Почему мы
взялись за создание новой программы
Потребность в школьном курсе «Основы
здорового образа жизни» продиктована, прежде
всего, ухудшением физического и психического
здоровья детей. Поэтому одной из приоритетных
задач образования становится сегодня сбережение
и укрепление здоровья учащихся, формирование у
них установки на здоровый образ жизни, выбор
таких технологий преподавания, которые были бы
адекватны возрасту учеников, устраняли бы
перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Гигиеническое обучение и воспитание,
привитие школьникам норм и навыков здорового
образа жизни должны носить комплексный и
непрерывный характер, побуждать детей к активным
и сознательным действиям, направленным на:
улучшение их собственного
психического и физического состояния;
отказ от поведения, наносящего вред
как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
неприятие такого поведения людей,
которое наносит ущерб окружающей среде, здоровью
других;
сознательное участие в охране
здоровья и формировании среды, способствующей
здоровым условиям труда и быта;
адекватное поведение в случае
болезни.
Предложенная программа является
научной, комплексной и последовательной
системой обучения и воспитания подростков.
Она предусматривает получение
учениками навыков гигиены и профилактики
заболеваний, ухода за больными, рационального
питания и других способов
самосовершенствования. Содержание программы
предполагает изучение вопросов философии, этики,
морали, психологии, социологии, экономики,
правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии
и гигиены человека.
Программа каждого года обучения
состоит из пяти блоков.
Этический блок дает философские
представления о мире, жизни, закономерностях
существования Вселенной. Формирует такие
понятия, как забота, ответственность, любовь,
красота, гармония, счастье, смысл жизни,
творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Психологический блок знакомит
учащихся с некоторыми психологическими
особенностями, структурой личности,
самоанализом и саморегуляцией. Развивает умение
гармонизировать различные стороны своей
личности. Предлагает темы и тренинговые
упражнения, направленные на развитие
интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства
собственного достоинства, на профилактику
болезней, асоциального поведения.
Правовой блок обеспечивает
подростков необходимыми знаниями о правах и
обязанностях человека в семье, формирует навыки
правового поведения, дает понимание свободы и
необходимости.
Семьеведческий блок предлагает
комплексные знания о том, как развивается и
функционирует семья; формирует потребность в
семье; развивает навыки эффективного семейного
взаимодействия, грамотного и ответственного
воспитания детей; способствует формированию
полоролевого поведения в семье.
Медико-гигиенический блок дает
основные знания о гигиене и профилактике
болезней, о правильном питании, режиме труда и
отдыха; показывает, как состояние нашей психики
связано с состоянием нашего тела. В программе
рассматриваются вопросы репродуктивного
здоровья, формируется негативное отношение к
вредным привычкам, в том числе к употреблению
наркотиков, алкоголя, табака, токсических
веществ.
Программа предусматривает совместные
занятия родителей с детьми. Для этого в школе
должна вестись системная работа с родительским
коллективом, должен быть организован
родительский всеобуч по ключевым вопросам
воспитания подростков.
Аавторы-составители
|