Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2005

Технология

Искусство тоже лечит!

Продолжение. См. № 24/2004

На Руси считали, что поет в человеке душа и пение есть ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к качественному в техническом отношении исполнению песен, но и формируют, корректируют личность человека.

Работа «духовного пения» над сознанием издревле осуществлялась в различных культурах (в том числе в русской) на разных уровнях. В психологии такую работу называют коррекцией. Упражнения, которые можно использовать при вокально-хоровой работе, позволяют наблюдать результаты коррекции. Например, «разведение звука» – достижение максимума и минимума громкости, длительности, высоты нагнетает и снимает физическое и психическое напряжение. Обозначение максимума и минимума звука позволяет осознать и конкретизировать пространство поиска оптимального, что сказывается не только на освоении песенного материала, овладении резервами собственного голоса и организма в целом, но и на поиске своего места в жизни.

Большую роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Звук извлекается на улыбке, следовательно, он становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и дети уже с улыбкой смотрят на мир и на людей.

Работа со звуками (звуковой массаж), проводимая при вокально-хоровой работе, дает ощутимые результаты не только в приобретении определенных вокально-хоровых навыков, но и в профилактико-коррекционном отношении.

Дыхательные упражнения

Прежде чем научиться правильно дышать, необходимо осознать роль дыхания в жизни человека. Ученикам младших классов можно предложить ответить на ряд вопросов: сколько человек может прожить без пищи? без воды? без воздуха (кислорода)? Дети сами приходят к выводу, что дыхание – первооснова жизни. А правильное дыхание выполняет еще и профилактическую (дыхательная зарядка) и терапевтическую (коррекционную) задачи, не говоря уже о роли правильного дыхания в вокально-хоровой деятельности.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Известно изречение: «Дышите глубже. Вы взволнованы». Как дышать? Через нос. Существует утверждение, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Дыхательные упражнения можно разделить на две группы: полное дыхание и специальные дыхательные упражнения. Ко второй группе относятся попеременное или раздельное дыхание, очистительное дыхание, «рубка дров», звукодвигательные упражнения с выдохом звуков «с–з–ж». Например, для снятия напряжения рекомендуется выполнять дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука «ху». Сложите губы, как при произношении звука «у». Сделайте энергичный выдох. Повторите 6–7 раз.

Мысленное представление тока дыхания развивает сосредоточенность. Нелегко представить образ дыхания. Постарайтесь увидеть его в виде голубого ручейка. Направляя этот ручеек во время выдоха на напряженные мышцы, вы поможете им расслабиться и снять неприятные ощущения.

Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма.

Для овладения полным дыханием необходимо освоить три типа дыхания: нижнее, то есть диафрагмальное, или брюшное; среднее, или грудное, и верхнее, или ключичное. Школьникам младшего возраста тяжело освоить полное дыхание, поэтому лучше постараться восстановить диафрагмальное – способность дышать животом.

Упражнения для губ и языка

1. Хорошо открыть рот.

2. Сформировать хоботок, будто хотите кого-то поцеловать на расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду. Мысленно считая «раз-два», выполнять это упражнение до 10 раз.

3. Зевок. На дыхании – имитация зевка.

4. «Шинковка языка». Зубами прикусывать язык от корня до кончика языка, на одном дыхании.

5. «Машинка». работа губ, гудение на губах, треск – чем противнее, тем лучше (на улыбке, мышца растягивается).

6. «Ракета». на разные слоги с движением рук, «ушу, уше, уши» – сглаживает регистр – опора на дыхание. «у» – вниз вдох как можно ниже и до самого верха – ультразвука.

7. «Рубка дров». встаньте прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимите руки вверх, вдохните, прогнитесь назад. Затем, резко выдыхая со звуком «ха», наклонитесь, опустите руки, как при ударе топором, между ног и тут же поднимите их вверх. Повторите 5–10 раз.

Внимание! Очень важно, чтобы звук «ха» был результатом резкого выдоха, шел из грудной клетки.

Это упражнение хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу.

8. Дыхательные упражнения со звуками «ссс, жжж, ззз». Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Спина прямая. После полного выдоха сделайте вдох носом, затем медленно и плавно выдыхайте ртом, произнося один из названных звуков, пока воздух полностью не выйдет из легких. Повторите 4–5 раз.

Вибрация звуком оказывает благотворное влияние на весь организм, особенно на сердечно-сосудистую систему. Кроме того, сам звук способствует удлинению выдоха, что в свою очередь помогает снять напряжение и раздражительность.

Оздоровительные паузы

В силу экологических и психологических условий дети быстро устают и порой с трудом воспринимают учителя. А неправильная поза, слабые мышцы спины приводят к искривлению позвоночника, сутулости и другим нарушениям осанки. Все это – признаки усталости, которые влекут за собой снижение работоспособности. Чтобы этого не случилось, необходимо чередовать умственную работу с физической, проводить оздоровительные паузы во время уроков и на переменах.

1. Сядьте поудобнее на стуле. Сделайте 2–3 вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Медленно настройтесь на паузу отдыха.

2. Разотрите ладонь о ладонь до появления тепла, помассируйте пальцы. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Затем пальцами более тщательно промассируйте их миллиметр за миллиметром. Указательные пальцы вставьте в ушные раковины и повибрируйте ими, как бы освобождая от воды. Проделав это, вы почувствуете, что пропали вялость и сонливость, появились бодрость и свежесть.

3. «Напишите» в воздухе носом и подбородком цифры от 1 до 10 или буквы. Делайте это с максимальным поворотом головы (цифры или буквы должны получаться высокими и большими). Можно «рисовать» в воздухе различные предметы, фигуры и так далее, писать добрые слова. При выполнении упражнения нужно двигать шеей плавно, без рывков и излишнего напряжения. Туловище держать неподвижно, спину прямо. Это упражнение улучшает кровообращение головного мозга, работу шейных позвонков, избавляет лицо от наметившегося второго подбородка.

4. «Музыкальный биомассаж» (развитие чувственного восприятия музыки). Участники пропевают про себя все звуки, активизируя соответствующие ощущения: до – словно тяжелым молотом бьет, звенит, гудит в макушке; ре – вибрация, щекотание в горле; ми – ласкает, поглаживает в области сердца; фа – заполняет энергией, звенит в солнечном сплетении; соль – вибрирует в пупке; ля – вибрирует в копчике; си – звенит в коленях; до – молотом бьет в ступнях и в обратном порядке.

5. Синестезия звуков («цветной слух»). Можно использовать какой-нибудь инструмент или магнитофон. Работает вся группа. Задача: воспроизвести (передать) образ звука в движении, цвете, форме, эмоции. Затем работа по представлению: то же самое для звуков вспоминаемых, воображаемых – прибой, колокол и пр. (3–4 звука).

6. «Поза дерева». Стоя или сидя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Плавно поднимите руки вверх, потянитесь всем телом. Внимание – на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

Это упражнение можно варьировать, изображая пальцами листочки, медленно шелестящие под тихим спокойным ветерком, руками – ветки, шуршащие при умеренном ветре, телом – ствол, раскачивающийся под сильным, ураганным ветром, и так далее. Здесь уже все зависит от творчества, фантазии учителя и учеников. Можно использовать как специально подобранные музыкальные фрагменты, так и музыкальный материал урока.

7. «Божественная поза». Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните. Дыхание произвольное, спокойное. Удерживайте позу 20–30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Это упражнение дает возможность дышать полной грудью, вызывает чувство легкости. Если ученики, сидя за партами во время урока, вспомнят эту позу, то их спина будет всегда прямой.

8. «Поза льва». Это упражнение, несмотря на свой гротескный и устрашающий вид, не имеет себе равных при лечении различных заболеваний горла, особенно ангины. Сядьте на пятки или на стул. Положите руки на колени. Можно делать упражнение стоя, приняв положение льва. Сделайте глубокий вдох-выдох и высуньте язык как можно дальше. Одновременно напрягите и растопырьте пальцы, откройте широко рот и вытаращите глаза. Напрягите шею и все тело (в особенности горло). Держите эту позу несколько секунд, сохраняя напряжение, потом расслабьтесь. Позже несколько измените исходное положение: скрестите ноги в лодыжке и сядьте на скрещенные пятки.

Это упражнение выполняется 2–3 раза, но при болях в горле его следует выполнять 6–10 раз в течение дня. Действие позы льва обусловлено стимуляцией притока крови к горлу. Эта поза хорошо массирует и тонизирует мышцы и связки горла и в то же время укрепляет и взбадривает все тело. При увеличенных миндалинах и при обостренной восприимчивости к инфекциям это упражнение следует выполнять ежедневно.

Не следует делать это упражнение сразу после еды: возможен позыв к рвоте.

(Окончание следует)

 

Нина Лихолет