Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2004

Архив

Дмитрий ЖУРАВЛЕВ,
кандидат психологических наук

Невроз – цена образования

Как полностью выполнить программу обучения и одновременно сохранить здоровье учащихся? Не получается! Какие только способы решения не предлагают! Одни ратуют за введение принципа «минимакс» – объяснять по максимуму, а спрашивать по минимуму. Интересно, что из этого получится? Другие видят выход в изменении содержания образования. Да, видно, так увлеклись, что за этим изменением не то что дети – учителя не успевают (учебники есть, а методических пособий нет). Кстати, как изменяется содержание – тоже вопрос: по одним предметам усложняется (как вам – читать Бабеля в 5-м классе?!), а по другим резко сокращается. Третьи говорят о жестком нормировании времени на выполнение домашних заданий, дабы избежать перегрузки. Что ж, очень жаль, что этим светлым умам не пришла в голову мысль о причинах таких больших домашних заданий и перекладывания работы учителя в школе на работу учащихся и их родителей дома. Ведь проще, не давая ответа, заставить, запретить, ограничить, перенести ответственность и так далее. Причем об учителе и его проблемах никто не думает. В общем, вместо одного, но профессионального подхода в решении вопроса существует много «творческих».

Каков же результат? Учителя в растерянности, дети нормально не могут перейти из школы в школу – программы не совпадают, а уж о вступительных экзаменах в вуз и говорить не приходится – репетитор нужен. Родители в шоке: «Задания такие, что мы своим детям помочь не можем». И в этой ситуации во главу угла ставится степень обученности, ведь именно ее будет проверять любая комиссия.

Извините, но напрашиваются вопросы: обученности чему? Обученность кого? И обученность какой ценой? Ведь о цене-то задумываются в последнюю очередь. Ну и где же здесь желание сохранить здоровье детям? На словах есть, а по сути нет.

Что мы имеем в итоге? Совершенно естественную реакцию организма – дидактогенный невроз. Психотравмирующие факторы вызывают неврозы как у педагогов, так и у детей. Кроме того, появление невроза – это первая стадия цепной реакции: он является следствием существующей ситуации и одновременно причиной невозможности выхода из нее.

Учителя работают в ситуации хронического стресса. По статистике, почти все педагоги со стажем работы более десяти лет страдают различными формами неврозов. Не правда ли, удручающая картина... И как при этом они будут учить детей? А сколько учителей со стажем более десяти лет в российских школах? А сколько учеников у них учится?

К сожалению, обо всем этом все давно знают. Ну и что изменилось от этого знания? Неужели преподавателям стало легче работать? Или большинство детей стали проявлять интерес к учебе? Прошу понять меня правильно – я говорю не об отдельных оазисах благополучия, а о массовой практике.

Положение дела в среднем образовании привело к возникновению нового термина – дидактогения. Что он обозначает? Психическую травму, источник которой – педагог (неуважительное, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей). Кроме того, дидактогениями именуют психические расстройства, возникающие под влиянием психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания.

Дальнейший разговор о проблеме дидактогений построю в стиле интервью, где попытаюсь дать лаконичные ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при общении с учителями, методистами и администрацией школ.

Невроз – это заболевание или нет?

Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний (психогений). Они появляются после психической травмы, причем все болезненные проявления связаны с психотравмирующим фактором, а после его исчезновения или нормализации ситуации переживания проходят или значительно сглаживаются. Как раз эта особенность может быть использована для нормализации психической деятельности не только учащихся, но и учителей.

Что может быть причиной возникновения дидактического невроза?

Рассмотрим сначала невротизирующее влияние учебы. На психическое здоровье неблагоприятно влияет не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, а также несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного личного времени (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам), различные конфликтные отношения.

Тяжелые переживания у школьников, особенно у тревожно-мнительных, чувствительных, связаны с экзаменами. Возникающее при этом напряжение сопровождается психосоматической реакцией, нарушением адаптации. Наиболее частые проявления – неврозы утомления и астенические неврозы, слабость внимания, нарушение сна или невротические страхи (боязнь темноты, персонажей фильмов, одиночества, разлуки с близкими, тяжелых болезней и тому подобного).

Какое влияние на развитие невроза оказывают взаимоотношения ученик–учитель? В каких случаях это происходит? В основном, когда действия педагога могут вызвать болезненную психическую реакцию у школьников – дидактогению. У детей проявляется болезненная застенчивость с навязчивыми страхами несостоятельности, бурной реакцией в самый неподходящий момент (покраснение, потливость, дрожание рук, затруднения в речи и тому подобное). Такие переживания возникают после резких замечаний педагога при выходе учащегося для ответа к доске: порицание, бесцеремонные комментарии по поводу того, что учащийся потеет, краснеет, сильно волнуется в такой ситуации...

Обычно в подростковом возрасте (когда повышено внимание к своей внешности) в результате дидактогении может возникнуть навязчивое опасение наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта, неприятного для окружающих, дефекта, который может быть предметом насмешек.

Может ли конфликт быть причиной невроза?

Разумеется. В детском возрасте особое значение имеют неправильное воспитание, негармоничная семья и конфликтные ситуации, в которых главным действующим лицом становится педагог.

Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает эмоциональное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает самоконтроль, дезорганизует волю. По мнению отечественного ученого А.И. Захарова, в основе патогенного конфликта лежит конфликт между «Я» и «Мы», когда ребенок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную группу «Мы» (вначале это семья, затем группа сверстников).

Какие воспитательные воздействия являются психотравмирующими?

Ответ на этот вопрос кажется очень простым: необходимо только перечислить все способы общения, связанные с унижением, подчинением или подавлением учащихся. Но это кажущаяся простота, потому что, во-первых, разнообразие и количество психотравмирующих воздействий чрезвычайно велико, да и вызвать психологическую травму у одного ребенка может то, что другими воспринимается абсолютно спокойно. Во-вторых, практически невозможно под каждое воздействие разработать «инструкцию по применению».

Неприятие со стороны учителей и родителей формирует как агрессивных, социально плохо адаптированных детей, так и детей с невротическими расстройствами. Кроме того, А.И. Захаров проанализировал и сгруппировал отдельные стороны неправильного воспитания по степени их патогенной значимости: несоответствие, неприятие, неравномерность, несогласованность, непоследовательность, неустойчивость, тревожность.

На первом месте

Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их физиологического и психического развития, конституциональным и половым особенностям

Что это означает? Взрослые предъявляют слишком много требований, которые трудновыполнимы на практике и превышают возможности усвоения детьми. Чаще всего подобное отношение проявляется у авторитарных родителей или родителей, больных неврозом. Кроме этого, типичное для матерей стремление к строгой дисциплине, запретам и ограничениям обусловлено их неудовлетворенностью браком, ребенком и компенсирует недостаточное участие отца в воспитании детей.

Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей

Раздраженно-нетерпеливое отношение, частые порицания, угрозы и физические наказания, отсутствие необходимой нежности и ласки... Неприятие индивидуальности – следствие непонимания родителями особенностей развития своих детей, навязывания им стереотипных решений, шаблонного подхода в воспитании. Это отношение говорит об определенной интеллектуальной незрелости самих родителей, их нетерпимости и максимализме, конфликте между ними. В некоторых случаях родители «не принимают» фактический возраст детей и относятся к ним как к более старшим или младшим.

Неприятие может быть связано и с эмоциональной черствостью родителей: недостаточная теплота в отношениях с детьми, нежеланность ребенка в первые годы жизни или несоответствие его пола ожидаемому, а также неспособность ребенка выполнить требования родителей.

Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей

В первые годы жизни ребенок испытывает недостаток материнской заботы: из-за ее раннего выхода на работу его отдают на воспитание няням, родственникам, в ясли. Кроме того, недостаток материнской заботы связан с неуверенностью женщины в прочности брачного союза и неразвитостью материнского чувства. Затем она, словно наверстывая упущенное, окружает свое дитя излишним вниманием, особенно при наличии невротичного, тревожного и истерического характера. Иногда сверхопека компенсирует недостаток заботы у самой матери в детстве, снимает чувство вины за непринятие ребенка в первые годы его жизни и восполняет отсутствие постоянной заботы о нем со стороны отца.

Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи

Контрастное сочетание строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающее отношение у другого – такие различия обусловлены твердостью или мягкостью их характера и конфликтным противопоставлением точек зрения на воспитание детей. Например, матери с холерическими чертами темперамента негативно воспринимают «медлительность» и «упрямство» дочерей, напоминающие им аналогичные черты отцов. Поэтому они часто торопят (подгоняют), ругают дочерей, кричат на них, в то время как у отцов с ними эмоционально-теплые и разрешающие отношения.

Совсем другое происходит, когда матери с флегматическими чертами характера болезненно-чувствительно воспринимают общие с отцом холерические черты темперамента мальчиков. В таких случаях они излишне строго ограничивают их активность, часто кричат на них, ругают и физически наказывают.

Непоследовательность воспитания, его противоречивость у каждого из родителей

Непоследовательность может быть симптомом невротического состояния матери, проявлением ее истерических черт характера. Непоследовательность у отцов говорит об их мягком и непостоянном характере.

Неустойчивость в обращении с детьми

Повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность обусловлены теми же факторами, что и непоследовательность, а также тем, что мать не удовлетворена супружескими (в том числе сексуальными) отношениями.

Тревожность в воспитании

Постоянное беспокойство о ребенке присуще матери и говорит о соответствующих чертах ее характера. При конфликтных отношениях в семье матери еще более тревожны по отношению к детям.

(Окончание следует)