Лариса
ИВАНУШКИНА, учитель начальных классов,
муниципальная общеобразовательная
средняя школа № 13,
г. Орел
Приключения в «Королевстве Простуды»
Урок здоровья во втором классе
Цели урока
1. Познакомить учащихся с
мероприятиями по профилактике простудных
заболеваний.
2. Научить детей основным правилам закаливания.
3. Сформировать навык осознанного отношения к
гигиене своего тела.
4. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу и докторам.
Оборудование
Серия сюжетных картинок: «Замок ватных
одеял», «Страна Микробия», «Колючий Замок»,
«Дворец тьмы», «Буду закаляться», стихотворение
С. Михалкова «Грипп», загадки, пословицы, набор
бумажной сезонной одежды для игры «Одень куклу»,
носовые платки и марлевые повязки.
ХОД УРОКА
–
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как
уберечь себя от простуды, что нужно делать, чтобы
не заболеть простудой и не оказаться во
владениях этой ужасной Королевы.
Один мальчик уже оказался в этом мрачном
королевстве. Мы с вами его сейчас увидим. Будьте
внимательны, чтобы ответить на вопросы: что
случилось с мальчиком и по каким признакам вы
определили его заболевание.
У меня печальный вид
Голова с утра болит.
Я чихаю, я охрип.
Что со мною?
Это – грипп!
Не румяный гриб – в лесу,
А поганый грипп в носу!
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу.
Пью соленую микстуру,
Кислой – горло полощу.
День лежу, второй лежу,
Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают,
Говорят, что заражу...
После прослушивания отрывка дети
отвечают на поставленные вопросы.
– Правильно, ребята, кашель, насморк,
высокая температура – признаки простудных
заболеваний.
А почему заболел мальчик? (Ответы детей.)
– Каким путем микробы попадают в
организм человека?
Правильно, воздушно-капельным путем. Объясните,
почему он так называется? (Ответы детей.)
– Вот они – красные горячие следы
высокой температуры (следы расположены на
доске, на стенах, на полу). Воины Королевства
Простуды (микробы) совсем близко подошли к нам. Мы
даже не учились несколько дней. У нас был
карантин.
А вы знаете, зачем в школе вводили карантин? (Ответы
детей.)
– Да, ребята, карантин – это изоляция
окружающих людей для того, чтобы предупредить
распространение болезни, в данном случае гриппа.
Это одна из преград, которая помешала Королеве
Простуды напасть на нас. Давайте подумаем, почему
микробы проникают в наш организм.
Дети закрывают глаза, кладут головы
на парту (звучит тихая музыка).
Причина первая – в Замке
ватных одеял.
– Здесь все люди кутаются, одеваются
очень тепло, а все равно болеют. Как надо
правильно одеваться, чтобы не заболеть? (Ответы
детей.)
Дети играют в игру «Одень куклу по
погоде»: одевают бумажную куклу в сезонную
одежду для прогулок, для занятий спортом в разное
время года.
– Итак, мы должны запомнить, что надо
одеваться по погоде, не переохлаждаться, не
кутаться, тогда и не заболеем!
Физкультминутка
– Кто регулярно занимается
физкультурой и спортом, тот всегда здоров и
весел.
Причина вторая – в стране
Микробия.
– Это владения Принца Ап-чхи! Там все
чихают и кашляют друг на друга. Принц Ап-чхи
послал на наш город целое войско чихунов.
Для игры «Микробы» дети делятся на
две команды. В руках у «микробов» ватные мячики.
Они бросают их в игроков другой команды. Тот, кого
коснулся мячик, выбывает из игры.
– Покажите, как нам защитить себя от
вирусов-микробов. (Дети достают свои носовые
платки, прикрывают ими нос и рот.)
– Можно еще использовать ватно-марлевые повязки.
(Дети показывают, как надеть на себя
ватно-марлевую повязку.)
Причина третья –
нерациональное питание.
– Что должны есть дети и взрослые,
чтобы организм был крепким и сильным? (Ответы
детей.)
– А в каких продуктах находится большое
количество витаминов? Отгадайте!
Дети отгадывают загадки, а
картинки-отгадки расположены по всему классу.
Учащиеся встают, находят нужную картинку и
закрепляют ее на магнитной доске.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке!
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
Из далекой Африки!
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
Маленький, горький,
Луку – брат.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Надела Алена
Сарафанчик зеленый,
Завила оборки густо,
А зовут ее?..
– О чем мы должны помнить, прежде чем
употреблять овощи и фрукты? (Ответы детей.)
Причина четвертая – во Дворце
тьмы.
– В этом дворце все окна плотно
закрыты. Свет и воздух совсем не проникают в него.
Там тучи вирусов и микробов, так как комнаты
никогда не проветриваются и не убираются.
Но, если мы откроем все окна и двери, мы сразу
можем заболеть. Расскажите, ребята, как правильно
надо проветривать помещение. (Ответы детей.)
– А мы с вами можем поставить преграду
микробам?
Преграда первая – колючий Замок.
– Здесь делают прививки и уколы. Он
почти пустой, потому что ребята боятся делать
прививки. И напрасно!
Инсценировка стихотворения С.
Михалкова «Прививка».
– Мы должны запомнить, что не стоит
бояться прививок и уколов. Это совсем не больно,
зато польза для здоровья огромная.
Ребята, как вы думаете, Королева Простуды сможет
захватить в свой плен закаленных людей?
Преграда
вторая – закаливание.
– Солнце, воздух и вода – наши верные
друзья. Они помогают нам стать крепкими,
здоровыми, помогают уберечь себя от простуды,
укрепить свой организм.
Закаливание – это система процедур, защищающих
человека от неблагоприятных факторов: холода,
микробов. Приступать к закаливанию нужно
осторожно.
Итог урока
Игра «Неболейка»
На магнитной доске расположены
снежинки. На обратной стороне каждой снежинки
даны советы. Дети читают их и, если совет полезен
для здоровья, оставляют на доске («Проветривай
почаще комнату»). А вредный, плохой совет убирают
(«Не ешь лук и чеснок – они горькие»)…
|