Елена ЛИТОВСКИХ,
учитель информатики
гимназии им. Н.Д. Лимана,
г. Тобольск, Тюменская область
Как не устать во время урока
информатики
Как только в начальной школе начался
эксперимент по введению нового предмета –
информатики, в прессе стали появляться статьи с
размышлениями, не подорвет ли здоровье младшего
школьника общение с компьютером
В прошлом году, когда информатику
стали преподавать со 2-го класса, среди учащихся
2–3-х классов мы провели анкетирование, чтобы
узнать, как работа на компьютере влияет на общее
состояние учащихся. На первый вопрос «Устаете ли
вы на уроках информатики?» отрицательно ответили
76% учащихся, положительно – 24%. На вопрос «Когда
чаще всего наступает усталость?» ответили «в
середине урока» –9% опрошенных, «в конце» – 15%.
Дети отмечали, что в первую очередь у них устают
спина, руки, глаза, голова. Проанализировав
ответы учащихся, я задалась вопросом: как сделать
сотрудничество ребенка и компьютера безопасным?
Конечно, на уроке мы проводим физкультминутки и
для глаз, и для спины, и для рук, и для улучшения
кровообращения. Но этого недостаточно. Факторов,
отрицательно влияющих на здоровье ребенка при
работе на компьютере, несколько.
В первую очередь это условия работы.
Очень важно соблюдать температурный режим,
грамотно оформить кабинет, подобрать удобную
мебель.
Публикация статьи произведена при поддержке социальной сети будущих и состоявшихся родителей "Детсрана". Блоги, сообщества, живая лента, консультации, статьи, общение с единомышленниками, новости и конкурсы - всё для родителей и их малышей. Планирование, календарь и расчёт веса при беременности, рейтинг товаров для детей, вещи в роддом и для новорожденных, справочник лекарств, подбор имени ребёнку, календарь развития ребёнка, грудное вскармливание и другие актуальные темы. Если эти темы Вам близки и интересны, перейдите по ссылке, чтобы узнать подробнее:
https://detstrana.ru/service/disease/pregnant/gemangioma/
.
Кабинет информатики для малышей в
нашей гимназии расположен в блоке начальных
классов, окнами он выходит на восток, оборудован
жалюзи. Мы понимали, что офисный стиль при
оформлении кабинета неуместен. У нас на стенах
висят репродукции картин с пейзажами Шишкина,
Лебедева, Ригера, много зелени: это и хлорофитумы,
и папоротники, и вьющиеся растения. Отказались мы
от широколистных растений, так как на них
скапливается пыль, и от высоких – они закрывают
свет. Такое оформление создает уютную атмосферу,
позволяет детям, переводя взгляд от компьютера,
отдохнуть и расслабиться.
При подготовке к урокам важно
продумать их структуру, какими видами
деятельности займутся дети. Урок информатики в
этом смысле имеет свою специфику: младшие
школьники быстрее утомляются, поэтому им
необходима постоянная смена деятельности.
Уроки я провожу по такому плану:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Объяснение теоретического материала
(знакомство с новыми терминами, правилами).
4. Физкультминутка.
5. Работа в тетради. (Запись алгоритма задания,
которое будет выполняться на компьютере. Запись
производится в виде схем, граф-схем, таблиц–
цветной пастой, карандашами. Это может быть и
коллективное составление программ, небольшая
самостоятельная работа.)
6. Практическая работа (включение компьютера,
вход в программу ЛогоМиры, выполнение задания).
7. Зарядка для глаз.
8. Подведение итогов. Защита проектов.
9. Оценивание.
10. Завершение работы на компьютере.
Хочу заметить, что такая структура
урока может изменяться в зависимости от вида и
темы урока, этапов может быть меньше.
Приоритетным остается выполнение таких условий:
разнообразие видов деятельности, работа на
компьютере не больше 15 минут и доброжелательная
обстановка на уроке. Эти три условия помогают
избежать усталости и сделать общение детей с
компьютером более безопасным.
Говоря о сохранении здоровья, ученые
делают акцент на создание благоприятного
психологического климата.
Что помогает мне создавать
благоприятную обстановку на уроках информатики?
Во-первых, это использование программы
ЛогоМиры, которая соответствует возрасту
учеников. Эта программа позволяет знакомить
учащихся с возможностями компьютера в игровой
форме. К тому же, программа ЛогоМиры –
интегрированный курс. Знания, полученные на
других уроках, помогают ребятам успешно
осваивать новый материал по информатике.
Во-вторых, курс информатики в младших
классах является пропедевтическим, поэтому нет
жесткой привязанности к оценке. Если ребенок не
справился с заданием данного урока, то оценка не
ставится. Но у него есть возможность получить
высокую оценку на следующем уроке,
проанализировав ошибки данного урока
самостоятельно или с учителем.
Существует мнение, что на уроках
информатики оценки ставятся за выполненное
задание на компьютере. Это не совсем так.
Возможны и такие виды оценивания, как самооценка,
взаимооценка (при работе в парах, в группах).
Дополнительная оценка ставится за работу у доски
при составлении программы, оценка за
самостоятельное составление программы, за
выполненное творческое задание (составление
кроссворда, стихов, загадок по теме).
Чтобы разнообразить уроки
информатики, мы готовим с ребятами тематические
сообщения на такие темы:
из истории вычислительной техники;
поисковые информационные системы в
Интернете;
какие растения нужно выращивать в
кабинете информатики;
болезни, приобретаемые при работе на
компьютере;
история происхождения символа «@».
Чтобы приготовить сообщения, дети
работают с разными источниками: энциклопедиями,
книгами, берут информацию из журналов и газет, в
том числе и из газеты «Здоровье детей», т.е.
учатся самостоятельно добывать нужную
информацию.
Работа с компьютером, изучение
информатики не оставляют детей равнодушными. В
результате появляются стихи, загадки, ребусы,
кроссворды. Особенно много творческих работ
посвящено компьютерной мыши.
Вот как описали ее ребята: «устройство
ввода, бегающее по коврику», «компьютерный
зверек», «электронное животное с хвостиком», «на
природе живет в норке, а у компьютера – на
коврике», «звериное название части компьютера»,
«зверь, управляющий компьютером».
И сочинили такие загадки:
Мышка на столе сидит,
За ней кошка не бежит,
Потому что если кошка
Эту мышку проглотит,
То у этой кошки сразу
Вдруг животик заболит.
Ничего не грызу, а по коврику
скольжу.
Маленький шарик на коврике
шарит.
Такие формы работы с учащимися
помогают избежать однообразия на уроках,
монотонности, преждевременной усталости. Ведь,
как известно, лучший вид отдыха – смена
деятельности. Об этом говорил еще К.Д. Ушинский:
«Основной закон детской природы можно выразить
так: дитя требует деятельности беспрестанно и
утомляется не деятельностью, а ее однообразием и
односторонностью.»
Для обеспечения активной деятельности
на уроках я использую работу в группах, парах.
Разве это возможно на уроках информатики? Да,
возможно.
Класс (12–15 человек) делится на группы
по 4–5 человек, каждая группа получает задание,
которое выполняет коллективно в течение 5–7
минут. Все учащиеся получают оценки за
совместное выполнение задания, при этом
учитывается не только качество выполнения, но и
умение работать в коллективе.
Эффективна работа учащихся в парах,
когда они составляют программу. При такой форме
работы у ребят увеличивается количество шансов
выполнить работу успешно, да и к тому же
появляется больше уверенности, если рядом друг, с
которым можно посоветоваться.
Очень нравится ребятам работать с
маршрутным листом при обобщении изученного
материала. На листе несколько заданий, они
оформлены так, что прежде, чем перейти к
практической части или к новому заданию, ученик
подходит к учителю, чтобы показать
прогнозируемый результат.
Маршрутный лист (3-й класс)
Обобщение по теме: «Основы
программирования. Команда ПОВТОРИ».
Задание 1
Какие фигуры нарисует черепашка,
выполняя такую команду:
1. по нц 125 повтори 6 [вп 50 пр 60]
Ответ ученика: шестиугольник
розового цвета.
Запишите программу в Поле программ
(блокнотик) в своем файле.
Задание 2
Используя команду ПОВТОРИ, выделите
повторяющийся элемент и составьте программу для
такой фигуры: 1.
Ответ ученика:
Программа: вп 50 пр 90 вп 50 пр 90 вп 50 лв 90
вп 50 – для повторяющегося элемента; для всей
фигуры: повтори 6 [вп 50 пр 90 вп 50 пр 90 вп 50 лв 90 вп 50].
Задание 3
Практическая работа.
Научим черепашку писать буквы. Если вы
внимательно напечатаете программу, то получится
буква. Какая?
по нрп 30 нц 135 вп 100 повтори 3 [пр 90 вп 50]
пп домой.
Ответ ученика: буква «Р» алого
цвета с толщиной линии в 30 мм.
Работа рассчитана на 15 минут, дети
могут работать индивидуально или в паре. При
выполнении работы у ребят есть возможность
двигаться, перемещаться по классу (когда
подходят к учителю), смена позы позволяет
отдохнуть спине, рукам, снять напряжение с глаз.
Рабочая обстановка при этом не нарушается, нет
усталости, и результаты при такой форме работы
достаточно высокие.
Говоря об успешности в обучении,
хочется отметить, что, благодаря таким формам
работы и использованным видам оценивания,
итоговые результаты по информатике выглядят так:
во 2-х классах степень обученности колеблется от
98% до 100%, процент качества – от 95% до 100%; в 3-х
классах степень обученности колеблется также от
98% до 100%, процент качества – от 85% до 100%; в 5-х
классах и степень обученности и процент качества
достигает 100%.
Когда позволяет тема урока, я включаю в
план игры. Например, при изучении темы
«Программирование движения» объясняю детям, что
черепашка подобна человеку с завязанными
глазами, она выполняет только те команды, которые
ей дают. Легко это или сложно? Предлагаю детям
побывать в роли черепашки. Завязываем кому-либо
из учеников глаза и даем команды: вперед 5 шагов,
направо 90 0, вперед 7 шагов, назад 4 шага, налево 90 0
(с градусной мерой к этому времени ребята уже
знакомы). Такие упражнения помогают не только
лучше усвоить материал, но и разрядить
обстановку.
На уроках информатики ученики могут
выступать в роли консультантов. Дети, которые
быстрее и успешнее других справляются с
полученными заданиями, помогают одноклассникам.
Это неоценимая помощь для учителя, так как он не
может применить индивидуальный подход к 3–4
ученикам, которые одновременно нуждаются в его
помощи, работая каждый за своим компьютером. Пока
учитель консультирует одного ребенка, другие
ученики – консультанты – помогают
одноклассникам. Отстающие ученики с
удовольствием принимают такую помощь, а
ученик-консультант, сменив вид деятельности,
может испытать радость от того, что помог
другому, что его знания кому-то пригодились. Ну,
конечно, и те и другие ребята уходят с урока с
положительными оценками, к которым добавляется
еще и словесное одобрение учителя.
Приемы, о которых я рассказала, помогли
мне скорректировать работу по сохранению
здоровья учащихся на уроках информатики, создать
доброжелательную обстановку, сделать уроки
динамичными.
Используемая литература:
1. Макарова Н.Ф. Информатика.
Начальный курс. – СПб.: Питер, 2000. С. 90
2. Педагогические здоровьесберегающие
технологии.//«Здоровье детей», № 23, 1–15
декабря/2003. С. 12–13.
3. Попова Н.Д., Пустоваченко Н.Н. Курс –
конструирование на ЭВМ. Информатика в младших
классах. – М.: Информатика и образование, 1999. С.
3–5.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические
сочинения. Т.2. – М.: Педагогика, 1974. С. 119
|