Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПИЦКАЯ
Всегда ли полезны лекарства?
Сценарий занятия по профилактике
зависимого поведения для учащихся
6–7 классов
Обучение в шестом классе у многих
подростков совпадает с началом кризиса
переходного возраста
Основной
задачей и главным интересом человека в этот
период является познание самого себя. Подросток
словно заново знакомится с самим собой, делает
открытие, что Я – это не только внешние
характеристики, но и неповторимый внутренний мир
с уникальными мыслями, чувствами, надеждами и
желаниями. Анна Фрейд писала по этому поводу:
«Подростки… считают себя… единственным
предметом, достойным интереса».
А седьмой класс – это «середина пути»
от младшего подростка-пятиклассника к почти
взрослому девятикласснику. Это период активного
осмысления границ своих возможностей, как
физических, так и психических. Не случайно именно
в этом возрасте подростки склонны к рискованному
поведению.
Цель
Формирование знаний о минимальном
количестве лекарственных препаратов, которые
можно применять без назначения врача.
Задачи
Дети должны знать, что лекарства
приносят пользу только при правильном обращении
с ними, и помнить об опасности самолечения.
Оборудование
Видеофрагмент фильма «Трое в лодке»,
аптекарские весы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Рассказ о низкой
эффективности и опасности самолечения. Ведущий
демонстрирует видеофрагмент (или зачитывает
отрывок) из «Трое в лодке»:
«Стоит мне прочесть объявление о
каком-нибудь патентованном средстве, как я
прихожу к выводу, что страдаю той самой болезнью,
о которой идет речь, причем в наиопаснейшей
форме. Во всех случаях описываемые симптомы
точно совпадают с моими ощущениями.
…Я решил устроить себе врачебный
осмотр. …Я стал искать у себя сердце. Я его не
нашел. Оно перестало биться. Поразмыслив, я
пришел к заключению, что оно все-таки находится
на своем месте и, видимо, бьется, только мне его не
отыскать. …Я попробовал осмотреть свой язык. Я
высунул язык как можно дальше и стал
разглядывать его одним глазом, зажмурив другой.
Мне удалось увидеть только самый кончик, и я
преуспел лишь в одном: утвердился в мысли, что у
меня скарлатина.
…Я пошел к своему врачу. …Он
…осмотрел меня, …написал что-то на бумажке, …и я
ушел, спрятав в карман полученный рецепт.
…Я прочитал рецепт. В нем значилось:
Бифштекс 1 фунт (принимать каждые 6
часов)
Прогулка десятимильная 1 (принимать по утрам)
Постель 1 (принимать вечером, ровно в 11 часов)
И брось забивать себе голову вещами, в которых
ничего не смыслишь».
Учащимся предлагается ответить на
вопросы: Что такое патентованные средства? Что
можно сказать о персонаже, описанном во
фрагменте? Как он относится к своему здоровью? К
чему может привести чрезмерная мнительность? Что
может случиться, если такой человек займется
самолечением? Что можно отметить положительного
в отношении героя к своему здоровью? (отправился
к врачу)
Основная часть. Формирование
представлений о недопустимости бесконтрольного
употребления лекарств. Учащимся, вызванным к
доске, предлагается уравновесить чаши весов, при
этом задаются вопросы:
По какому принципу они выбирали
гирьки (на них отмечен их вес)? Обращается
внимание, что вес на гирьках был выверен заранее
специалистами.
Что будет, если на одну из чаш
положить маленький листок бумаги (она
перевесит)?
Что может произойти с организмом,
если его «разрегулировать» с помощью
лекарственных препаратов?
Заключительная часть.
Отработка личной стратегии внимательного
отношения и осторожного обращения с лекарствами.
Нужно ответить на вопросы:
Что вы будете делать, если вы дома
один и у вас заболела голова (живот, поднялась
температура)?
На что вы будете обращать внимание
перед тем, как принять лекарство?
Какими будут ваши действия, если в
аналогичной ситуации оказался маленький
ребенок?
При ответах можно разделить учащихся
на две группы: например, одна предлагает лечение
народными, а вторая – медикаментозными
средствами.
Как подведение итога, школьники по
очереди приводят доказательства в пользу одного
из утверждений: «Самолечение опасно, так как…» и
«Умение лечить себя полезно, так как…».
Необходимо обсудить границы, когда
умение оказать себе и другим первую помощь
переходит в опасное самолечение.
Домашнее задание
Обсудить с членами семьи, какие из
имеющихся в домашней аптечке лекарственных
средств и в каких случаях можно применять.
АНО «Школа «Премьер», МГППУ
|