Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2004

Архив

Выступление на педсовете «Организация здоровьесберегающей деятельности в школе» заместителя директора по НМР школы № 23 г. Норильска, Красноярского края Н.А. ТЯГИЧЕВОЙ

Секреты педсовета

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.

Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности – с расписания уроков.

Мы уменьшаем количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа».

Мы знаем, что самые продуктивные уроки – со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7-го уроков.

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Например, в понедельник в 7«в» последний урок – математика. Как же наш опытный учитель Валентина Борисовна Мандель добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса?

Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ, которую активно используют учителя Аверина Н.В., Хомчановская Л.М., Скоробогатова Л.П., Алексева Т.А.; элементы этой же системы применяют Тетушкина М.Б., Шарий В.А., Черкашина В.В., Семенова И.В., Сарычева В.М. и другие.

Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и так далее. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Активно внедряют учителя начальных классов в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

Во время фронтального опроса Аверина Н.В., Шарий В.А. и другие используют игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит – на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология у разных учителей имеет свои варианты.

Кроме того, на уроках в начальной школе все учителя проводят обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

В средней и старшей школе соблюдается преемственность в использовании игровых технологий на уроках Ждановой Л.И., Калинич Е.М.: элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

Приемы с соревнованиями, благотворно влияющие на здоровье, используют многие учителя школы: Плотникова Н.А. на уроках ИЗО, Дворянинова В.И., Жохова С.В. на уроках математики, Селина Ю.В. на уроках экономики и др.

Много здоровьесберегающих приемов в арсенале учителя музыки Поленка А.Н.:

осадка детей: минуты расслабления, внимания, принятия певческой позы; здесь налицо работа разных групп мышц – рук, ног, спины.

  • Дирижирование: учитель требует правильной постановки руки, освобождения от мышечного зажима.

  • Сам процесс пения: то активно и громко, то спокойно и тихо, передача голосом настроения песни.

  • Слушание музыки, что само по себе благотворно влияет на здоровье (плюс позиция расслабления).

  • И, конечно, игра, элементы театрализации, танцевальные движения.

Эти уроки дети любят, а это главный показатель мастерства учителя.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы используют учителя Скоробогатова Л.П., Алексеева Т.А., Савва М.А.: к доске выходят по три–шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми в рамках научного общества, работа по индивидуальной программе (учитель Скоробогатова Л.П.), работа в классах КРО (учитель Л.А.Тюленева).

«Уроки-праздники», такие как интегрированные уроки физики и литературы (Скоробогатова Л.П., Жданова Л.И.), ИЗО и технологии (Плотникова Н.А., Шеболина Н.Г.) способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Здоровьесбережению служат уроки учителей естественно-научного цикла: Алексеевой Т.А., Софроновой А.В., Бабкиной Л.В. В соответствии с темой урока и использованием валеологического аспекта они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

На уроке по теме «Кровь» в 9-х классах Л.В. Бабкина делает полезную практическую работу: измеряет ученикам давление.

Учитель Плотникова Н.А. умелым применением своего авторского курса «Оригами» не только развивает пространственное видение детей, но и сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Некоторые здоровьесберегающие технологии требуют больших изменений в учебно-воспитательном процессе, так как связаны с изменением годового планирования. Но тем не менее кое-что учителя делают уже сегодня: учителя математики передвигают темы изучения геометрии и алгебры, концентрируя внимание детей сначала на одном предмете, затем на другом.

Учителя иностранного языка утверждают, что английский язык лучше изучать методом погружения, то есть не один-два раза в неделю, когда выученное забывается уже к следующему уроку, а ежедневно. Но преимущество этого способа пока еще никто не взялся доказать на практике.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

Так приобщает к выполнению домашних заданий своих десятиклассников Жохова С.В., давая задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, подвижные игры в продленных группах 1–5-х классов, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка. Этому вопросу был посвящен один из педсоветов в нашей школе.

Сберегая здоровье учителей, мы не будем давать низких оценок тем педагогам, которые пока еще не применяют данных технологий, но дадим рекомендации.

Рекомендации педагогического совета «Организация здоровьесберегающей деятельности в школе»:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.