С 26 по 28 октября в Москве прошел III Российский
конгресс педиатров и детских хирургов России,
посвященный применению новых технологий в
лечении детей. В конгрессе приняли участие более
трех тысяч специалистов из 79 регионов России, а
также стран СНГ и дальнего зарубежья. Некоторые
материалы, касающиеся здоровья школьников, мы
представляем сегодня
В г. Новокузнецке разработана система
управления формированием здоровья учащихся
различных форм обучения: лицеистов и школьников.
Система применена в крупном промышленном городе
с крайне неблагополучной экологической
обстановкой: в Новокузнецке сконцентрированы
предприятия черной и цветной металлургии и
угольной промышленности, а сам город расположен
в котловине.
Методологической основой системы
явилось:
1) использование с 1993 года
специализированной формы медико-санитарного и
медико-социального обслуживания
учащихся-лицеистов, а с 2000 года – всех
школьников;
2) контроль (комплексная оценка,
коррекция и профилактика нарушений) физического
развития, неврологического созревания,
соматического здоровья, поведения
развивающихся, в том числе высших, психических
функций, уровня интеллектуального развития
физических и психических процессов.
Эффективность разработанной системы
была подтверждена улучшением здоровья лицеистов
по сравнению со школьниками, несмотря на более
высокие информационные и интеллектуальные
нагрузки. Так, весьма умеренные различия в
Индексе здоровья в пользу лицеистов в начале
обучения (51% против 48% у первоклассников)
оказались значительно более выраженными у
учащихся 9-х классов (64% против 46%). Таким образом,
повышение качества медицинского обслуживания
учащихся является серьезным резервом укрепления
их здоровья.
При изучении структуры острой
заболеваемости школьников в Москве оказалось,
что первое место занимают болезни органов
дыхания – среди первоклассников заболеваемость
составляет 1135 на 1000 детей, среди 5-х классов – 811
на 1000, 8-х – 431 на 1000. На второе место выходят
болезни костно-мышечной системы (156 на 1000) и
болезни органов пищеварения (135 на 1000). Третья
позиция у органов зрения: у школьников 1-х классов
– 109 на 1000, 5-х классов – 142 на 1000 и 8-х классов – 173
на 1000. В структуре болезней органов дыхания
ведущие позиции занимают бронхиальная астма,
обструктивные бронхиты и болезни полости рта и
носоглотки; в структуре болезней костно-мышечной
системы – нарушения осанки, плоскостопие и
посттравматические процессы; в структуре
болезней органов пищеварения – болезни верхних
отделов желудочно-кишечного тракта; в группе
болезней органов зрения – предблизорукость и
близорукость.
В структуре хронической
заболеваемости школьников Москвы отмечена
естественная возрастная динамика увеличения
роста числа больных: 3,5% в возрасте 1 года, 10% в
возрасте 7 лет, 15% в возрасте 12 лет и 20% в возрасте 14
лет. У младших школьников основная группа
хронических больных представлена болезнями
костно-мышечной системы и дыхания (27 на 1000 детей),
органов пищеварения (19 на 1000). У школьников
средних классов на первое место выходят болезни
костно-мышечной системы (36 на 1000), на втором –
пищеварения (70 на 1000), на третьем – болезни
органов зрения (55 на 1000), за ними следуют
функциональные расстройства нервной системы (46
на 1000).
При изучении распространенности
аллергических заболеваний в г. Туле среди
школьников первых и восьмых классов было
выявлено, что симптомы аллергических
заболеваний присутствовали у 22,4% учащихся. При
этом 25% первоклассников-аллергиков имели
симптомы аллергического насморка, 44% – симптомы
нарушения проходимости бронхов и 31% –
аллергические поражения кожи.
Среди восьмиклассников-аллергиков
аллергический насморк наблюдался у 46%,
обструкции бронхов – у 35% и атопический дерматит
– в 19% случаев.
Эти данные свидетельствуют о гораздо
более высокой, по сравнению с официальной
статистикой, распространенности аллергических
заболеваний у детей в условиях промышленного
города. Медики планируют разработать методы
профилактики и лечения аллергии у детей в г. Туле.
При изучении распространенности
аллергической патологии у детей в условиях
техногенного загрязнения (г. Липецк)
подтвердилось, что наиболее высокая
распространенность наблюдается среди детей,
проживающих в районах с высоким уровнем
загрязнения. При разделении города на
«условно-чистый» и «условно-грязный» районы
выяснено, что все виды аллергических болезней в
«условно-грязном» встречаются в 3,7 раза чаще, чем
в «условно-чистом».
В Медико-генетическом научном центре
(Москва) определены современные подходы к
диагностике и профилактике нарушения
репродуктивного здоровья детей. Развитие
наружных и внутренних органов половой системы
происходит при участии сотен генов,
локализованных в хромосомах. Среди детей,
которые были обследованы в лаборатории центра, с
генетической патологией оказалось 55%. Это
говорит о том, что все дети с нарушением полового
развития должны проходить медико-генетическое
консультирование. Надо проводить профилактику
заболеваний органов репродуктивной системы. С
этой целью необходимо:
а) информировать общество о реальной
опасности нарушения генетической стабильности
при действии различных (биологических,
химических и физических) факторов внешней среды,
таких как бесконтрольное применение
антибиотиков, влияние «бытовых» ядов (алкоголь,
никотин, наркотики и др.);
б) создать государственные банки
консервации спермы для мужчин детородного
возраста, имеющих профессиональный риск
поражения половых клеток (работников вредных
производств), и для молодых людей, которым
предстоит химио- или радиотерапия в связи с
онкозаболеванием.
В одной из школ Москвы провели
исследование оценки методов специфической и
неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа.
Оказалось, что препарат физиомер показал
наиболее высокую эффективность по защите детей.
Заболеваемость по сравнению с группой детей, не
получавших профилактических препаратов,
уменьшилось в 4,4 раза. Среднее количество
пропущенных занятий на фоне приема препарата
уменьшилось в 4,4 раза. Также сократилась доля
тяжелых форм заболевания (с 48% до 17%).
Заболеваемость по сравнению с группой, привитой
вакциной «гриппол», была ниже в 1,1 раза, по
сравнению с группой, принимающей
гомеопатические препараты, – в 1,3 раза. В целом
методы профилактики, направленные на снижение
вирусной и бактериальной инфицированности
верхних дыхательных путей, являются
перспективными в детских коллективах.
В г. Твери проведена оценка
эффективности различных методов йодной
профилактики у детей школ-интернатов. Дети были
разделены на две группы: в первой получали
йодированную булку «умница», и в пищу добавляли
йодированную соль. Дети во второй группе ели пищу
только с добавлением йодированной соли.
Содержание йода в соли и булке соответствовало
ГОСТу. Через 3 месяца после начала йодной
профилактики всем детям были сделаны
ультразвуковые исследования щитовидной железы,
йода в моче и тиреотропного гормона, а также они
прошли психологическое тестирование. Результаты
исследований показали, что частота скрытого
гипотиреоза в обеих группах снизилась до 5%. У
детей первой группы улучшились показатели,
отражающие функцию внимания. Значит,
использование йодированной соли в течение 3
месяцев приводит к уменьшению йодной
недостаточности, улучшению функции щитовидной
железы. Добавление к йодированной соли
йодированного хлеба способствует более быстрой
нормализации йодного обеспечения, а также
улучшению всех показателей, отражающих функцию
внимания.
Состояние физического развития
ребенка – один из важнейших параметров здоровья
и индикатор социального благополучия общества.
По данным исследования, в г. Смоленске доля детей
с отставанием в росте, массе и физической
активности при высоких самооценках здоровья
обоих родителей и хороших условиях жизни
составляет 4,2%. Среди детей, воспитывающихся в
семьях среднего уровня, частота отставания по
тому или иному параметру физического развития в
3,2 раза выше, а среди детей из семей с низким
социальным статусом в 5 раз выше, чем у детей,
растущих в благоприятных условиях.
Физическое развитие детей кадетского
корпуса достоверно выше, чем у детей такого же
возраста, обучающихся в школах традиционного и
нетрадиционного профиля. Гармоническое развитие
имеют 82,2% кадетов. Среди них нет лиц с избыточным
весом.
При изучении влияния учебного
процесса на состояние здоровья детей (г.
Смоленск) отмечено, что обучение в школе является
важным периодом не только в образовании и
формировании личности, но и в становлении
здоровья учащегося. Для сохранения здоровья
требуется мобилизация дополнительных ресурсов
детского организма. При неправильной
организации учебного процесса развивается
школьная дезадаптация, которая сопровождается
нарушением всех компонентов здоровья.
При поступлении в школу дети из первой
группы здоровья показывают высокую школьную
готовность, хорошую мотивацию к учебе, 96% из них
имеют среднее физическое развитие, 14,3% – высокое
общее умственное развитие, 17% – выше среднего и
68,7% – среднее. В процессе первого года обучения
школьная адаптация сопровождается умеренным
психоэмоциональным напряжением, при стрессовой
ситуации адаптационные возможности снижаются. К
выпускному классу уже у 85,7% учащихся возникают
отклонения в психоэмоциональном статусе, у 22,3% из
них наблюдается снижение физической и у 11,1% –
умственной работоспособности, у 55,6% появляется
дисгармоничное физическое развитие, у 13,3%
школьников выявляется социальная дезадаптация.
Оказалось, что адаптационные
возможности детей со средним физическим
развитием лучше, чем у детей с высоким физическим
развитием, в 1,5 раза. У детей со средним
физическим развитием оптимальный уровень
адаптации в 2 раза выше, чем у детей с низким
уровнем физического развития. Следовательно,
дети с низким уровнем физического развития
независимо от возраста имеют низкие
адаптационные возможности в процессе школьного
обучения, а дети с высоким уровнем физического
развития составляют группу риска по срыву
адаптации.
|