Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2004

Архив

Подготовила Марина МАТВЕЕВА

Учитель, позаботься о себе!

Договоримся о понятии

Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольшеОднако нет единого определения – что же мы понимаем под термином «здоровье»Ведь не только отсутствие болезни или какого-либо дефекта развитияДаже наличие болезни может по-разному влиять на целостное состояние человекаОбщее самочувствие – это и физические характеристики организма и личностные качества человека, осознанность его поведения, которое или укрепляет здоровье, или наносит ему ущерб

Поэтому, на наш взгляд, здоровье, как целостное и в то же время динамическое состояние, может складываться из пяти следующих показателей:

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем).

3. Уровень иммунной защиты.

4. Наличие того или иного заболевания или анатомических дефектов.

5. Уровень личностных характеристик конкретного человека, его морально-волевые и мотивационные установки.

Каждый из этих признаков может иметь количественное выражениеИ в зависимости от степени развития эти признаки могут так или иначе влиять на здоровье как на целостное состояниеНапример, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека в то же время может быть низкий уровень иммунитета, закаленности и в результате – частые простудные заболевания, склонность к обострению хронических болезней.

Почему многие люди, имея то или иное заболевание или дефект развития, тем не менее отличаются высокой работоспособностью, социальной активностью, являются долгожителями? По-видимому, другие стороны здоровья (элементы системы) у них настолько развиты, что позволяют компенсировать имеющиеся дефекты.

Непростая школьная среда

Учителя – представители стрессогенной профессииОсобая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в жестких временных рамках – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеванийПоэтому учителю особенно важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать конкретные технологии его обеспеченияУчителя нуждаются в постоянной реабилитации, в различных спортивно-оздоровительных и психотерапевтических процедурах

Так сложилось, что в учительской среде низок престиж здоровьяТрудовым рвением в момент плохого самочувствия или болезни учителя даже бравируютХотя неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учениковВне зависимости от своей специальности он должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровьеА это возможно, только если он на собственном опыте познал ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем..Тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду.

А пока у нас школьную среду здоровой никак не назовешьУчебная нагрузка не соответствует возрастным особенностям детей, методика преподавания не учитывает индивидуальных возможностей учащихся..Авторитарный стиль работы учителя, сложный психологический климат школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования – все это ведет к резкому снижению здоровья детей

Сложности умственного труда

Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активностьОсобенности умственного труда состоят в следующем:

  • напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе;

  • неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

  • нерегламентированный график работы;

  • сложность взаимоотношений с окружающими;

  • большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;

  • низкая двигательная активность.

Так как интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного, механизмы адаптации к нему у «гомо сапиенс» еще не сложились окончательноИ этот процесс, очевидно, осложняется двумя взаимно противоположными обстоятельствамиС одной стороны, объем информации в мире каждые 10–12 лет удваиваетсяОт современного человека требуются все более высокая психическая устойчивость, все более длительные нервные напряжения, умение все дольше концентрировать внимание..С другой стороны, все больше и больше снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного трудаПри сочетании этих двух условий утомление при умственной работе приводит к перевозбуждению и невротизации, а хроническое утомление – к снижению работоспособности и развитию многих заболеваний.

Профессия учителя, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтовПедагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельностьВсе эти особенности делают работу учителя значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания.

Без выходных и без режима

Труд учителя очень специфиченНелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя»Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информациюОсобенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долгоА это ведет к перегрузке и возникновению неврозов

Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов..Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силыВысокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо:

  • быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение;

  • проявлять терпение, уравновешенность, собранность;

  • быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности;

  • отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…

Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людейОдной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов.

Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременноНапример:

  • сочетать фронтальную и индивидуальную работу;

  • слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс;

  • объяснять новый материал и поддерживать активность класса;

  • писать задание на доске и объяснять...

Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системойПоэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклымПоявляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность и эффективность обученияЗаболевания голосового аппарата чаще всего возникают как следствие перенапряжения.

Еще одна особенность труда учителя заключается в отсутствии постоянного режима дняРасписание уроков часто меняется, во многих школах учителям приходится работать в две смены..Частая ломка режима тоже ведет к снижению работоспособности, эмоциональным срывам, появлению неврозов даже у опытных педагогов.

Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры) и должной физической нагрузкиА для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц

Профессиональное здоровье учителя – это не только физическое здоровьеВслед за Н.МАмосовым, И.ИБрехманом, Э.НВайнером и другими мы понимаем здоровье как целостность всех составляющих благополучной личности: физической, психической, нравственной, профессиональнойВ жизни человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который бы не сказывался на здоровьеВот почему помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, личностные характеристики.

Профессиональное здоровье учителя можно определить как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности

Профессиональная культура

Уровень профессионального здоровья учителя напрямую зависит от уровня его культурыУ учителя должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохраненииОн должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.

Учитель должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузокЭто сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие

Вопросы для самоанализа

1. Попробуйте оценить уровень вашего здоровьяКак состояние вашего здоровья влияет на вашу профессиональную деятельность?

2. Оцените по десятибалльной шкале факторы, оказывающие наибольшее влияние на состояние вашего здоровья.

3. Попробуйте составить программу сохранения профессионального здоровья, учитывая ваши индивидуально-типологические особенности, мотивы, склонности, интересы, конкретные условия профессиональной деятельности, лимит свободного времени и др.

(по статье Н.ВКАННЕР «Здоровьесберегающие технологии учебной,
воспитательной и самообразовательной работы»)