Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2004

Архив

Почему мы взялись за создание новой программы

Потребность в школьном курсе «Основы здорового образа жизни» продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Гигиеническое обучение и воспитание, привитие школьникам норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать детей к активным и сознательным действиям, направленным на:

  • улучшение их собственного психического и физического состояния;

  • отказ от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих;

  • неприятие такого поведения людей, которое наносит ущерб окружающей среде, здоровью других;

  • сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровым условиям труда и быта;

  • адекватное поведение в случае болезни.

Предложенная программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания подростков.

Она предусматривает получение учениками навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

  • Этический блок дает философские представления о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия, как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

  • Психологический блок знакомит учащихся с некоторыми психологическими особенностями, структурой личности, самоанализом и саморегуляцией. Развивает умение гармонизировать различные стороны своей личности. Предлагает темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, на профилактику болезней, асоциального поведения.

  • Правовой блок обеспечивает подростков необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, дает понимание свободы и необходимости.

  • Семьеведческий блок предлагает комплексные знания о том, как развивается и функционирует семья; формирует потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей; способствует формированию полоролевого поведения в семье.

  • Медико-гигиенический блок дает основные знания о гигиене и профилактике болезней, о правильном питании, режиме труда и отдыха; показывает, как состояние нашей психики связано с состоянием нашего тела. В программе рассматриваются вопросы репродуктивного здоровья, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Программа предусматривает совместные занятия родителей с детьми. Для этого в школе должна вестись системная работа с родительским коллективом, должен быть организован родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подростков.

Аавторы-составители