Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2005

Учительская

Учитель XXI века

Все, что происходит в школе, так или иначе связано с человеком. И забота о здоровье – часть заботы о человеке. Поэтому ответственность учителя поистине огромна, но и от государства требуется внимание по отношению к педагогу. Мало кто работает так же напряженно (и при этом – в спертом воздухе классов, а порой и дома, в выходные). Если о здоровье детей должны думать учителя, то кто подумает об учительском здоровье?

Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя,
и вы измените окружающий мир.

Ф. Ларошфуко

Как здоровье школьников, так и здоровье учителей прямо зависит и больше всего страдает от двух факторов: ненормированной продолжительности рабочего и учебного дня, недели, года и от предельного напряжения организма в течение этого времени. Одно из важнейших условий труда учителя, которое также влияет на здоровье педагога, – количество учащихся в классе. Реально оно должно быть таким, чтобы позволить учителю уделять должное внимание каждому.

Изучением состояния здоровья учителей в нашем регионе занимаются центры, службы, лаборатории здоровья. Так, по данным проведенного опроса слушателей кемеровского областного ИУУ (количество респондентов – 500 человек), 45% учителей средних школ Кузбасса не удовлетворены культурной и интеллектуальной атмосферой в педагогических коллективах школ области; 82% учителей испытывают психологический дискомфорт в своей профессиональной деятельности; 95% не удовлетворены престижем своей профессии в обществе (43% считают его низким, 52% – крайне низким). Если в конце 60-х годов 90% учителей заявляли, что они никогда не оставят школу, то уже в 90-х годах только 12% смогли однозначно сказать, что при любых обстоятельствах не расстанутся с профессией учителя.

Главные выводы исследований таковы:

  • – продолжительность рабочего дня учителя в 1,5–2 раза превышает продолжительность рабочего дня представителей большинства других профессий;
  • в сравнении с другими профессиями учитель имеет самый большой объем ежедневной сверхурочной работы и работы в выходные;
  • вся сверхурочная работа, намного превышающая урочную (работа в течение нормированного рабочего дня), и работа в выходные, которая на всех производствах крайне ограничена, допускается только с согласия профсоюза и оплачивается в несколько раз выше урочной, учителю не оплачивается – он выполняет ее даром;
  • объем ежедневного рабочего времени учителя не изучен, не учтен и не отражен в действующем трудовом законодательстве;
  • здоровье, социально-бытовые условия, оплата труда, отдых, самочувствие, профессиональный престиж учителя всегда были и остаются за пределами общественно-государственного внимания, уважения, заботы;
  • среди всех без исключения видов массового профессионального труда труд учителя – самый нервный, напряженный, изматывающий, тяжкий, это поистине каторжный труд.

Если мы подумаем об этом, то поймем: никакая другая профессия не требует ничего подобного от своих служителей. И тогда мы и без всяких медицин¬ских обследований сможем легко представить себе, какому профессиональному риску ежедневно подвергается учительское здоровье и в каком расстроенном состоянии оно находится.

Но если школьники не могут изменить сложившуюся ситуацию, то учителя должны знать учебно-трудовое законодательство и потребовать убрать повреждающее для них самих и для ученического здоровья напряжение из учебно-воспитательного процесса. А для этого им придется, наконец, осознать свои реальные силы и возможности, которыми они давно располагают.

Фактически в нашей стране следует пересмотреть положение учителя, основываясь на таких международных актах, касающихся прав человека, как Конвенция 1951 г. относительно равного вознаграждения за равной ценности труд, Конвенция 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция 1960 г. о дискриминации в области образования, принятая Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры, а также Закон РФ «Об образовании», статьи 54 и 55.

В нашей стране права учителей ограничены ведомственным законодательством по сравнению с правами других профессиональных групп. Недостатки коренятся и в программе подготовки учителей: в ней, например, отсутствует такой важнейший и необходимый предмет, как основы экспериментирования в области педагогики. Недостаточна подготовка по правовым, экономическим, психологическим, физиологическим и другим дисциплинам.

Важным условием, от которого напрямую зависит качество работы учителя, является его профессиональный опыт, культура, кругозор.

К сожалению, в нашей стране педагогическое образование обесценено. Это привело к падению качества обучения и педагогической науки. Человек, окончивший любое высшее или специальное учебное учреждение – не педагогическое, имеет право быть учителем*. Поэтому цена педагогического знания очень низка. Иная ситуация в большинстве развитых стран. Так, в Японии есть прекрасная традиция почитать наставника, учителя. «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», – гласит древняя мудрость.

Сотрудники Института образования взрослых РАО проанализировали современную социально-образовательную ситуацию и обозначили следующие ее особенности:

  • – прагматизация образовательных запросов взрослых и в связи с этим снижение уровня общекультурного компонента в содержании образования;
  • – дезориентация человека в мире ценностей и идеалов и в связи с этим снижение значимости гражданской и общественной культуры;
  • – пассивность образовательных потребностей людей, подавление, в том числе и средствами массовой коммуникации, духовных и творческих образовательных инициатив;
  • – снижение роли формального непрерывного образования и усиление роли информального, носящего неструктурированный характер и способствующего в этой связи образованию на уровне обыденного сознания и социальных стереотипов;
  • – потеря единого образовательного пространства, созда¬ющая искусственные барьеры на пути развития человека и тем самым несущая реальную угрозу культуре.

Ученые делают вывод, что образование в современной России все в меньшей степени реализует свою основную функцию – развития личности.

Исследовательский материал показывает: в какой степени человек будет переживать определенный кризис и что будет способствовать его преодолению, прежде всего зависит от самой личности. Анализ ценностных ориентаций взрослых выявил следующие значимые отношения, определяющие профессиональное развитие:

  • – отношение к новому (развитию, перспективе);
  • к контролю над обстоятельствами своей жизни;
  • к определению смысла своей профессиональной деятельности;
  • к открытости для взаимодействия с другими людьми.

С.Г. Вершловский говорит, что эти отношения связаны с кризисом профессионального развития и отражают нежелание профессионального самообновления, сопротивление новому, превалирование обстоятельств жизни и условий над личными планами и замыслами взрослого, утрату понимания того, что именно является важным в профессиональной деятельности, чувство отчуждения от профессиональной реальности, изоляции и одиночества. Комплекс представленных характеристик рассматривается как кризисогенный фактор.

Рассматривая кризис профессионального развития, приверженцы гипотезы о «подростковом максимуме» считали, что общее интеллектуальное развитие человека завершается к 15–16 годам. Данный подход отнимал у теории образования взрослых психолого-педагогическое обоснование, делая беспер¬спективным расширение возрастных границ образования. Исследования, основанные на изучении психологии взрослых и практике их обучения, опровергли эти гипотезы и доказали безграничность личностного развития человека при условии постоянной интеллектуальной активно¬сти. Э. Торндайк в своей работе «Обучение взрослых» утверждал, что при «обучении сам возраст как таковой играет одинаково малую роль как при успехе, так и при неудаче». Еще ¬позднее О. Брим одним из первых высказал мысль, что социализация происходит в течение всей жизни. Но при этом социализация взрослых и социализация детей существенно различаются. Взрослые оценивают нормы – дети их усваивают. Социализация взрослых имеет своей целью повысить компетентность, в то время как социализация детей формирует мотивацию. Многие исследователи начали рассматривать социализацию взрослых как ряд ожидаемых и не¬ожиданных кризисов (от выбора профессии до ухода на пенсию), преодоление которых создает основу для дальнейшего роста (Э. Эриксон). Изучение социализации взрослых людей доказало, что их развитие может прекратиться или даже повернуть вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей. Был предпринят поиск психологических факторов, способствующих сохранению жизненной активности взрослых. К ним отнесены: возможность распоряжаться собой, увлеченность деятельностью, преданность определенным людям и духовным ценностям. Но самое главное – чувствовать свою социальную значимость, ощущать нужность другим.

Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

  • – создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
  • учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
  • коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретиче¬ское педагогическое образование, высокая культура и осо¬знание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.

  1. Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
  2. Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
  3. Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
  4. Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
  5. Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетиче¬ские критерии оценки явлений.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.

Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой». И снова мы получаем идеализированный вариант модели современного учителя. Но только формируя у себя подобные качества и характеристики, педагог способен работать в учреждениях формирования здоровья.


* Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения. М., 1985. С. 72.

 

Н. Касаткина ;
Л. Качан