Лаврентий АНДРЕЕВ
Если хочешь быть здоров...
С чего начинать закаливание
Закаливание – это научно
обоснованное, систематическое использование
естественных факторов природы для повышения
устойчивости организма к неблагоприятным
влияниям внешней среды. Медицинских отводов от
закаливания нет, только острые лихорадочные
заболевания. Даже ослабленным детям
закаливающие процедуры не противопоказаны,
необходим лишь правильный подбор и
индивидуальное дозирование этих процедур.
Правила проведения закаливания
следующие:
систематичность;
постепенное увеличение дозы;
учет возрастных и индивидуальных
особенностей организма;
проведение процедур на фоне
положительных эмоций.
К общим закаливающим мероприятиям
относится правильный режим дня, рациональное
питание и занятия физкультурой. Специальные
закаливающие мероприятия включают закаливание
воздухом, солнцем и водой. Закаливание младенцев
начинают с воздушных ванн. Температура воздуха в
комнате для новорожденного должна быть 22–24 оС,
для младенца одного-трех месяцев – 21 оС,
трех–двенадцати месяцев – 20 оС, старше года – 18
оС. Закаливание прохладным воздухом достигается
неоднократным проветриванием помещения в
холодное время года, ежедневными прогулками на
улице в течение всего года. Воздушные ванны
обязательно должны сочетаться с гимнастическими
процедурами, во время которых ребенок сначала
бывает одет более тепло, а со временем остается
только в трусах и тапочках. Если кожа у ребенка
становится бледной или принимает мраморную
окраску, он жалуется на дискомфорт, время
закаливания сокращается, и ребенка раздевают
лишь частично.
Солнечные ванны проводят грудным
малышам летом при температуре воздуха 22 оС, а
детям от одного года до трех лет – при 20 оС, лучше
в безветренную погоду. Рассеянный солнечный свет
содержит достаточно ультрафиолетовых лучей,
которые укрепляют сопротивляемость организма и
активизируют работу
гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
После солнечных ванн полезны водные процедуры,
методика которых зависит от возраста ребенка и
его здоровья. Это может быть умывание, местное и
общее влажное обтирание, купание, контрастное
обливание ног и рук.
Из опыта работы детской поликлиники №
18,
г. Ростов-на-Дону
Физкультура для ослабленных
Сотрудники Института возрастной
физиологии РАО установили, что большой объем
учебного материала, который получают младшие
школьники, вызывает у них переутомление,
стрессовые реакции, потерю интереса к учебе.
Подавляющее большинство школьников сегодня
относится к категории ослабленных. Это дети с
незначительными отклонениями в функциональном
состоянии отдельных систем организма. А система
физического воспитания, которая преподносится
им в школе, ориентирована преимущественно на
здоровых учащихся. Ослабленные школьники не
получают должного внимания педагогов, что еще
больше провоцирует их физическое, психическое и
социальное нездоровье.
Поэтому сотрудники Института
возрастной физиологии разработали систему
физкультурно-реабилитационных мероприятий,
способных уменьшить типичные отклонения в
состоянии здоровья детей семи–десяти лет.
Мероприятия позволяют реализовать
индивидуальные возможности детей, помогают им
адаптироваться к постоянно изменяющимся
условиям среды. При этом ребенок рассматривается
как единое целое, а не как набор отдельных систем
организма. Только в этом случае возможно
сколько-нибудь значимое улучшение состояния
здоровья школьников. Такой подход позволяет
формировать высокую мотивацию к учебе,
длительное время поддерживать внимание и
сохранять активность детей на
общеобразовательных уроках.
Задачами системы реабилитационных
физкультурно-оздоровительных мероприятий
являются: снижение негативных последствий
учебной перегрузки; увеличение уровня
ежедневной двигательной активности;
формирование «школы движений»; обучение
методике самостоятельного проведения
физкультурно-реабилитационных мероприятий;
формирование социально значимых качеств
личности.
Занятия выделены в два основных блока.
1. Самостоятельные занятия в домашних
условиях: утренняя гигиеническая гимнастика,
закаливающие процедуры, прогулки на свежем
воздухе, выполнение физических упражнений по
индивидуально разработанным программам.
2. Занятия в режиме учебного дня
общеобразовательной школы.
Гимнастика до занятий состоит из
комплексов, отобранных для снижения повышенного
эмоционального фона, улучшения координации
кисти, формирования навыков концентрации
внимания.
Физкультурные паузы
(физкультминутки) выполняются на
общеобразовательных уроках и направлены на
улучшение функционального состояния при
утомлении зрения, мышц кисти и общем психическом
утомлении.
Подвижные перемены включают три
основных направления: организующие мероприятия,
подвижные игры и релаксационные упражнения. К
организующим мероприятиям относятся: упражнения
на концентрацию внимания, строевые упражнения и
упражнения на координацию. Подвижные игры
подразделяются по тому, насколько они развивают
двигательные навыки и решают задачу увеличения
объема ежедневной двигательной активности.
Релаксационные упражнения подразумевают
дыхательную гимнастику, гимнастику для суставов
и статические упражнения системы хатха-йога.
Дополнительный (третий) час для
занятий с ослабленными школьниками в режиме
учебного дня общеобразовательной школы. К
ослабленным детям мы относим школьников с
незначительным отставанием в развитии ряда
функциональных показателей. Третий час
ориентирован преимущественно на формирование
осанки, тренировку дыхания, профилактику
простудных заболеваний. Для формирования осанки
используются гимнастические упражнения,
статические упражнения системы хатха-йога,
тренировка мышц живота и свода стопы. Тренировка
дыхания осуществляется при помощи динамических
дыхательных упражнений и анаэробных упражнений
(подвижные игры, бег, лыжи, плавание). Для
профилактики простудных заболеваний ученые
рекомендуют массаж биологически активных точек,
статические и дыхательные упражнения системы
хатха-йога, закаливающие процедуры. Полезны
упражнения, которые учат управлять эмоциями.
Рекомендуются также
оздоровительно-реабилитационные комплексы:
дыхательная гимнастика, упражнения для
профилактики простудных заболеваний, нарушений
осанки, плоскостопия, упражнения для снятия
эмоциональной перегрузки, для профилактики
нарушений зрения, для улучшения двигательных
качеств.
Предложенная система
физкультурно-реабилитационных мероприятий на
основе третьего (дополнительного) часа позволит
затормозить ухудшение функционального
состояния младших школьников, вызванного
большой учебной нагрузкой.
И у спортсменов болит голова
Принято считать, что занятия спортом
укрепляют мышцы и, следовательно, могут
предотвратить возникновение нарушений
опорно-двигательного аппарата. Однако ранняя
спортивная специализация исключает возможность
гармоничного развития всех мышц и мышечных
групп. К тому же, отбор в отдельные виды спорта
изначально предполагает наличие у детей и
подростков структурно-функциональной базы для
дальнейших изменений в опорно-двигательном
аппарате. Поэтому проблема функциональных
нарушений опорно-двигательного аппарата у юных
спортсменов приобретает особую значимость.
В Институте педиатрии РАМН
обследовали 102 учащихся спортивных школ
девяти–шестнадцати лет, которые занимаются
плаванием, легкой атлетикой и большим теннисом.
Их спортивный стаж колебался от одного года до
девяти лет, квалификация – от III взрослого
разряда до мастера спорта.
Юным спортсменам были проведены
антропометрические измерения,
рентгенографические исследования различных
отделов позвоночника и электроспондилография.
У 32% была выявлена головная боль
мышечного напряжения, основной причиной которой
являются особенности формирования
мышечно-связочного аппарата позвоночного
двигательного сегмента шейного отдела
позвоночника. При прощупывании в этой области
ощущалась болезненность, напряжение, асимметрия
тонуса мышц, а также повышенная чувствительность
остистых отростков шейных позвонков.
Оказалось также, что позвоночник юных
спортсменов, страдающих головными болями
напряжения, в 58% случаев отличается повышенной
подвижностью двигательного сегмента и
нестабильностью позвонков шейного отдела.
Среди других функциональных изменений
опорно-двигательного аппарата у юных
спортсменов замечены: гипермобильность суставов
– 32,4%; различные нарушения осанки, в большей
степени кифотическая (24%) и сколиотическая (15,6%);
сколиоз 1-й степени – чаще поясничного (18,4%) или
грудопоясничного (7,4%) отделов позвоночника;
плоскостопие 1-й степени без явлений артроза (12,6%).
Новый способ диагностики методом
электрометрии кожи позволил выделить две группы
функционального состояния позвоночника: по
алгическому типу с рефлекторным
мышечно-тоническим компонентом на уровне
определенных позвоночных двигательных
сегментов (42,4%) или по вегето-сосудистому типу с
рефлекторным ишемическим компонентом на уровне
позвоночного двигательного сегмента (14,6%).
Следовательно, влияние интенсивных
физических нагрузок у юных спортсменов
проявляется увеличением силы отдельных мышц и
мышечных групп. Однако нагрузки на
опорно-двигательный аппарат увеличивают
реактивность околопозвоночных мышц, которая
является одним из косвенных признаков
перенапряжения позвоночного двигательного
сегмента и требует своевременной коррекции.
|