Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2004

Архив

Ольга ЕПИФАНОВА,
учитель-логопед, г. Волгоград

Компьютер лечит дисграфию

Необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, – одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер. Лабораторией компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработаны специальные программы для учителей-дефектологов: «Видимая речь», «Мир за окном», «Кроссворды», «Играя, учимся LOGO» и другие. Однако и без этих дорогостоящих программ, рассчитанных на определенные модели компьютера и объем памяти, логопедические занятия можно вести с помощью «Word» – текстового редактора.

Начиная трудную и одновременно очень интересную работу, мы пытались наиболее мягко решить проблему детей – потенциальных дисграфиков, ведь у них часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения. Мы старались, чтобы занятия по преодолению дисграфии не превращались в бесконечный процесс письма или переписывания. На логопедических занятиях в нашей школе операции письма формируются у ребенка с помощью не ручки и тетради, а компьютера (программа «MS Word-97»).

Работа на компьютере нова для детей, разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает работу на пишущей машинке: перед вами клавиатура, но вместо листа бумаги – экран монитора. Тот, кто учился печатать на пишущей машинке, знает, что этот процесс напоминает обучение грамоте в начальной школе – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе с компьютером включается речеслуховой анализатор (происходит актуализация фонемы), речедвигательный анализатор (актуализация артикулемы), зрительный анализатор (актуализация печатной графемы). Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа «Word», в отличие от пишущей машинки, позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном (неизменном) виде, что дает возможность последовательно проработать его со многими детьми. При этом в любой момент мы можем усовершенствовать задание, внести в него коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.

Удобство и эффективность работы в текстовом редакторе очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.

Мы знаем, как важно для любого ребенка увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный ребенком текст может быть отпечатан с помощью принтера произвольно заданным шрифтом определенного размера. Ребенок видит свою работу чистой, аккуратной, без ошибок. Лист с выполненным заданием является предметом его законной гордости – он сделал его сам, может показать товарищам и родителям, получить их одобрительные отзывы.

какими же навыками должен владеть ребенок, садящийся работать за компьютер? Прежде всего он должен знать буквы и уметь читать по слогам – эта задача успешно решается воспитателями в подготовительном классе нашей школы. Овладение навыками работы с компьютерной техникой осуществляется на уроках информатики начиная с 1-го класса.

Вот примеры заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях.

1. Файл «Коррекционная работа на синтаксическом уровне».

Основная задача – использование языкового анализа и синтеза (научиться определять количество, линейную последовательность слов, место слова в предложении, отграничивать речевые единицы, понимать причинно-следственные связи в предложении).

Предлагаются следующие виды заданий:

  • разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, грамотно оформить предложение, впечатать заглавную букву и точку;

  • сократить распространенное предложение на одно–два–три слова до грамматической основы;

  • распространить предложение на одно–два–три слова;

  • изменить порядок слов в предложении;

  • изменить одно слово в предложении;

  • «вычеркнуть» (удалить) неверное по смыслу предложение;

  • объяснить причины и цели указанного в предложении действия; составить из двух предложений одно;

  • исправить ошибки в предложении;

  • дифференцировать написание предлога и приставки.

  • Работая с этим файлом, дети учатся:

  • вводить заглавную букву, пробел, точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки;

  • удалять, вставлять и перемещать знаки, слова, предложения;

  • исправлять ошибки.

2. Файл «Коррекционная работа на лексическом уровне».

Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений.

В этом файле мы предлагаем детям следующие задания:

  • подобрать имена прилагательные к именам существительным (составить словосочетания);

  • угадать по именам прилагательным имена существительные;

  • подобрать глагол к имени существительному и наоборот (составить предложение);

  • образовать единственное и множественное число имен существительных;

  • образовать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

  • образовать сложные слова;

  • выбрать из ряда слов синонимы (антонимы) к заданному слову;

  • составить словосочетания со словами-омонимами, с многозначными словами.

3. Файл «Коррекционная работа на уровне буквы».

Основная задача – развитие звукового (фонематического) анализа и синтеза.

Работа с заданиями, предложенными здесь, напоминает работу с перфокартами: в текст заданий ребенок должен впечатать буквы, слоги, слова-паронимы. В данный момент задания включают лишь наиболее часто смешиваемые пары букв.

Разработки в этом направлении будут продолжены, задания в дальнейшем будут уточняться, дополняться, поскольку внедрение новых форм взаимодействия с детьми не происходит мгновенно, а требует кропотливой, настойчивой, целенаправленной методической работы.

Работа в текстовом редакторе позволила нам систематизировать теоретический материал по проблеме дислексии и дисграфии, ввести диагностические пробы, составить карты состояния письменной речи учащихся, вести учет динамики развития детей, имеющих проблемы.

На наш взгляд, работа в программе «Word» имеет свои неоспоримые преимущества, и при наличии компьютера она может и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных школ для успешного преодоления как трудностей и нарушений в формировании письменной речи, так и истинных дисграфии и дислексии у учащихся.