Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2004

Архив

Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПИЦКАЯ

Всегда ли полезны лекарства?

Сценарий занятия по профилактике зависимого поведения для учащихся
6–7 классов

Обучение в шестом классе у многих подростков совпадает с началом кризиса переходного возраста

Основной задачей и главным интересом человека в этот период является познание самого себя. Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я – это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями. Анна Фрейд писала по этому поводу: «Подростки… считают себя… единственным предметом, достойным интереса».

А седьмой класс – это «середина пути» от младшего подростка-пятиклассника к почти взрослому девятикласснику. Это период активного осмысления границ своих возможностей, как физических, так и психических. Не случайно именно в этом возрасте подростки склонны к рискованному поведению.

Цель

Формирование знаний о минимальном количестве лекарственных препаратов, которые можно применять без назначения врача.

Задачи

Дети должны знать, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними, и помнить об опасности самолечения.

Оборудование

Видеофрагмент фильма «Трое в лодке», аптекарские весы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Рассказ о низкой эффективности и опасности самолечения. Ведущий демонстрирует видеофрагмент (или зачитывает отрывок) из «Трое в лодке»:

«Стоит мне прочесть объявление о каком-нибудь патентованном средстве, как я прихожу к выводу, что страдаю той самой болезнью, о которой идет речь, причем в наиопаснейшей форме. Во всех случаях описываемые симптомы точно совпадают с моими ощущениями.

…Я решил устроить себе врачебный осмотр. …Я стал искать у себя сердце. Я его не нашел. Оно перестало биться. Поразмыслив, я пришел к заключению, что оно все-таки находится на своем месте и, видимо, бьется, только мне его не отыскать. …Я попробовал осмотреть свой язык. Я высунул язык как можно дальше и стал разглядывать его одним глазом, зажмурив другой. Мне удалось увидеть только самый кончик, и я преуспел лишь в одном: утвердился в мысли, что у меня скарлатина.

…Я пошел к своему врачу. …Он …осмотрел меня, …написал что-то на бумажке, …и я ушел, спрятав в карман полученный рецепт.

…Я прочитал рецепт. В нем значилось:

Бифштекс 1 фунт (принимать каждые 6 часов)
Прогулка десятимильная 1 (принимать по утрам)
Постель 1 (принимать вечером, ровно в 11 часов)
И брось забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь».

Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что такое патентованные средства? Что можно сказать о персонаже, описанном во фрагменте? Как он относится к своему здоровью? К чему может привести чрезмерная мнительность? Что может случиться, если такой человек займется самолечением? Что можно отметить положительного в отношении героя к своему здоровью? (отправился к врачу)

Основная часть. Формирование представлений о недопустимости бесконтрольного употребления лекарств. Учащимся, вызванным к доске, предлагается уравновесить чаши весов, при этом задаются вопросы:

  • По какому принципу они выбирали гирьки (на них отмечен их вес)? Обращается внимание, что вес на гирьках был выверен заранее специалистами.

  • Что будет, если на одну из чаш положить маленький листок бумаги (она перевесит)?

  • Что может произойти с организмом, если его «разрегулировать» с помощью лекарственных препаратов?

Заключительная часть. Отработка личной стратегии внимательного отношения и осторожного обращения с лекарствами. Нужно ответить на вопросы:

  • Что вы будете делать, если вы дома один и у вас заболела голова (живот, поднялась температура)?

  • На что вы будете обращать внимание перед тем, как принять лекарство?

  • Какими будут ваши действия, если в аналогичной ситуации оказался маленький ребенок?

При ответах можно разделить учащихся на две группы: например, одна предлагает лечение народными, а вторая – медикаментозными средствами.

Как подведение итога, школьники по очереди приводят доказательства в пользу одного из утверждений: «Самолечение опасно, так как…» и «Умение лечить себя полезно, так как…».

Необходимо обсудить границы, когда умение оказать себе и другим первую помощь переходит в опасное самолечение.

Домашнее задание

Обсудить с членами семьи, какие из имеющихся в домашней аптечке лекарственных средств и в каких случаях можно применять.

АНО «Школа «Премьер», МГППУ