|
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. План задает четкие и ясные правила деятельности как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе. Как организуются занятияПри данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока – лекционный и лабораторный. На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным. На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету. Допускается свободная форма посещения занятий, выполнение задания по другому, не связанному с расписанием, предмету или чтение непрофильной литературы. В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предметам. Классные руководители и учителя проводят инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомят с правилами, обязательными для выполнения каждым. После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана. Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания. Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося как на все, так и на отдельные вопросы, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля за исполнением своим консультантам из числа учащихся. Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам. Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:
Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления. Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки. При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков. Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное при изучении одного предмета время на изучение учебных материалов других предметов. Данная технология предоставляет возможность экстерната по отдельным предметам. Порядок экстерната определяется педагогическим коллективом самостоятельно. Это может быть экзамен по учебному курсу за год или досрочная сдача всех тем, предусмотренных индивидуально-ориентированным планом. В результате отдельные учащиеся могут, обучаясь по возрасту, например, в 8-м классе, изучать один или несколько предметов за последующие классы. Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности того или иного ученика, учитель, задавая дополнительные задания и отмечая их в графе «индивидуальное дополнительное задание», может стимулировать работу ученика в том или ином направлении. Каковы обязательные требования?Работа по ИОСО не предусматривает проведения коллективных контрольных и практических работ, кроме годовых или инспекторских. По мере личного выполнения плана ученику выдается индивидуальная карточка с текстом диктанта или контрольных заданий. При ИОСО не практикуется проведение экзаменов при переводе учащихся из класса в класс. Оставление учащегося на повторный курс обучения практикуется только в исключительных случаях, так как технология позволяет исправлять пробелы в знаниях по одному или трем предметам за предыдущий курс обучения в последующем классе. Учащимся, успешно справившимся с учебным планом по всем предметам за четверть или полугодие, предоставляются дополнительные недельные каникулы. Обязательным условием работы школы по ИОСО является включение в учебное расписание консультационных часов, которые проводятся после основных занятий в строго установленное время. Каждый учитель по утвержденному администрацией графику не менее двух раз в неделю ведет консультации и прием выполненных заданий у учащихся. Так как на этих занятиях могут присутствовать учащиеся из различных классов, учитель может поручить старшим школьникам проверку выполнения заданий младшими школьниками. Оплата учителю консультаций осуществляется за счет предусмотренных базисным учебным планом часов на проведение факультативных, индивидуальных или групповых занятий. Эти часы включаются учителем в тарификацию, а учащимся – в объем их максимальной учебной недельной нагрузки. Тем самым создается возможность перевода школы, занимающейся по ИОСО, на пятидневную учебную неделю. Если в школе не хватает оплачиваемых часов на проведение консультаций, то в качестве выхода из создавшейся ситуации могут использоваться сорокаминутные уроки, а сэкономленное на этом время используется на вышеуказанные цели. Каждая учебная четверть в школах, занимающихся по ИОСО, может завершаться зачетной неделей, когда все предусмотренное расписанием время используется на приемку у учащихся выполненных заданий. Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. Продолжение следует
|