Выступление на педсовете «Организация
здоровьесберегающей деятельности в школе»
заместителя директора по НМР школы № 23 г.
Норильска, Красноярского края Н.А. ТЯГИЧЕВОЙ
Секреты педсовета
Школьное образование в наши дни
предъявляет большие требования к здоровью
учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны
здоровьесберегающие технологии в
учебно-воспитательном процессе.
Прежде чем рассматривать эти
технологии, необходимо уточнить, какие элементы
учебного процесса могут оказывать отрицательные
воздействия на здоровье детей.
Это в первую очередь
многопредметность в расписании, по пять-семь
предметов ежедневно; большой объем и сложность
учебного материала, неадекватные методы
обучения (традиционная жесткая схема урока –
ежедневное повторение одних и тех же этапов в
одном и том же порядке), стрессовые ситуации
контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их
приоритет в классе).
Внимательный учитель всегда заметит
внешние признаки усталости ученика: частую смену
позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту,
закрывание глаз, подпирание головы,
остановившийся взгляд, ненужное перекладывание
предметов, разговор с соседом, увеличение
количества ошибок в ответах, невосприятие
вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания
на часы в ожидании конца урока.
Сохранение здоровья ребенка
начинается с организации всего
учебно-воспитательного процесса, в частности – с
расписания уроков.
Мы уменьшаем количество предметов в
один учебный день, то есть количество подготовок
ученика к урокам за счет спаренных часов, которые
позволяют учителю организовать «погружение» в
предмет, а ученику избежать «стрессового
калейдоскопа».
Мы знаем, что самые продуктивные уроки
– со второго по четвертый. Но в расписании не
может не быть 1-го, 6-го и даже 7-го уроков.
С целью сохранения здоровья учащихся
учитель должен видеть систему уроков класса в
данный день, помнить и учитывать не только
очередность своего урока, но, что очень важно,
какой он по счету в учебном процессе класса.
Если в расписании ваш урок стоит за
пределами продуктивных часов, то и планирование
урока необходимо осуществлять с учетом этих
обстоятельств.
Например, в понедельник в 7«в»
последний урок – математика. Как же наш опытный
учитель Валентина Борисовна Мандель добивается
внимания и сосредоточенности учащихся на уроке,
эффективности учебного процесса?
Только благодаря использованию
элементов технологии Шаталова, которая служит
здоровьесбережению.
1. Работа в парах или мелких группах,
«вертушка», то есть активное передвижение
учащихся из одной группы или пары в другую.
2. Использование двух досок, когда
учащиеся поневоле совершают повороты от одной
доски к другой, достаточно двигаются, тем самым
сохраняя интерес к уроку и активность участия в
нем.
Сохранению здоровья способствует
применение системы ТРИЗ, которую активно
используют учителя Аверина Н.В., Хомчановская
Л.М., Скоробогатова Л.П., Алексева Т.А.; элементы
этой же системы применяют Тетушкина М.Б., Шарий
В.А., Черкашина В.В., Семенова И.В., Сарычева В.М. и
другие.
Движение, активность,
изобретательность, социализация заложены в
самой системе: покажи, на что похожа эта буква,
нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое
настроение, отношение к уроку, к теме и так далее.
Дети на этих уроках вовлечены в активную
познавательную деятельность, не чувствуют
усталости, сохраняют энергию на последующее
время обучения.
Активно внедряют учителя начальных
классов в практику своей работы игровые
технологии, помогающие решать не только проблемы
мотивации, развития учащихся, но и
здоровьесбережения, социализации.
В игре и через игровое общение у
растущего человека проявляется и формируется
мировоззрение, потребность воздействовать на
мир, адекватно воспринимать происходящее.
В игре независимо от сознания ребенка
работают различные группы мышц, что благотворно
влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве
обратной связи и оценки ответов одноклассников:
хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки
или сигнальных карточек различного цвета,
обозначающего «да», «нет», «прошу слова».
Во время фронтального опроса Аверина
Н.В., Шарий В.А. и другие используют игру с мячом
или воздушным шариком: ученик ловит мяч на
правильный ответ, не ловит – на неправильный или
ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта
технология у разных учителей имеет свои
варианты.
Кроме того, на уроках в начальной школе
все учителя проводят обязательные две зарядки на
одном уроке: для глаз и различных групп мышц.
Зарядка часто сочетается с предметом и даже
темой урока.
В средней и старшей школе соблюдается
преемственность в использовании игровых
технологий на уроках Ждановой Л.И., Калинич Е.М.:
элементы театрализации с появлением
литературных или театральных героев, словарная
работа в игровой форме, когда дети поочередно
выбегают к доске и на скорость записывают слова.
Приемы с соревнованиями, благотворно
влияющие на здоровье, используют многие учителя
школы: Плотникова Н.А. на уроках ИЗО, Дворянинова
В.И., Жохова С.В. на уроках математики, Селина Ю.В.
на уроках экономики и др.
Много здоровьесберегающих приемов в
арсенале учителя музыки Поленка А.Н.:
осадка детей: минуты расслабления,
внимания, принятия певческой позы; здесь налицо
работа разных групп мышц – рук, ног, спины.
Дирижирование: учитель требует
правильной постановки руки, освобождения от
мышечного зажима.
Сам процесс пения: то активно и
громко, то спокойно и тихо, передача голосом
настроения песни.
Слушание музыки, что само по себе
благотворно влияет на здоровье (плюс позиция
расслабления).
И, конечно, игра, элементы
театрализации, танцевальные движения.
Эти уроки дети любят, а это главный
показатель мастерства учителя.
Один из приемов здоровьесбережения на
этапе проверки домашней работы используют
учителя Скоробогатова Л.П., Алексеева Т.А., Савва
М.А.: к доске выходят по три–шесть учащихся,
которых сменяют следующие ученики. Таким
образом, учащиеся совершают движения во время
напряженного трудного урока.
Сохранению физического,
нравственного, социального здоровья учащихся
способствует также индивидуальная работа
учителя с учениками на разных этапах урока, с
одаренными детьми в рамках научного общества,
работа по индивидуальной программе (учитель
Скоробогатова Л.П.), работа в классах КРО (учитель
Л.А.Тюленева).
«Уроки-праздники», такие как
интегрированные уроки физики и литературы
(Скоробогатова Л.П., Жданова Л.И.), ИЗО и технологии
(Плотникова Н.А., Шеболина Н.Г.) способствуют
сохранению здоровья учащихся. На этих уроках
каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую
деятельность: то он артист, то художник, то
зритель, то технический исполнитель. Ощущение
значимости каждого в подготовке и участии в
уроке решает целый комплекс
учебно-воспитательных задач, в том числе и
здоровьесбережения.
Здоровьесбережению служат уроки
учителей естественно-научного цикла: Алексеевой
Т.А., Софроновой А.В., Бабкиной Л.В. В соответствии
с темой урока и использованием валеологического
аспекта они формируют внимательное отношение
учащихся к своему организму, воспитывают
понимание ценности человеческой жизни,
закладывают основы здорового образа жизни,
умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
На уроке по теме «Кровь» в 9-х классах
Л.В. Бабкина делает полезную практическую работу:
измеряет ученикам давление.
Учитель Плотникова Н.А. умелым
применением своего авторского курса «Оригами»
не только развивает пространственное видение
детей, но и сознательно и целенаправленно
способствует укреплению здоровья учащихся; во
время выполнения практических заданий
включаются различные группы мышц, происходит
развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Некоторые здоровьесберегающие
технологии требуют больших изменений в
учебно-воспитательном процессе, так как связаны
с изменением годового планирования. Но тем не
менее кое-что учителя делают уже сегодня: учителя
математики передвигают темы изучения геометрии
и алгебры, концентрируя внимание детей сначала
на одном предмете, затем на другом.
Учителя иностранного языка
утверждают, что английский язык лучше изучать
методом погружения, то есть не один-два раза в
неделю, когда выученное забывается уже к
следующему уроку, а ежедневно. Но преимущество
этого способа пока еще никто не взялся доказать
на практике.
Здоровьесбережение, безусловно,
зависит от объема и уровня сложности домашнего
задания. Вреден для здоровья достаточно
распространенный педагогический прием
наказания домашним заданием повышенного объема
или сложности. Чаще всего, если ребенок не
справился с домашним заданием два-три раза, он
теряет интерес к этому процессу. Поэтому к
дозировке домашнего задания и мере сложности
нужно относиться со всей ответственностью:
соизмерять объем и сложность с возможностями
ученика.
Так приобщает к выполнению домашних
заданий своих десятиклассников Жохова С.В., давая
задания по трем уровням, то есть ребенок сам
выбирает себе объем задания по силам.
Укреплению физического и
нравственного здоровья служат уроки физической
культуры, подвижные игры в продленных группах
1–5-х классов, вся система физкультурно-массовой
работы в школе, система воспитательной работы:
беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с
родителями.
Одна из важнейших технологий
здоровьесбережения – школьная оценка. Этому
вопросу был посвящен один из педсоветов в нашей
школе.
Сберегая здоровье учителей, мы не
будем давать низких оценок тем педагогам,
которые пока еще не применяют данных технологий,
но дадим рекомендации.
Рекомендации педагогического совета
«Организация здоровьесберегающей деятельности
в школе»:
1. Ребенок должен постоянно ощущать
себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка
только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта,
защищенности и, безусловно, интерес к вашему
уроку.
Этому не научит ни один учебник, это
осваивается самостоятельно. Это ваш
самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но
наполняет смыслом жизнь педагога.
|