|
2. Для остальных предметов
Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано со следующими факторами:
Например, выбрав задания высокого уровня из-за их малого количества, ученик осознает, что для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и компетентного уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней. Уменьшение количества заданий, соответствующих оценкам «хорошо» и «отлично», также должно способствовать развитию у школьников творческого подхода к получению знаний, что является немаловажным фактором развития познавательных процессов у каждого из них. Однако учитель, работающий по ИОСО, может не руководствоваться данными требованиями технологии и распределять задания по уровням на основе их равного количества. Для учащихся 5–7-х классов, занимающихся по ИОСО, следует планировать фрагменты-задания к каждому параграфу, а не по темам или разделам. Это требование связано с тем, что учащиеся этого возраста еще не умеют в полной мере обобщать, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы. Для учащихся 8–11-х классов допускаются фрагменты-задания одновременно к нескольким параграфам, к теме или разделу в целом. При планировании фрагментов-заданий можно использовать поуровневое выполнение дифференцированных заданий, когда, к примеру, для получения оценки «отлично» необходимо поэтапно выполнить задания всех уровней. Однако такая форма работы может быть использована только при условии, что количество заданий не должно превышать десяти устных или письменных упражнений. При этом варьирование количества заданий по уровням осуществляется по выбору самого учителя. Вместе с тем мы не рекомендуем использовать поуровневое выполнение фрагментов-заданий в работе с учащимися 8–10-х классов. Это правило связано с тем, что от класса к классу увеличивается количество предметов и объем изучаемого материала. Поэтому введение данного ограничения прежде всего направлено на то, чтобы избежать перегрузок, как правило ведущих к нарушениям психического и физического здоровья учащихся. Организация лекционных занятийЛекция является одной из ведущих форм учебных занятий по индивидуально-ориентированной системе обучения. Ее основой является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов. Основными методами и приемами при проведении лекционных занятий являются объяснение и рассуждение. урок-лекция проводится в следующих случаях:
В зависимости от дидактических целей, лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции, кино- и видеолекции. Рассмотрим особенности этих лекций. Вводная лекцияУчитель не рассматривает по ходу такой лекции все вопросы темы, которые предстоит изучить, а выделяет лишь основные, ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на лабораторных занятиях в ходе самостоятельной работы. Во вводной лекции зачастую широко используются внутрипредметные и межпредметные связи для раскрытия целостного представления основ наук и их практической значимости. Для вводной лекции наиболее типичными приемами, используемыми учителем, являются обобщения, доказательства, оценочные выводы. Обзорная лекцияПроводится с целью систематизации знаний учащихся, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела. Обобщающая лекцияПроводится в завершение изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. При этом учитель вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях. Мини-лекцияМожет проводиться учителем в начале каждого урока в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, эта форма используется в 5–6-х классах, где учащиеся еще не способны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более старших классах мини-лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по изучаемой проблеме. КиновидеолекцияСпособствует развитию наглядно-образного мышления у школьников. Учитель осуществляет подбор необходимых киновидеоматериалов по изучаемой теме. Перед началом просмотра учащимся дают целевую установку. В ходе просмотра киновидеоматериалов учитель комментирует происходящие на экране события. Инструктивная лекцияПроводится с целью организации самостоятельной последующей работы учеников по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных занятиях. В ходе лекции ученики получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания. При проведении лекционного блока учителю предоставляется право одновременного чтения лекций для параллельных классов. Это экономит время как учителя, так и учеников, а также позволяет привлекать к чтению лекций специалистов различного профиля. Уроки-лекции можно:
Организация лабораторных занятийЛабораторные занятия при индивидуально-ориентированной системе обучения включают в себя:
Самостоятельная работа по изучению учебного материала строится каждым учеником на основе индивидуально-ориентированного учебного плана по предмету. Выбрав уровень выполнения заданий по той или иной теме, ученик может их выполнять как на уроке, так и во внеурочное время. Поэтому учителю не рекомендуется заставлять ученика сдавать материал, если тот не изъявил на это желания. Учитель имеет право отпустить учащегося с урока для самостоятельной подготовки материала в библиотеке. Главным условием организации самостоятельного изучения материала учеником является то, что он должен изучать его последовательно, то есть от параграфа к параграфу, от темы к теме. Индивидуальные и групповые
консультации по предмету проводятся учителем
как в ходе лабораторных занятий, так и в
специально установленное учебной частью
внеурочное время. Консультация дается, как
правило, по желанию ученика или группы учащихся.
Вместе с тем учитель при возникновении важного
для понимания изучаемой темы вопроса может дать
ответ для всех присутствующих в классе. Учитель
может планировать и проводить тематические
консультации для всех желающих. График с темами
консультаций вывешивается в аудитории или
доводится до сведения учащихся. Практические и лабораторные работы
проводятся по физике, химии, биологии по мере
продвижения каждого ученика в выполнении
индивидуально-ориентированного учебного плана.
По другим предметам они могут проводиться, если
предусмотрены учебной программой. Практические
и лабораторные работы проводятся как
индивидуально, так и для группы учащихся. Поэтому
учитель заранее сообщает график выполнения этих
работ.
Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев. Так, если ученик не справился с выполнением, ему не выставляется отрицательная оценка и предоставляется право повторной пересдачи. Контрольная письменная работа, как
одна из форм проверки учета знаний, умений и
навыков учащихся при
индивидуально-ориентированной системе обучения,
проводится только по математике, русскому
языку и литературе, иностранному языку. По
остальным предметам проведение контрольных
письменных работ не допускается. Индивидуальные контрольные работы
планируются учителем и могут отражаться в
индивидуально-ориентированном учебном плане по
предмету. Допускается не более трех письменных
работ по предмету в четверти. Ученик по мере
выполнения индивидуального учебного плана
предупреждает учителя о готовности к выполнению
контрольной работы и о выбранном им уровне.
Учитель назначает время проведения,
заблаговременно готовит задания для выполнения,
по результатам проводит оценивание. Если ученик
не справился с выполнением дифференцированной
контрольной работы, то учитель организует с ним
дополнительную работу над ошибками, а затем
предлагает выполнить повторную контрольную
работу, но с использованием других заданий. Следует учитывать, что словарные и математические диктанты не относятся к контрольным работам. Темы для сочинений также дифференцируются учителем и могут отражаться в индивидуально-ориентированном учебном плане по предмету. Предлагаемые темы не ограничиваются количеством, и ученик имеет право выбрать любую из предложенных ему тем согласно определенному уровню. При неудовлетворительном выполнении ученик имеет возможность написать повторное сочинение, но по другой теме. А в случаях если оценка не соответствует заявленному уровню, но является положительной, по обоюдному согласию сторон она может быть засчитана как результат. Количество сочинений, выполняемых учащимися, определяется требованиями программы по литературе. Окончание следует
|