Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2004

Архив

Лаврентий АНДРЕЕВ

Медико-социальные аспекты образования в России

Под таким названием в Калуге прошла 9-я Всероссийская конференция. С некоторыми ее материалами мы сегодня знакомим наших читателей

На основании анализа статистических данных о здоровье школьников одной из центральных областей России – Калужской – сделан вполне ожидаемый вывод о том, что проблема оздоровления учащихся является одной из самых актуальных для органов здравоохранения и образования. Поэтому должна проводиться работа, направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий, а также профилактика здоровья учащихся. В связи с этим необходима постоянная система диспансерного наблюдения, которое было начато в нашей стране в 2002 году.

Опросы старшеклассников в Арзамасе показали, что главной ценностью в жизни они считают здоровье (83%), любовь (78%), наличие верных и хороших друзей (73%), материально обеспеченную жизнь (45%). При этом только 3% учащихся отметили, что необходимо обладать такими нравственными качествами, как гуманность и доброта. Основными средствами достижения цели в жизни, по мнению старшеклассников, являются образованность, независимость, воспитанность. Глобальными проблемами для всех людей на Земле ребята старших классов назвали «сохранение экологии», «развитие всемирной культуры», «развитие науки и информированность», «сохранение мира», «борьбу с терроризмом», «здоровый образ жизни и борьбу с болезнями», «умение пользоваться Интернетом». Исходя из анализа опроса, авторы отмечают, что если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в направлении образовательной потребности школьника, давать качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно и достойно действовать в современной социокультурной ситуации.

Проблемам приспособления ребенка к условиям школы было посвящено сообщение из Балашова (Саратовская область). Было отмечено, что неспособность ученика адаптироваться проявляется в плохой обучаемости, нарушении поведения, общения или всех формах нарушений вместе. В их возникновении участвуют несколько факторов:

  • собственно школьный, который состоит в отсутствии индивидуального подхода, неадекватности воспитательных мер, несправедливом, грубом отношении учителя, занижении оценок;

  • семейный, проявляющийся в неблагоприятных материально-бытовых условиях, неполных семьях, эмоциональном климате семьи, отторжении ребенка родителями;

  • социальный, представляющий собой утрату прежних идеалов, пропаганду зла и насилия, вседозволенности и т.п.;

  • соматический, заключающийся в тяжелых заболеваниях, врожденных уродствах, нарушении двигательной сферы, зрения, слуха, речи;

  • психический, который составляет предрасполагающую основу неспособности школьников к адаптации.

Понимание этих процессов требует знания социальной ситуации жизнедеятельности ребенка, анализа его ведущего конфликта, оценки уровня развития и индивидуально-психических свойств ребенка, учета факторов, которые выступают как условия школьной дезадаптации. При таком подходе неспособность школьников к адаптации оказывается не признаком патологического состояния, а психологической и педагогической проблемой.

Авторы из Воронежа затрагивают вопрос о том, как уберечь ребенка от разрушающего воздействия социальной среды. В связи с этим они считают, что современное телевидение «кодирует» поведение детей и подростков, заставляя их жить по законам экранного мира. В подтверждение этого исследователи ссылаются на высказывание американского социального психолога Э. Аронсона о том, что телевидение играет главную роль в формировании восприятия окружающего мира. Однако на собственный вопрос о том, как же быть с телевизором, авторы отвечают, что раз телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка, родителям надо стремиться ограничить «общение» ребенка с «говорящим ящиком» до разумных пределов.

Интересная работа по организации здорового образа жизни в образовательном учреждении проведена в Озерске. Методологической основой этой работы явилось учение о совершенном здоровье как науке о самовыздоровлении. Авторы считают, что главная причина нездоровья – это слабый иммунитет, а единственная болезнь, которая сейчас существует, – это иммунодефицит. (Отметим, что эти утверждения с точки зрения современной медицины, мягко говоря, очень спорны.)

На практике авторы предлагают реализовывать свои идеи, развивая моторику движений ребенка. Тем самым создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Помня слова И. Канта о том, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, авторы разработали методику пальчиковой гимнастики для взрослых, а затем перенесли эту методику на детский коллектив с учетом функциональных и возрастных возможностей организма ребенка. В основе занятий лежит игровой принцип. Их ведут тренер и психолог. В результате такой совместной работы у детей младшего возраста формируется устойчивый познавательный интерес, хорошо развиваются навыки учебной деятельности, что позволяет им успешно адаптироваться к школе.

Авторы из Самары считают, что основной задачей психологической помощи ребенку в процессе обучения является преодоление чувства собственной несостоятельности, чего можно достичь, овладевая навыками, умениями, механизмами борьбы с проблемными ситуациями. Если человек не верит в себя и в свои силы, он недоверчив и к другим, подозрителен, испытывает страх перед другими. Он тревожен и мнителен. Авторы считают, что снижение личной тревожности возможно посредством формирования адекватного отношения к себе, а это, в свою очередь, ведет к повышению успеваемости.

При анализе проведенных в Москве исследований об особенностях умственного развития детей младшего школьного возраста было установлено:

  • неравномерность результатов, полученных в различных географических областях, определяется качеством образования;

  • умственное развитие учащихся генетически обусловлено, т.е. связано с различной способностью учеников к развитию;

  • доля одаренных детей зависит от типа населенного пункта, в котором живут и учатся эти дети (большой город, малый город, районный центр, сельская школа);

  • больше всего детей с низкими показателями умственного развития в сельской школе.

В Калужской области организована работа по проекту «Школа здоровья» для уменьшения воздействия последствий чернобыльской катастрофы на подрастающее поколение. Специалисты и администрация этой школы прошли обучение методам работы с учетом специфики данной технологии. Школы оснащены оргтехникой, музыкальными центрами, медицинским и спортивным оборудованием. В оздоровительных мероприятиях участвуют все 100% учеников (по школам области – 73%), которые улучшают свое здоровье в условиях школы, в санаториях и стационарных учреждениях. Положительным результатом можно считать тот факт, что в «Школах здоровья» распространенность таких «школьных» болезней, как сколиоз, нарушение осанки и близорукость, меньше, чем в школах области. Другой отличительной чертой является более низкий, чем по области в целом, процент детей, имеющих массу тела ниже возрастной нормы на 10%.

При исследовании в Калуге проблем травматизма было установлено, что дети школьного возраста составляют 70–75% от числа всех пострадавших. При этом травмы в 1,5–2,2 раза чаще встречались у мальчиков. В школьном травматизме первое место занимает спортивная травма (около 50% случаев), возникающая на уроках физической культуры. При этом число травм в значительной степени связано с санитарно-гигиеническими условиями спортивных залов, состоянием инвентаря и страховочных средств, а также во многом зависит от профессионализма преподавателя. На втором месте стоят травмы, возникающие в свободное время: в 90% случаев они случаются на переменах в самом здании школы и в 10% – на пришкольном участке. Авторы делают вывод, что возможность школьного травматизма при желании и старании школьной администрации, учителей-предметников может быть устранена. И все же главными причинами являются, по мнению авторов, сидячее положение во время уроков, отсутствие учебного предмета, способствующего формированию навыков безопасных телодвижений, а также недисциплинированность учащихся.