Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2004

Архив

Андрей УСТИНОВ

Нужны ли нам нормативы?

К годовщине новых СанПиНов

В прошлом учебном году мы много писали о введении новых отечественных Санитарно-эпидемиологических нормативов (СанПиН 2.4.2.1178-02). В нашей газете был опубликован не только этот документ, но и комментарии к нему медиков, учителей и родителей. Призванный определять нормы школьной жизни учащихся, он носит название «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Выполняя эти требования, школу можно сделать более безопасной средой обитания для детей.

Исследования, проведенные в течение последних лет специалистами санитарно-эпидемиологической службы, показали, что здоровье детей на 20% зависит от внутришкольной среды. В этот показатель входит не только учебная нагрузка, но и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил, то есть тех самых СанПиНов.

Ознакомиться с СанПиНами можно в любой школе. Эти правила и нормы должны выполняться уже сегодня, ведь это документ, подлежащий исполнению, а не какой-то перспективный план-пожелание повышения уровня жизни и здоровья наших школьников. Между тем очень многие требования СанПиНов не выполняются, да и не могут быть выполнены. Причина прежде всего в недостатке средств. Если нет денег на закупку оборудования, ремонт, реконструкцию, то о каком выполнении СанПиНов можно говорить?!

Что же определяют СанПиНы? Например, влияние школьной жизни на осанку детей. По данным последней всероссийской диспансеризации, различные нарушения осанки имеют более 15% всех школьников. Причинами этих нарушений могут быть ношение портфелей (поэтому ранцы, особенно для младших школьников, предпочтительнее), недостаток движения, искривление позвоночника во время неправильного сидения. Но чаще всего просто школьная мебель не соответствует росту ребенка.

Согласно требованиям СанПиНов, все школьные столы и стулья должны иметь цветовую маркировку, соответствующую росту каждого ребенка. Отсутствие маркировки является нарушением Правил. Другое дело, что по вышеперечисленным причинам школа просто не всегда может их выполнить.

Приводим цветовую маркировку школьной мебели в зависимости от роста ребенка. Рост ребенка 100–115 см – оранжевый цвет; рост от 115 до 130 см – фиолетовый; рост 130–145 см – желтый; рост 145–160 см – красный; рост 160–175 см – зеленый; рост выше 175 см – голубой.

Другая очень часто встречающаяся проблема у детей школьного возраста – нарушение зрения. По данным той же диспансеризации, каждый третий ученик страдает близорукостью. Поэтому учитель, рассаживая учеников, должен учитывать не только их успеваемость (двоечников – вперед, отличников – назад, или наоборот, в зависимости от привязанностей учителя), но и их зрение. Так, если ученик видит плохо, то его место должно быть ближе к окну и в первых рядах. При этом естественное освещение должно быть обязательно с левой стороны. Не нужно задергивать шторы на окнах и ставить на окна цветы, если они загораживают свет.

Не следует думать, что естественного света всегда достаточно. Если света из окна не хватает, следует включать электрические лампы. Для зрения намного лучше хорошее искусственное освещение, чем сумеречный естественный свет.

Очень важно, чтобы воздух в классах был свежим. Для этого в СанПиНах предусмотрены режимы проветривания. Проветривание должно проводиться на малых и больших переменах и между сменами. При уличной температуре от 6о тепла длительность проветривания должна составлять на малых переменах 4–10 минут, а на больших – 25–35 минут. При температуре от 0о до 5о тепла – 3–7 минут на малых, 20–30 минут на больших переменах. При температуре от 0о до — 5о – соответственно 1–3 и 10–15 минут. Если температура на улице ниже —10о, время проветривания на малых переменах составляет 1–1,5 минуты, на больших – 5–10 минут. При температуре выше 10о тепла рекомендуется проводить занятия при постоянно открытой форточке. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, то лучше ему сидеть в классе подальше от окна.

Влажная уборка в школе должна проводиться ежедневно, а в школах, работающих в две смены, – дважды в день. К этой работе можно привлекать детей, начиная с 10-летнего возраста. Хотя мытье полов детям не разрешается, полагаю, что этой нормой можно пренебречь, особенно в старших классах. Окна в школе нужно мыть дважды в год. В конце каждой четверти положено проводить генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к этой работе школьников не разрешается.

Много проблем по-прежнему связано с проведением уроков физкультуры. Хотелось бы, чтобы они чаще проходили на улице. Уборка физкультурного зала должна проводиться с обязательным использованием дезсредств. К сожалению, можно по пальцам перечислить школы, где после такого урока дети принимают душ.

До сих пор в большинстве школ дети в основном едят всухомятку то, что они приносят из дома, или, заходя в школьный буфет, покупают различные «сникерсы» и «баунти» вместе с газированными напитками. Между тем при любой форме организованного детского питания (собственная столовая, централизованное приготовление пищи и другие) ребенок должен получать с пищей все необходимое в достаточном количестве. Поэтому главной проблемой остается финансовая сторона, которую администрация школы и учителя просто не в силах решить. Опыт многих школ показывает, что привлечение для этой работы родительского комитета позволяет решить проблему питания учащихся.

Вообще, привлечение родителей к обеспечению здорового пространства внутришкольной среды на настоящий момент представляется наиболее рациональным. Конечно, хорошо, когда родители помогают организовывать школьные вечера, поездки детей, внешкольные мероприятия и т.д. Но главное в том, чтобы их ребенок не только получил в течение школьных лет необходимое образование, но и сохранил свое здоровье. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «лучше быть образованным и здоровым, чем неучем и больным».