Дмитрий
ЖУРАВЛЕВ,
кандидат психологических наук
Невроз – цена образования
Как полностью выполнить программу обучения и
одновременно сохранить здоровье учащихся? Не
получается! Какие только способы решения не
предлагают! Одни ратуют за введение принципа
«минимакс» – объяснять по максимуму, а
спрашивать по минимуму. Интересно, что из этого
получится? Другие видят выход в изменении
содержания образования. Да, видно, так увлеклись,
что за этим изменением не то что дети – учителя
не успевают (учебники есть, а методических
пособий нет). Кстати, как изменяется содержание –
тоже вопрос: по одним предметам усложняется (как
вам – читать Бабеля в 5-м классе?!), а по другим
резко сокращается. Третьи говорят о жестком
нормировании времени на выполнение домашних
заданий, дабы избежать перегрузки. Что ж, очень
жаль, что этим светлым умам не пришла в голову
мысль о причинах таких больших домашних заданий
и перекладывания работы учителя в школе на
работу учащихся и их родителей дома. Ведь проще,
не давая ответа, заставить, запретить,
ограничить, перенести ответственность и так
далее. Причем об учителе и его проблемах никто не
думает. В общем, вместо одного, но
профессионального подхода в решении вопроса
существует много «творческих».

Каков же результат? Учителя в
растерянности, дети нормально не могут перейти
из школы в школу – программы не совпадают, а уж о
вступительных экзаменах в вуз и говорить не
приходится – репетитор нужен. Родители в шоке:
«Задания такие, что мы своим детям помочь не
можем». И в этой ситуации во главу угла ставится
степень обученности, ведь именно ее будет
проверять любая комиссия.
Извините, но напрашиваются вопросы:
обученности чему? Обученность кого? И
обученность какой ценой? Ведь о цене-то
задумываются в последнюю очередь. Ну и где же
здесь желание сохранить здоровье детям? На
словах есть, а по сути нет.
Что мы имеем в итоге? Совершенно
естественную реакцию организма – дидактогенный
невроз. Психотравмирующие факторы вызывают
неврозы как у педагогов, так и у детей. Кроме того,
появление невроза – это первая стадия цепной
реакции: он является следствием существующей
ситуации и одновременно причиной невозможности
выхода из нее.
Учителя работают в ситуации хронического
стресса. По статистике, почти все педагоги со
стажем работы более десяти лет страдают
различными формами неврозов. Не правда ли,
удручающая картина... И как при этом они будут
учить детей? А сколько учителей со стажем более
десяти лет в российских школах? А сколько
учеников у них учится?
К сожалению, обо всем этом все давно
знают. Ну и что изменилось от этого знания?
Неужели преподавателям стало легче работать? Или
большинство детей стали проявлять интерес к
учебе? Прошу понять меня правильно – я говорю не
об отдельных оазисах благополучия, а о массовой
практике.
Положение дела в среднем образовании
привело к возникновению нового термина – дидактогения.
Что он обозначает? Психическую травму, источник
которой – педагог (неуважительное, предвзятое
отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его
ответов, поведения, внешнего вида, способностей).
Кроме того, дидактогениями именуют психические
расстройства, возникающие под влиянием
психоэмоционального дистресса: неврозы, другие
психогенные заболевания.
Дальнейший разговор о проблеме
дидактогений построю в стиле интервью, где
попытаюсь дать лаконичные ответы на вопросы,
наиболее часто возникающие при общении с
учителями, методистами и администрацией школ.
Невроз – это заболевание или нет?
Неврозы относятся к группе
психогенных заболеваний (психогений). Они
появляются после психической травмы, причем все
болезненные проявления связаны с
психотравмирующим фактором, а после его
исчезновения или нормализации ситуации
переживания проходят или значительно
сглаживаются. Как раз эта особенность может быть
использована для нормализации психической
деятельности не только учащихся, но и учителей.
Что может быть причиной возникновения
дидактического невроза?
Рассмотрим
сначала невротизирующее влияние учебы. На
психическое здоровье неблагоприятно влияет не
сама по себе умственная нагрузка, а неправильно
организованный учебно-образовательный процесс,
а также несоблюдение требований психогигиены
обучения, недостаток свободного личного времени
(часто из-за ортодоксального отношения родителей
к высоким оценкам), различные конфликтные
отношения.
Тяжелые переживания у школьников,
особенно у тревожно-мнительных, чувствительных,
связаны с экзаменами. Возникающее при этом
напряжение сопровождается психосоматической
реакцией, нарушением адаптации. Наиболее частые
проявления – неврозы утомления и астенические
неврозы, слабость внимания, нарушение сна или
невротические страхи (боязнь темноты, персонажей
фильмов, одиночества, разлуки с близкими, тяжелых
болезней и тому подобного).
Какое влияние на развитие невроза
оказывают взаимоотношения ученик–учитель? В
каких случаях это происходит? В основном, когда
действия педагога могут вызвать болезненную
психическую реакцию у школьников – дидактогению.
У детей проявляется болезненная застенчивость с
навязчивыми страхами несостоятельности, бурной
реакцией в самый неподходящий момент
(покраснение, потливость, дрожание рук,
затруднения в речи и тому подобное). Такие
переживания возникают после резких замечаний
педагога при выходе учащегося для ответа к доске:
порицание, бесцеремонные комментарии по поводу
того, что учащийся потеет, краснеет, сильно
волнуется в такой ситуации...
Обычно в подростковом возрасте (когда
повышено внимание к своей внешности) в
результате дидактогении может возникнуть
навязчивое опасение наличия уродства, какого-то
мнимого физического дефекта, неприятного для
окружающих, дефекта, который может быть
предметом насмешек.
Может ли конфликт быть причиной
невроза?
Разумеется.
В детском возрасте особое значение имеют
неправильное воспитание, негармоничная семья и
конфликтные ситуации, в которых главным
действующим лицом становится педагог.
Конфликт занимает центральное место в
жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым
и, затягиваясь, создает эмоциональное
напряжение, которое обостряет противоречия,
усиливает трудности, повышает неустойчивость и
возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует
переживания, снижает самоконтроль,
дезорганизует волю. По мнению отечественного
ученого А.И. Захарова, в основе патогенного
конфликта лежит конфликт между «Я» и «Мы», когда
ребенок хочет, но не может по разным причинам
войти в референтную группу «Мы» (вначале это
семья, затем группа сверстников).
Какие воспитательные воздействия
являются психотравмирующими?
Ответ на этот вопрос кажется очень
простым: необходимо только перечислить все
способы общения, связанные с унижением,
подчинением или подавлением учащихся. Но это
кажущаяся простота, потому что, во-первых,
разнообразие и количество психотравмирующих
воздействий чрезвычайно велико, да и вызвать
психологическую травму у одного ребенка может
то, что другими воспринимается абсолютно
спокойно. Во-вторых, практически невозможно под
каждое воздействие разработать «инструкцию по
применению».
Неприятие со стороны учителей и
родителей формирует как агрессивных, социально
плохо адаптированных детей, так и детей с
невротическими расстройствами. Кроме того, А.И.
Захаров проанализировал и сгруппировал
отдельные стороны неправильного воспитания по
степени их патогенной значимости: несоответствие,
неприятие, неравномерность, несогласованность,
непоследовательность, неустойчивость,
тревожность.
На первом месте
Несоответствие требований взрослых
возможностям и потребностям детей, ритму их
физиологического и психического развития,
конституциональным и половым особенностям
Что это означает? Взрослые предъявляют
слишком много требований, которые
трудновыполнимы на практике и превышают
возможности усвоения детьми. Чаще всего подобное
отношение проявляется у авторитарных родителей
или родителей, больных неврозом. Кроме этого,
типичное для матерей стремление к строгой
дисциплине, запретам и ограничениям обусловлено
их неудовлетворенностью браком, ребенком и
компенсирует недостаточное участие отца в
воспитании детей.
Неприятие индивидуальности и
эмоциональное неприятие детей
Раздраженно-нетерпеливое отношение,
частые порицания, угрозы и физические наказания,
отсутствие необходимой нежности и ласки...
Неприятие индивидуальности – следствие
непонимания родителями особенностей развития
своих детей, навязывания им стереотипных
решений, шаблонного подхода в воспитании. Это
отношение говорит об определенной
интеллектуальной незрелости самих родителей, их
нетерпимости и максимализме, конфликте между
ними. В некоторых случаях родители «не
принимают» фактический возраст детей и
относятся к ним как к более старшим или младшим.
Неприятие может быть связано и с
эмоциональной черствостью родителей:
недостаточная теплота в отношениях с детьми,
нежеланность ребенка в первые годы жизни или
несоответствие его пола ожидаемому, а также
неспособность ребенка выполнить требования
родителей.
Неравномерный характер воспитания в
различные периоды жизни детей со стороны одного
или обоих родителей
В первые годы жизни ребенок испытывает
недостаток материнской заботы: из-за ее раннего
выхода на работу его отдают на воспитание няням,
родственникам, в ясли. Кроме того, недостаток
материнской заботы связан с неуверенностью
женщины в прочности брачного союза и
неразвитостью материнского чувства. Затем она,
словно наверстывая упущенное, окружает свое дитя
излишним вниманием, особенно при наличии
невротичного, тревожного и истерического
характера. Иногда сверхопека компенсирует
недостаток заботы у самой матери в детстве,
снимает чувство вины за непринятие ребенка в
первые годы его жизни и восполняет отсутствие
постоянной заботы о нем со стороны отца.
Несогласованный подход в воспитании
со стороны родителей и других членов семьи
Контрастное сочетание строгих
ограничений и запретов у одного родителя и
потакающе-разрешающее отношение у другого –
такие различия обусловлены твердостью или
мягкостью их характера и конфликтным
противопоставлением точек зрения на воспитание
детей. Например, матери с холерическими чертами
темперамента негативно воспринимают
«медлительность» и «упрямство» дочерей,
напоминающие им аналогичные черты отцов. Поэтому
они часто торопят (подгоняют), ругают дочерей,
кричат на них, в то время как у отцов с ними
эмоционально-теплые и разрешающие отношения.
Совсем другое происходит, когда матери
с флегматическими чертами характера
болезненно-чувствительно воспринимают общие с
отцом холерические черты темперамента
мальчиков. В таких случаях они излишне строго
ограничивают их активность, часто кричат на них,
ругают и физически наказывают.
Непоследовательность воспитания, его
противоречивость у каждого из родителей
Непоследовательность может быть
симптомом невротического состояния матери,
проявлением ее истерических черт характера.
Непоследовательность у отцов говорит об их
мягком и непостоянном характере.
Неустойчивость в обращении с детьми
Повышенный тон, крик, общая
эмоциональная неровность обусловлены теми же
факторами, что и непоследовательность, а также
тем, что мать не удовлетворена супружескими (в
том числе сексуальными) отношениями.
Тревожность в воспитании
Постоянное беспокойство о ребенке
присуще матери и говорит о соответствующих
чертах ее характера. При конфликтных отношениях
в семье матери еще более тревожны по отношению к
детям.
(Окончание следует)
|