Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2005

Из первых рук

«Я останусь здесь навсегда!»

О школе Тубельского написано много. Но так как, согласно поговорке, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать, редакция решила отправить в эту школу корреспондента: пусть все посмотрит своими глазами

«Что такое школа самоопределения? Это создание таких условий для ребенка, при которых он смог бы выработать свое собственное отношение к миру, культуре, другим людям, узнать и развить то, что в нем заложено, – объяснил директор А. Н. Тубельский. – Мы рассматриваем учебные программы и стандарты только как материал для этого.

Наша забота о здоровье ребят заключается, прежде всего, в продуманной организации образовательного процесса. У нас нет привычных четвертей и каникул, пять недель учебы чередуются с неделей отдыха. Мы пришли к выводу, что это оптимальное соотношение, поэтому со второго полугодия и старшеклассники переходят на такой график».

Педагоги школы широко используют проектный способ преподавания, даже у малышей. При этом небезосновательно считают, что выставление оценок отрицательно влияет на психику и общее самочувствие ребенка. Поэтому отметки вообще не выставляются вплоть до 8-го класса. Дневников у ребят нет, и родители за двойки их не наказывают. Рассказывает учитель словесности Т.Ф. Конюхова: «У нас накоплен большой опыт безотметочного, качественно-содержательного оценивания. Ребята приучаются к самоанализу, часто они сами себя оценивают по определенным критериям. На эту тему наши педагоги даже написали целую книжку, она уже в печати».

Дети устают, если неподвижно сидят на уроках. А здесь – то групповая работа, то парная, то индивидуальная, то кружок. Тело постоянно меняет позу и положение. Это больше способствует здоровью, считают учителя, чем регламентированные СанПиНами высота парт и физкультминутки. Устал – походи, побегай…

СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ

Вестибюль пересек мальчик в рыцарских доспехах. Он куда-то очень спешил…

Действительно, здесь есть где побегать, подвигаться. Кроме обычного спортивного зала в подвальном помещении оборудован еще один, где девочки с удовольствием занимаются танцами и шейпингом, а мальчики занимаются на тренажерах. В свободное время любой ученик может прийти сюда, чтобы поиграть в волейбол, баскетбол, настольный теннис, полазить по турникам…

А еще в школе есть комплекс-трансформер для малышей. Он сделан из стальных конструкций и толстых веревочных сеток по специальному заказу, полы устланы матами. Преподаватель физкультуры С.В. Реутский целый год учит детей активно двигаться на нем, видеть себя и других, самому заботиться о своей безопасности. Вообще, в младшей школе – свое расписание и звонков нет. Учитель может устроить перерыв, если чувствует, что это нужно детям, и привести их сюда покувыркаться.

Вместо обычных уроков физкультуры дети посещают спортивные секции по выбору. «Девочки, имеющие лишний вес, стесняются ходить на уроки физкультуры, достают любые справки, а ведь как раз им спортивные занятия очень нужны, поэтому мы решили проводить для них альтернативные занятия, – рассказывает школьный врач Л.В. Орлова. – Появление у ребенка проблем со здоровьем связано не столько с учебой в школе, сколько с его созреванием. Мы делаем все, что можем: проводим дыхательную гимнастику, занятия лечебной физкультурой для детей с нарушением осанки, плоскостопием, профилактические занятия по охране зрения, уроки здоровья в начальной школе и уроки медицины в старших классах».

ШКОЛА «ПОЛНОГО ДНЯ»

В затемненном классе горела свеча. Несколько таинственных фигур что-то обсуждали, склонившись над столом…

Это значит, что ученики с 1-го по 7-й классы проводят здесь целый день до шести часов вечера. Сначала – уроки, прогулка в парке или около школы, где тоже есть игровые комплексы. Ребята сами разработали проект школьного участка. Сейчас задумали построить шалаши и «гнездо» на дереве, макеты уже готовы.

Потом – занятия по выбору. Учителя стараются, чтобы уроки и деятельность во второй половине дня были связаны между собой. В керамической мастерской с тремя гончарными кругами и уроки проводят, и все желающие в свободное время с увлечением лепят поделки. Учителя тоже стремятся что-то сделать своими руками. Любители прикладного искусства могут попробовать свои силы в студиях батика, мягкой игрушки и слоеного теста. Работают театральный и фольклорный кружки, есть свой оркестр и театрально-цирковая студия, кукольный театр, спортивный клуб. Проводятся занятия для юных геологов.

Голодным никто не остается – до 15.30 работает столовая, а потом открывается школьное кафе. Посетителей обслуживает бригада школьников, которые получают за это деньги. Взрослый специалист, конечно, тоже присутствует.

У КАЖДОГО СВОЯ «ТУСОВКА»

По коридору проскользнула тенью учительница в плаще с капюшоном…

Если ученик младших классов чувствует, что сейчас не в силах заниматься, – его отпустят отдохнуть прямо во время урока (причем дети не пользуются этим правом без необходимости). Для этой цели создана специальная комната. Если ребенок устал от обилия впечатлений и общения, он может полежать в отгороженном занавеской уголке на мягких подушках, почитать. Может поиграть на пианино, повозиться с плюшевыми игрушками или живыми черепахами, на подвесном столе построить замок из конструктора «лего». Времени на строительство не хватило? Подвесной стол с помощью веревок подтягиваешь к потолку, это знак, что работу ты хочешь закончить. Все игры носят развивающий характер, и в результате учебное время не теряется.

В фойе на одном из этажей мальчишки гоняют мяч – это рекреация для средних классов.

Те, кто хотят высказаться или просто вы¬плеснуть эмоции, могут заняться «наскальной живописью». Для этого существует доска «свободного мнения». Когда на ней не остается чистого кусочка, приносят новую, а исписанные доски сохраняют. Получается своеобразная летопись школьной жизни.

У старшеклассников свое тусовочное место – симпатичные лавочки из керамики и дерева в окружении кадок с фикусами и прочей буйной растительностью. Здесь назначают свидания и обсуждают насущные проблемы, например результаты стажировки.

ПРАКТИКАНТЫ И СТАЖЕРЫ

В зимнем саду юная прекрасная дама вышивала свой вензель на платочке...

В учебный план старшеклассников включена социальная практика. Это может быть самая разнообразная деятельность, например помощь остарбайтерам (тем, кто был угнан немцами в Германию во время войны). Ребята не только помогают старикам (покупают продукты, лекарства…), но и выслушивают их, записывают воспоминания. Посещают детские дома, реабилитационный центр в Подмосковье, где лежат дети, больные раком, устраивают там концерты.

Чтобы помочь ребятам с выбором профессии придумали стажировку. На неделю занятия в школе отменяются. Ученики 9–10-х классов должны найти себе рабочее место в рамках предполагаемой профессии или посещать занятия в соответствующих вузах, чтобы понять «На самом ли деле я хочу этим заниматься?» Бывает стажировка в другую школу, лицей, гимназию. Некоторые потом в эти школы уходят, и это нормальный процесс, это их выбор. А бывает, что уходят и возвращаются.

«ИМЕЮ ПРАВО»

За поворотом коридора слышался шум битвы – крестоносцы в доспехах, с мечами и щитами сражались с сарацинами.

Так называется школьная Конституция, в которой записаны права и обязанности учителей и учеников. «Права – это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать. А обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет». Издано четыре сборника законов, и их переложение для младших классов: «О правах и обязанностях», «О защите чести и достоинства», «О дежурстве», «О курении», «О борьбе с вандализмом», «О прогулах» и другие. Новые законы принимают после всеобщего обсуждения.

Каждый год всеобщим прямым тайным голосованием выбирается Суд Чести и Совет школы (из учеников и педагогов). Обиженный и оскорбленный ученик или учитель может подать заявление в Суд. Суд его разбирает и обычно добивается примирения сторон.

Выборы предваряет настоящая избирательная кампания с листовками, плакатами и выступлениями по школьному радио.

Совет школы обсуждает абсолютно все: от учебной деятельности и финансовой сметы – до ассортимента буфета и меню столовой. Между прочим, члены Совета принципиально отказались от чипсов, кока- и пепси-колы и стараются подбирать для столовой продукты, полезные для здоровья. В столовой пекут вкусные пирожки и булочки, работает автомат с соками и печеньем.

ПАРК СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Юноша в облачении сарацина готовил свой меч к бою…

В школе работает «Парк открытых студий». В этом эксперименте участвуют школьники средних классов. На неделю вывешивается расписание, и дети сами выбирают, какие именно занятия они будут посещать (должно быть не менее 25 часов в неделю). Студия – это не совсем урок и совсем не лекция. Учителя сумели так организовать учебную деятельность разновозрастных групп, чтобы каждому ребенку занятие было понятно и интересно, чтобы старшие помогали младшим. Если ученику необходимо получить дополнительную информацию – к его услугам медиацентр (читальный зал свободного доступа, ксерокс, компьютеры, Интернет), видеотека.

Еще один эксперимент связан с проживанием разных исторических эпох. Допустим, ребята «погружаются» в Древний Египет. На уроках математики они считают, какую часть урожая нужно отдать фараону, какую – жрецам, а что можно оставить себе, рассчитывают пропорции пирамиды. На уроках словесности читают древние мифы и предания, изучают иероглифы…

То есть в школе стараются воссоздать цельную историческую эпоху.

Каждую осень проходит традиционная Лицейская неделя, посвященная Пушкину и его знаменитым друзьям. Проводятся разнообразные мероприятия. Например, как-то устроили «проживание лицеистов» – полтора дня 30 мальчиков провели в школе по расписанию Царскосельского лицея. Когда девочки сказали: «Мы тоже хотим!» – для них организовали «пансион благородных девиц» и школу гувернанток, где девочки занимались с малышами чистописанием, гуляли с ними. Все это действо заканчивается спектаклем и грандиозным балом в стиле XIX века. Когда еще встретишь директора школы во фраке?! Все ученики – от первоклашек до выпускников умеют танцевать вальс и полонез, польку и мазурку, у всех девочек есть бальные платья (кому купили родители, а кто и сам сшил в школьной мастерской).

Знания насильно в этой школе в детей не вдалбливают, ведь большую часть ребенок все равно забудет, а стараются помочь ему найти себя, свое призвание.

...это мальчик Женя из одиннадцатого класса помогал шестиклассникам «погрузиться» в Средневековье. На вопрос: нравится ли тебе учиться в этой школе? Ответил: «Класс! Я просто все здесь обожаю! Скоро я стану учителем математики и останусь в этой школе навсегда!»

 

Ирина Мещерякова ;
Нина Семина