Тема сегодняшнего урока: «Грамотное восприятие себя и окружающего мира».
Каждый человек хотел бы быть счастливым. А это целое искусство. Оказывается, можно научиться быть счастливым. Этому нас с самого раннего детства учат сказки, очень мудрые наши учителя. Все мы, читая сказки, мечтали быть похожими на добрых героев. Скажите, на каких сказочных героев мечтали быть похожими вы?
(Ответы детей.)
Хорошо. А теперь давайте попробуем перечислить, какими качествами обладают положительные и отрицательные герои в сказках.
(Перечисляют.)
Мы всегда симпатизируем положительным героям и стремимся быть похожими на них. Но с добром соседствует зло. Разве сумели бы люди познать добро, не узнай они зла? Разве сумели бы люди познать счастье, не испытай они горе и невзгоды?
Конечно, у наших сказок всегда счастливый конец. И это мудро и разумно. Все в природе устроено мудро и разумно. На смену зиме приходит лето. Какие еще противоположности в природе вы могли бы назвать?
(Ответы детей: день–ночь, жара–холод, солнце–луна, огонь–вода…)
Мне хотелось бы, чтобы вы поучились находить во всем положительные стороны, позитивные моменты. Давайте попробуем поиграть в такую игру: я называю вам отрицательную сторону, а вы мне положительную. Начнем с места, где мы с вами живем, с Сибири. Я начинаю:
Говорят еще часто при встрече.
Спросит, ахая, житель столичный:
Из Сибири? Да что вы, далече!
Глухомань вам неужто привычна?
Что вы можете на это возразить? Любите ли вы Сибирь и за что?
(Ответы детей.)
Теперь давайте переключимся на город. Это здорово, что мы с вами живем именно в этом городе! Что же в нем такого замечательного?
(Ответы детей.)
А наша школа? Нравится ли вам она?
(Ответы детей.)
Ну а 5-й «А» класс?
(Ответы детей.)
По моему мнению, находить позитивное, положительное вы умели всегда. У вас здорово получается.
Все дело в том, что это наша природа устроила нас неодинаковыми. Одни воспринимают мир в основном через орган зрения – глаза, то есть визуально. Запишем незнакомое слово в тетради и нарисуем рядом глаз.
Другие воспринимают мир по большей части через орган слуха, аудиально. Запишем слово в тетрадь и нарисуем рядом ухо.
Третьи склонны прочувствовать – это кинестетики. Нарисуем руку. И нам, таким непохожим, очень интересно вместе. Верно?
А сейчас кого-то одного, кто хотел бы поиграть, я приглашу к доске. Желающих много, поэтому я раздаю листочки. На одном написано «Я умный», на другом – «Я хороший», на третьем – «Я красивый», на четвертом – «Я добрый», на пятом – «Ну, а я к доске. Ура!!!». (Карточку получил Саша.)
У нас есть шкала, по которой предлагается оценить себя.
Давайте сначала все вместе рассмотрим ее. Первое, что придется оценить Саше, это его рост: «–» – это не очень большой рост, «+» – это самый большой рост. Характер: «–» – это не очень хороший характер, «+» – просто ангел.
Дальше будем оценивать ум. Давайте разберемся. Как вы считаете, умный человек и отличник – это одно и то же?
(Обсуждают.)
Вывод. Если у человека по каким-то причинам нет желания учиться, он много пропустил, время идет, неусвоенный материал накапливается – человек в учебе не успешен. Значит ли это, что он глупец? Да нет же, конечно, успешность в учебе и ум – разные вещи. Так вот, Саше необходимо оценить свои умственные способности, а не успеваемость по отдельным предметам.
Дальше по шкале – «счастье». Насколько счастливым человеком ты себя ощущаешь?
И последнее. «Авторитет»: любят ли тебя в классе, уважают ли? Или ты чувствуешь себя здесь одиноким?
Справился с заданием Саша просто блестяще. А теперь, если ты разрешишь, Саша, я хотела бы оценить тебя по тем же показателям. Посмотрите, как отличается Сашина оценка от моей, как по-разному мы оцениваем одного и того же человека.
Сейчас хочу предложить вам всем оценить себя.
А теперь поменяйтесь листочками и оцените своего соседа. Посмотрите, совпадает ли ваша оценка с оценкой товарища?
Обратите внимание на круг на доске.
Он разделен на две равные части. Одна половина белая, другая – черная. Человек – это уникальное явление природы, в которой все устроено точно, совершенно и надежно. Человек в ней – как маленькая планета. В каждом из нас есть хорошее, доброе, светлое. И не очень хорошее, не очень доброе и не такое уж светлое. Сколько первого, столько же и второго.
Если нам человек симпатичен, мы видим в нем его красивую сторону. Мне бы очень хотелось, чтобы вы научились видеть позитивное, то есть положительное в людях. Будем же помнить, что у каждого из нас сколько темного, столько и светлого, сколько отрицательного, столько и положительного. Будем же учиться видеть самые красивые черты лица, самые красивые черты характера, самые красивые грани личности. И тогда мы будем здоровее и счастливее.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью,
Поскольку жизнь всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова.
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.
Булат Окуджава
Вот на этой приятной, лиричной, душевной ноте мне хотелось бы закончить наш урок.
|