занятиям мы
старались привлекать и специалистов-медиков,
родителей учащихся. Совместно с родителями
просмотрели фильм «Сколиоз и его
предупреждение», провели и небольшую
читательскую конференцию по здоровому образу
жизни, в заключение которой дедушка одного из
учеников, врач по специальности, рассказал о том,
почему важно с юных лет беречь и укреплять
здоровье, соблюдать режим дня, делать зарядку
(сам он делает зарядку с юности), не приобретать
вредных привычек.
Мне нравится, что на занятия дети
приносят из дома литературу по оздоровлению,
много и охотно выступают, разучивают
оздоровительные упражнения. Однажды порадовал
такой момент: во время обмена мнениями
неожиданно вышел Женя Абрамов, один из
братьев-близнецов, и выступил против
табакокурения, привел примеры из жизни и из
книги, которую принес с собой. Я не давала ему
задания выступать, он это сделал по зову души.
Впоследствии из беседы с его мамой я поняла, что
папа близнецов курит, мальчикам это не нравится,
и они активно противятся его вредной привычке.
Большое внимание мы уделяем гигиене
зрения. Никого не пришлось убеждать, что беречь и
укреплять зрение важно каждому. Мы с детьми
разучили упражнения на расслабление глаз,
упражнения для восстановления зрения.
Договорились выполнять их ежедневно и повторяем
их постоянно в течение всех четырех лет
существования нашего клуба.
Создавая программу формирования
здорового образа жизни, я учитывала реальные
возможности общеобразовательной школы: уровень
знаний, умений и навыков, которые уже имели дети;
содержание предметов, изучаемых в школе;
состояние здоровья учащихся.
Основные задачи программы
1. Помочь подросткам осознать ценности
здоровья.
2. Сформировать у них опыт самопознания.
3. Стимулировать овладение индивидуальными
способами здорового образа жизни.
Как классный руководитель я считала
необходимым привлечь к работе клуба «Здоровье»
родителей учащихся, что и было сделано в сентябре
2000 г., когда на родительском собрании я подробно
рассказала о целях и задачах клуба, его
программе. С этого момента родители всегда были
помощниками и участниками всех наших походов,
вечеров отдыха и других мероприятий.
С течением времени наши
оздоровительные мероприятия становились все
разнообразнее. В спортивном зале мы под музыку
разучивали различные спортивно-оздоровительные
комплексы, подготовили агитбригаду «Курильщик –
сам себе могильщик» и выступили с ней перед
учащимися школы, провели показательные
выступления с комплексом оздоровительных
упражнений и познакомили с ними педагогов школы
на педагогической конференции. На занятиях клуба
«Здоровье» и классных часах мы встречались с
последователем Порфирия Иванова Владимиром
Чураковым, с пропагандисткой оздоровительной
системы М. Норбекова Галиной Иннокентьевной
Коноваленко, а позже сами подробнее ознакомились
с этими и некоторыми другими оздоровительными
методиками.
Оздоровительная деятельность не
прекращалась и в каникулы. Каждый учебный год я
организовывала в каникулярное время детский
школьный дневной оздоровительный лагерь на базе
своего класса: два зимних лагеря (по десять дней)
и один летний (двадцать один день) с двухразовым
питанием и разнообразной оздоровительной
программой.
За четыре года деятельности клуба я
для себя открыла много нового, научилась
выполнять различные оздоровительные комплексы.
У меня появилась потребность делиться знаниями с
другими людьми, и я на своих уроках стала
проводить оздоровительные пятиминутки. Ученики
охотно выполняли их, и мы с ними отметили
повышение качества контрольных и
самостоятельных работ, проведенных после таких
упражнений.
Я поняла, что проблема здоровья, прежде
всего, заключается в нашем сознании, и мы должны
переосмыслить свой образ жизни, свое отношение к
природе...
Ученики нашего 9-го «А» класса в своих
анкетах также отмечали, что приобрели много
новых знаний по ЗОЖ. Из 24 учащихся 22 не курят,
никто не употребляет спиртные напитки, 5 человек
занимаются в спортивных секциях, двое имеют
высокие спортивные разряды, 23 человека овладели
техникой точечного массажа.
Я считаю, что в каждом классе надо
вести работу по ЗОЖ, а в школе необходимо создать
целостную воспитательно-образовательную
программу, которая бы включала:
– систематические занятия и
воспитательные мероприятия по ЗОЖ;
– разнообразное, сбалансированное питание;
– сеть разнообразных спортивных секций, чтобы
дети имели выбор по интересам и возможностям;
– организацию труда и отдыха в соответствии с
биоритмами детей;
– обучение детей умению управлять своими
эмоциями (работа со школьным психологом);
– профилактику вредных привычек с помощью
внеклассных мероприятий с привлечением
специалистов.
А для младших школьников:
– совместные мероприятия с
родителями, выходы на природу, однодневные
походы;
– на родительских собраниях вести беседы
«Здоровье в наших руках»;
– обучать детей методикам точечного массажа;
– вести экологическое воспитание.
Для обучения детей сохранению
здоровья и стремлению к здоровому образу жизни
необходимо шире привлекать специалистов.
Хорошо было бы создать в школе
комиссию, которая следила бы за изменениями
состояния здоровья детей и предоставляла
информацию на педсоветы, родительские собрания
для общих выводов и дальнейших действий.
Те, кто заинтересовался опытом Лидии
Ивановны Моториной, могут написать ей по адресу: 612600,
Кировская обл., г. Котельнич, ул. Советская, д. 89,
кв. 1.
|