Психологические
особенности старшеклассников
Возраст от 15 до 18 лет принято считать
периодом ранней юности. Физическое и психическое
развитие гармонизируется, в отличие от
подросткового периода, основной чертой которого
была неравномерность развития.
Центральным процессом юности, по Э.
Эриксону, является формирование личностной
идентичности, чувства индивидуальной
самотождественности, преемственности, единства,
открытие собственного «Я». Новым и главным видом
психологической деятельности для юношей
становится рефлексия, самосознание. Вот почему
старшеклассников так привлекает возможность
узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
Самосознание юношей и девушек
преимущественно устремлено в будущее. Этот
возраст полон романтизма и в то же время
опасений, как сложится жизнь в будущем.
Юность – пора становления
мировоззрения. Для этого есть все предпосылки:
сформировалось абстрактно-логическое,
теоретическое мышление, достигнута
психологическая самостоятельность,
приближается социальная зрелость. Учение
приобретает большую ценность, чем раньше, и все
больше времени посвящается самообразованию.
Приобретение знаний связывается с планами на
будущее. Молодые люди ищут себя через различные
роли, перспективы соотносятся с собственными
возможностями.
В эмоциональной сфере юношей
сохраняется повышенная ранимость,
чувствительность, экзальтация сменяется
депрессией. Они осознаются не как результат
внешних воздействий, а как состояние «Я». Очень
болезненно воспринимаются и собственная
внешность, и собственные способности, хотя
способы выражения эмоций стали шире и лучше
контролируются. При переходе к юности улучшается
коммуникативность, появляются
самостоятельность, уравновешенность,
самоконтроль.
Для юношей, как и для подростков,
по-прежнему чрезвычайно значимо общение со
сверстниками. но если у подростков оно носило
поверхностный характер, то теперь общение стало
более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки
порой одержимы стремлением найти свое второе
«Я». Поиски друга, объекта любви добавляют немало
волнений и переживаний в этом возрасте.
Меняются взаимоотношения со
взрослыми. Если желание видеть в своих родителях
друзей, советников не удовлетворяется, еще
больше возрастает стремление найти друга или
подругу.
Все эти психологические особенности
раннего юношеского возраста мы учли при
составлении программы.
|