20 декабря 2004 года в Государственной думе РФ прошел круглый стол на тему «О совершенствовании законодательства Российской Федерации в освещении средствами массовой информации вопросов физической культуры и здорового образа жизни». Предлагаем вашему вниманию выдержки из доклада директора Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки РФ Сергея АПАТЕНКО
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной.
По данным Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2003 году среди детей в возрасте от 0 до 18 лет, лишь 32,1% детей признаны здоровыми, 51,7% имеют функциональные отклонения, 16,2% – хронические заболевания. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние десять лет возросла на 42,5% и увеличилась практически по всем классам болезней.
Многие из выявленных патологий можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях.
Однако различным ступеням дошкольного, общего и профессионального образования присущи негативные процессы, сдерживающие функционирование системы и не обеспечивающие достаточный уровень физического развития и физической подготовленности школьников и учащейся молодежи.
Так, на ступени дошкольного образования большая часть детей по разным причинам не посещает детские сады и тем самым не вовлечена в организованные занятия физическими упражнениями. Не приобретая первоначальных двигательных навыков, дошкольники отстают в своем физическом развитии, что в определенной степени сдерживает их интеллектуальное развитие.
На ступени среднего полного общего образования из-за ограничения применяемых форм и средств физического воспитания не удовлетворяется весь спектр интересов и потребностей старших школьников. Это, как правило, ведет к снижению посещаемости уроков физической культуры, что особенно проявляется у учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам.
На ступени начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности физического воспитания, использование в ней прикладных видов спорта. Неоправданно сокращен (с четырех до двух часов) недельный объем обязательных учебных часов, отводимых на физическую культуру в модели и примерных учебных планах начального профессионального образования, разрушена клубная деятельность учебных заведений, ранее финансировавшаяся отраслевыми профсоюзами.
На ступени высшего профессионального образования слабо организована работа по формированию у студентов методико-практических навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни, резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вузов.
В современных условиях проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, формирования физической культуры личности требуют разработки новых подходов к построению процесса физического воспитания.
Прежде всего Министерство образования и науки России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта. Министерство рекомендовало вузам сохранить, где имелись, или создать вновь кафедры здоровья, занимающиеся подготовкой студентов к работе по формированию культуры здоровья обучающихся, воспитанников, студентов. Учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования включают в учебные планы блок дисциплин, обеспечивающих подготовку учителей к работе по формированию, сохранению и развитию здоровья обучающихся, воспитанников, студентов.
В качестве других позитивных моментов организации мер, направленных на сохранение здоровья в современной школе, можно отметить:
-
внедрение в практику современной школы научных основ ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья, санитарно-гигиенических основ профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков и современных способов противостояния недугам;
- оснащение учреждений образования современным медицинским оборудованием и создание условий для профилактики и предупреждения развития болезни на ранних стадиях (фитобары, оздоровительные, массажные, стоматологические кабинеты и пр.).
23 мая 2002 года состоялось совместное заседание коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования по вопросу «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Коллегия отметила роль физической культуры в образовательном учреждении как важного условия обеспечения необходимого уровня гармоничного развития обучающихся, формирования таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, о физическом развитии и воспитании детей и молодежи.
Определены приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе:
- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;
- объективизация оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи;
- создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;
- профилактика асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- оснащение образовательных учреждений учебно-спортивным оборудованием и инвентарем.
По итогам заседания коллегий издан соответствующий совместный приказ, предусматривающий комплекс мер по совершенствованию процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.
Во исполнение данного приказа Министерством в 2002 году направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендации о введении в 1–11-х классах общеобразовательных учреждений, а также в учреждениях начального профессионального образования дополнительных часов физической культуры.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:
- осуществлять постоянный контроль за соблюдением в образовательных учреждениях действующего законодательства в части организации процесса физического воспитания обучающихся и врачебно-педагогического контроля за ним;
- принять меры по созданию в образовательных учреждениях детско-юношеских и студенческих спортивно-оздоровительных клубов;
- предусмотреть в региональных программах развития физической культуры, спорта и туризма реконструкцию и строительство учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым спортивным оборудованием и инвентарем;
- оказывать содействие и помощь региональным отделениям всероссийских физкультурно-спортивных организаций в проведении внеучебной физкультурно-спортивной работы и организации спортивных мероприятий среди учащейся и студенческой молодежи;
- содействовать сохранению и развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
- обеспечить доступ детям и подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и вечернее время (до 22.00).
В 2003 и 2004 годах осуществлены меры по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений (из федерального бюджета на указанные цели было выделено по 300 тыс. рублей ежегодно). В рамках Федеральной программы развития образования спортивным оборудованием обеспечены все образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» медицинские кабинеты образовательных учреждений, входящих в Ассоциацию школ, содействующих здоровью, оснащены комплектами оздоровительного оборудования.
В целях пропаганды культуры здоровья, ценностей здорового образа жизни Минобразованием России совместно с Госкомспортом России, Минздравом России в 2003 году органам управления образованием, педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано ежегодно проводить 7 апреля Всероссийский день здоровья детей. В 2003–2004 годах в рамках Дня здоровья проводились различные мероприятия, направленные на создание условий для формирования у обучающихся и педагогов полезных навыков здорового образа жизни, в том числе – телемарафон «Мое отношение к здоровью», в котором приняли участие все регионы России, урок «Культура здоровья».
Полный текст доклада опубликован в газете «Спорт в школе», №2/2005.
|