Никита
СМИРНОВ,
профессор
Окончание. См. № 19/2004
Слушает, но не слышит
В прошлом номере мы пытались установить
причины, которые вызывают дискомфорт у ученика
на уроке. Мы говорили о физических недомоганиях,
о большой статической нагрузке, которая
оборачивается гиперподвижностью ребенка,
особенно в младшей школе... Продолжаем наше
расследование
Утомление и переутомление
Утомление
выражается в снижении работоспособности, в
неспецифических изменениях физиологических
функций и в субъективном ощущении усталости. С
точки зрения физиологии, утомление – это
диспропорция между расходованием и
восстановлением энергетических ресурсов. Его не
следует рассматривать только как отрицательный
феномен. Это защитная, охранительная реакция
организма, стимулятор его восстановительных
процессов и повышения функциональных
возможностей. Действительно, отрицательное
воздействие на здоровье оказывает постоянно
возникающее и хроническое утомление, особенно
перерастающее в переутомление. Утомление можно
рассматривать как переход от желаемого уровня
учебной нагрузки на учащихся (тренирующий режим)
к перегрузке. Это состояние как бы ограничивает
нагрузку «сверху». Ограничением «снизу», то есть
недозагрузкой, служат вероятность нарушений
школьниками дисциплины от безделья и
невыполнение учебной программы.
Статья опубликована при поддержке клиники израильской эстетической медицины "Seline" в Москве. Полный комплекс услуг - эстетическая медицина, косметология, стоматология, пластическая хирургия, пластика живота цена. Высокие стандарты оказания услуг, комплексное решение проблем каждого пациента, строгое соответствие лечебным протоколам. Узнать подробную информацию о клинике, цены и контакты Вы сможете на сайте: selineclinic.ru.
О развитии утомления у школьника
свидетельствуют:
1) снижение продуктивности труда:
увеличивается число ошибок и время выполнения
заданий;
2) ослабление внутреннего торможения:
наблюдается двигательное беспокойство, частые
отвлечения, рассеянность внимания;
3) появление чувства усталости.
Учитель может обратить внимание на
нетерпеливое ерзанье ученика на стуле в ожидании
звонка, изменение почерка, динамизма
телодвижений. У многих детей проявляются
вегетативные реакции: потливость рук,
покраснение лица, изменение частоты пульса. Они
могут пожаловаться на головную боль, неприятные
ощущения в животе. Часто учащиеся младших
классов или работающие с компьютером пытаются
помочь себе сосредоточиться, организовать себя
«внешней» речью. Этот признак утомления нередко
принимается учителями за включенность в работу.
Об утомлении нескольких учащихся
свидетельствует и шум в классе.
Общими для разных видов утомления
являются характерные симптомы физиологического
дискомфорта: появление болей и неприятных
ощущений в различных частях тела, отрицательных
эмоций типа раздражительности, нервозности,
чувства бессилия, иногда – агрессивности.
Типично и ухудшение внимания, от которого
зависит качественное выполнение практически
любого вида работы. Меняется отношение к работе
– она становится неприятной, появляется желание
отдохнуть. Внешним проявлением любого вида
утомления является снижение скорости и
ритмичности в выполнении заданий с увеличением
числа допускаемых ошибок.
Главными причинами, вызывающими
утомление учащихся, можно назвать следующие:
профессиональные ошибки и низкий
уровень компетенции учителей;
негативные особенности традиционной
системы школьного обучения;
перегруженность школьных учебных
программ;
переполненность классов учащимися
(более двадцати человек), затрудняющая
индивидуализацию учебно-воспитательного
процесса;
несоблюдение гигиенических условий в
школе и в классах;
нарушения
организационно-педагогических требований к
проведению образовательного процесса и т.п.
Состояние утомления быстро наступает
у школьников с ослабленным здоровьем (особенно
младших классов), при неблагоприятных
гигиенических условиях в классе – даже при
умеренной учебной нагрузке. К гигиеническим
условиям, способным вызвать у учащихся состояние
физического дискомфорта, перерастающее в
утомление, в первую очередь относятся:
нарушение температурного режима в
помещении: неоптимальная температура воздуха в
классе (слишком жарко или слишком прохладно);
повышенная сухость воздуха,
возникающая обычно в зимнее время при
недостаточной вентиляции и раскаленных батареях
парового отопления или электрических
обогревателях;
неблагоприятный состав воздуха в
классе: снижение содержания кислорода, в
частности от работы электрических
обогревателей; накопление в воздухе веществ,
обусловленных антропогенным фактором, то есть
обычными выделениями человеческого тела;
нежелательные воздушные потоки,
когда при неправильной организации вентиляции
(школы, класса) в классные помещения затягивается
воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе
которых длительное время могут находиться
некоторые учащиеся (особенно отвечающие у доски)
и учитель;
воздействие шума, посторонних звуков,
хронически мешающих проведению урока,
отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп
дневного света);
недостаток освещения (слабое,
тусклое, неравномерное);
физический дискомфорт от неудобного
положения тела, который обычно возникает при
несоответствии размера парты (стола и стула)
росту и комплекции учащегося и при авторитарной
тактике учителя, когда дети «боятся
пошевелиться»;
длительное выполнение учащимися
однообразной и напряженной работы (например, при
проведении контрольной работы на спаренных
уроках).
Повышают вероятность наступления
этого состояния, особенно на последних уроках,
плохо организованные перемены, во время которых
учащиеся не успевают отдохнуть, сбросить
накопившуюся на уроке усталость.
Скорость наступления утомления
зависит от состояния нервной системы школьника,
величины и характера нагрузки. Учащиеся чаще
утомляются при длительном ограничении
двигательной активности, однообразной,
монотонной деятельности, даже легкой.
Умственная нагрузка – не
единственная, приводящая к утомлению. Большие
нагрузки испытывают зрительный и слуховой
аппараты ребенка, соответственно развиваются
зрительное и слуховое утомление. Длительное
сидение за партой, особенно в неудобной позе,
гиподинамия являются мощными факторами развития
позотонического утомления, отрицательные
последствия которого хорошо известны:
искривление позвоночника, сколиоз, остеохондроз
и другие заболевания костно-мышечной системы.
Чрезмерные физические и двигательные
нагрузки на уроках труда и физкультуры служат
источником развития мышечного и двигательного
утомления, выраженные степени которого также
нежелательны.
Признаки утомления, как правило,
нестойкие. Во время отдыха на перемене или после
возвращения из школы они быстро исчезают. Если же
восстановления сил не происходит, утомление
накапливается, то возникает переутомление.
Переутомление – это крайняя
степень утомления, при которой самопроизвольное,
физиологическое восстановление организма после
нагрузки уже не происходит и необходимы
специальные реабилитационные воздействия,
программы, длительный отдых, а в некоторых
случаях – лечебные процедуры, медикаментозная
терапия.
Признаки переутомления:
1) резкое и длительное снижение
умственной и физической работоспособности,
снижение памяти и внимания;
2) расстройства невротического
характера (нарушение сна, чувство страха,
плаксивость, раздражительность и т.п.);
3) стойкие изменения регуляции
вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая
дистония, различные функциональные
расстройства);
4) снижение иммунитета.
Причины, вызывающие переутомление, в
основном те же, что и приводящие к утомлению, но
действуют они с большей интенсивностью и
длительностью.
Особо отметим следующие:
учебные перегрузки, то есть
необходимость в ограниченное время изучить,
усвоить, запомнить значительный объем
информации из разных областей знания, что
превышает возможности детского организма;
невозможность рассчитать
индивидуальную нагрузку для каждого учащегося с
учетом его способностей, возможностей, состояния
здоровья;
неоптимально составленное
расписание уроков, постоянно усиливающее
утомление школьников к концу рабочего дня,
рабочей недели;
недостаточная продолжительность
перемен, во время которых не происходит
полноценного восстановления работоспособности
школьников;
обучение во вторую смену, что
особенно часто вызывает состояние переутомления
у учащихся пятых классов и школьников,
относящихся к типу «жаворонков».
Астеноневротические состояния
Это, пожалуй, самые распространенные
состояния у современных школьников. Их можно
рассматривать как «предневроз», стадию
формирования неврастении. Причиной их служит
объединение нескольких факторов: личностной
предрасположенности, условий социального
окружения в течение ряда лет и повышенных
нагрузок (хронического утомления и
переутомления, психологических стрессов). У
таких школьников снижена работоспособность,
особенно на длительном отрезке времени,
отмечается эмоциональная лабильность, причем
отрицательные эмоции возникают легко, по
пустякам, а положительные – с трудом. Снижен и
общий фон настроения. Субъективно они
практически постоянно ощущают усталость.
Апатичные и вялые большую часть учебного дня,
такие школьники лишь изредка воодушевляются,
«вспыхивают».
Для учащихся в подобном состоянии
часто характерны прямо противоположные
проявления, объединенные одним признаком: они не
типичны для этого школьника в его «обычном»
состоянии. Это может быть излишняя говорливость
или, наоборот, молчание, когда есть необходимость
высказаться; чрезмерная подвижность,
суетливость, даже импульсивность или, наоборот,
апатия, безынициативность, отсутствующий взгляд.
Неопытный учитель нередко
воспринимает таких школьников как лентяев, хотя
по своему образу жизни и характеру они прямо
противоположны Обломову. С трудом засыпая, утром
они не чувствуют себя отдохнувшими, весь день их
тянет ко сну, ничего не хочется делать. Они
подстегивают себя кофе, крепким чаем, холодным
душем и, пытаясь наверстать упущенное,
постепенно попадают в замкнутый круг: чем больше
занимаются, тем меньше успевают. Обычно у таких
школьников снижены и защитные силы организма:
они часто простужаются.
Эмоциональный дистресс, дидактогения
О «школьных стрессах» активно
заговорили еще в 80-х годах. С тех пор
распространение и выраженность этих состояний
только усилились. Виной тому – и воздействие
окружающей среды, и влияние «внутришкольных»
факторов.
Под «школьными стрессами» понимаются
состояния психоэмоционального напряжения
различной продолжительности – от
кратковременных, острых, до хронических,
продолжающихся недели и месяцы. Они
сопровождаются ощущением дискомфорта и
характерны не только для учащихся, но и для
педагогов, поскольку связаны с образовательным
процессом. По сути, все вышеперечисленные
дезадаптационные состояния имеют много общего с
этими проявлениями.
Важная черта эмоционального стресса –
повышенная тревожность. Организм старается
учесть все изменения, происходящие вокруг, он
напряжен, насторожен, готов к быстрым реакциям по
малейшему поводу. При этом резко обостряется
отношение к успеху, неуспеху, оценке и
результату. Дети вообще чрезвычайно
чувствительны к плодам собственной
деятельности, болезненно боятся и избегают
неуспеха. Их многие поступки определяются
стремлением делать так, как говорит учитель, ради
его похвалы. В школе число оценок, с которыми
ежедневно сталкивается ребенок, возрастает
лавинообразно. У неумелого учителя дети
буквально с первых дней пребывания в школе
попадают в ситуацию отрицательного оценивания,
хронического неуспеха. Это повышает
психотравмирующее воздействие неудач,
несправедливой оценки и делает школьника
чрезвычайно зависимым от учителя. Неумение
ребенка справиться с этой ситуацией служит
основой для возникновения у него хронического
дистресса. Таким образом, именно учитель, как
наиболее значимая для ребенка фигура, часто
оказывается источником его травматизации.
Известный психолог и психиатр В.Н.
Мясищев указывал, что в состоянии тревоги вместо
деятельности по изменению ситуации человек
часто изменяет свое отношение к этой ситуации,
внешне оставаясь пассивным. Это и наблюдается
нередко в поведении учащихся, находящихся в
таких состояниях.
Термины «дидактогения»,
«дидактогенные состояния», «дидактогенные
неврозы» используют для того, чтобы указать:
тревога, страх, стресс ребенка вызваны
непосредственно системой обучения (или более
узко – отношением к ребенку педагога,
несправедливым, нетактичным поведением учителя).
Достигая определенного уровня, это состояние,
как и всякое чрезмерное напряжение, вызывает
снижение психологической, творческой
продуктивности, а при частом возникновении
истощает силы организма, трансформируется в
хроническое невротическое расстройство с
разными клиническими проявлениями (неврозы,
функциональные, психосоматические
расстройства). Легкость, неожиданность
возникновения стресса – одно из характерных
проявлений эмоционального неблагополучия
ребенка.
К числу причин, вызывающих
дидактогению, можно отнести следующие.
Экзаменационный стресс, или
«стресс получения оценки», хорошо всем знакомый.
Подчеркнем лишь, что надо различать дистресс и
естественное состояние волнения, напряжения,
мобилизации, сопровождающее ответ у доски,
выполнение контрольной работы и т.п., которые не
достигают непривычной для организма силы. При
неправильной же организации процедуры опроса,
экзамена у ребенка возникают негативные эмоции,
чрезмерное для его организма напряжение,
сопровождающиеся соответствующими
психофизиологическими реакциями с их внешними
проявлениями. Это могут быть резко повышенное
потоотделение, дрожь в теле, слабость в ногах,
покраснение или побеление кожных покровов,
учащение сердцебиения, сухость во рту,
невладение голосом, мимикой и др., то есть
состояние, после которого необходимо несколько
минут, а иногда и часов, для того чтобы
восстановиться.
Информационно-временные дистрессы обусловлены
перегрузкой учебных программ, заставляющей
самих учителей (а дома – родителей!) постоянно
спешить и торопить, подгонять учащихся. Особенно
травматична эта ситуация для флегматиков и
учеников, отстающих по многим предметам.
45-минутный формат урока часто не позволяет
учителю выполнить все необходимые процедуры
(опросить, объяснить, дать задание, проверить,
пронаблюдать, провести физкультминутку,
воспитательную работу, проявить индивидуальный
подход, восстановить дисциплину и т.д.). Стремясь
выполнить план урока, учитель взвинчивает темп
его проведения, что неминуемо отражается на
качестве занятий и формирует дистресс, причем
как у учеников, так и у самого учителя.
Коммуникативные дидактогении обусловлены
психологически неграмотным построением общения
учителей с отдельными учениками или всем
классом. В результате негативные эмоции
возникают у обеих сторон даже при виде друг
друга. Педагогическая практика изобилует
примерами нетактичного, оскорбительного
отношения учителя к своим воспитанникам. Однако
и сама педагогическая техника, рисунок поведения
отдельных педагогов способны оказать выраженное
негативное воздействие на учащихся, вначале
незаметное («латентные психогенные
воздействия»). В этих случаях на вопрос «Как
слово наше отзовется?» нередко приходится давать
ответ: отклоняющимся поведением школьников,
воспитательными проблемами, патологическими
реакциями и болезнями у учащихся. Поэтому
коммуникативной педагогической технике учителя
мы придаем большое значение – как одной из
причин, приводящих к психогенным расстройствам
здоровья учащихся.
Фрустрационные дидактогении обусловлены
несправедливым отношением учителя,
невозможностью ученика получить желаемую
(заслуженную, как он считает) оценку, добиться
ожидаемой похвалы учителя, крушением его
ожиданий. При характерном для нашей системы
образования приоритете негативных оценок,
запретов, упреков, порицаний (в том числе и от
родителей) многие школьники (особенно с
зависимыми чертами характера, чувствительные и
закомплексованные) часто или практически
постоянно находятся в школе в состоянии
фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения
к ним взрослых, педагогической неграмотностью
учителей, воспитателей.
Школа несет свою долю ответственности
за появление у детей и подростков
дезадаптационных состояний и должна сделать все
возможное для их предотвращения. Целенаправленная
психолого-педагогическая коррекция этих
состояний в рамках возможностей обычной школы
должна рассматриваться в качестве
самостоятельной задачи, решаемой в русле
здоровьесберегающих образовательных
технологий. Для учителя – это задача
максимальной индивидуализации
учебно-воспитательных воздействий с элементами
коррекционной работы.
Из книги «Здоровьесберегающие
технологии в работе учителя и школы», 2003 г.)
|