Марина МАТВЕЕВА
Хорошая память – дело наживное!
Когда школьники и студенты, готовясь к
экзаменам, жалуются на свою несовершенную
память, они не правы
Сотрудники
Университетского колледжа Лондона установили,
что хорошая память – это не врожденный дар и не
следствие прекрасного умственного развития.
Большинство обладателей сверхпамяти из тех, что
прошли через руки ученых Университетского
колледжа, признались, что целенаправленно
развивали свои способности, используя метод,
известный еще в Древнем Риме. Обычно его называют
«методом Цицерона», или методом «Римской
комнаты».
Марк Туллий Цицерон – государственный
деятель Римской республики и один из самых
блестящих ораторов в мировой истории,
прославился тем, что никогда не пользовался в
своих выступлениях записями, а сотни фактов,
цитат, исторических дат и имен воспроизводил по
памяти. При подготовке к выступлениям Цицерон
прогуливался по дому и мысленно размещал в нем
ключевые моменты своей речи.
Вы тоже можете воспользоваться этим
методом. Разместите формулы, строчки стихов,
планы сочинений, даты битв и имена правителей на
мебели вашей комнаты. «Навесьте» то, что вам надо
запомнить, на хорошо знакомые, всегда стоящие на
своих местах предметы, свяжите их логической
цепочкой. Тогда достаточно будет вспомнить
обстановку комнаты, как тут же возникнут
ассоциации и из памяти всплывут необходимые
сведения.
Например, я решила для запоминания
использовать обстановку своей комнаты, двигаясь
по часовой стрелки от двери. Мне надо запомнить
фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан». Каждый – книжные полки, которые у
меня висят слева от двери. Охотник – за
полками окно. Желает – я так и не повесила на
него жалюзи, хотя хотела. Знать – зато на окне
висят занавески. Где – где теперь та
тумбочка, которая сначала стояла в комнате сына?
Вот она, у окна. Сидит – сидят обычно на
диване, а он как раз стоит рядом с тумбочкой. Фазан
– с другой стороны дивана еще одна тумба, с
фарфором.
Получилось, что каждое слово, которое я
хочу запомнить, логически связалось с мебелью
комнаты первой буквой. Впрочем, в другом случае
связь может быть основана и на иной ассоциации. Я
еще раз окидываю взглядом мебель: книжные полки,
окно, занавески, тумба у окна, диван, еще одна
тумба с фарфоровыми безделушками. Теперь, когда я
буду вызывать из памяти обстановку своей
комнаты, вместе с ней будет вспоминаться и нужная
мне фраза.
Для запоминания можно использовать и
вид всей квартиры, и школьного класса, и знакомую
до каждого деревца, каждого камешка дорогу от
дома до школы...
Психологи говорят: две-три тренировки
– и все у нас получится. Попробуем?
Советы старшеклассникам
Материал, который нужно запомнить
надолго, например иностранные слова, лучше учить
в послеобеденное время, когда наиболее
эффективна долговременная память.
Перед экзаменом или зачетом
повторять материал лучше утром, когда наиболее
эффективна кратковременная память.
Если срочно требуется выучить
большой объем материала за 1 день, то попробуйте
лечь в обычное время, проснуться через 4 часа и
воспользоваться естественным для раннего утра
приливом бодрости.
Ярче освещайте комнату при занятиях в
вечерние часы, окружив себя всевозможными
источниками света, тогда вы будете чувствовать
себя бодрее, чем при свете одной настольной лампы
Наталия МИРСКАЯ,
кандидат медицинских наук
Отличники болеют чаще
Ученые НИИ физиологии СО РАМН изучили
взаимосвязь между некоторыми
социально-экономическими факторами,
особенностями поведения детей и их
заболеваемостью. В исследовании участвовали 208
мальчиков и 207 девочек от шести до семнадцати лет.
У мальчиков чаще встречались
отклонения в поведении и гиперактивность, чем у
девочек. Зато девочки чаще жаловались на
соматические заболевания, и с возрастом число
таких жалоб все увеличивалось. Отклонения в
поведении были характерны для детей из неполных
семей. Дети более образованных родителей учились
лучше.
Простудным и хроническим
воспалительным заболеваниям более подвержены
хорошо успевающие дети, в то время как
аллергические болезни ассоциировались с
агрессивным поведением. Отклонения в поведении
чаще наблюдались у плохо успевающих школьников,
эти же дети реже болели соматическими
заболеваниями.
В целом полученные данные указывают на
значительное влияние как социальных, так и
школьных факторов на соматическое и психическое
здоровье детей. Упор на высокие оценки и
пренебрежение к другим сторонам жизни ребенка
могут вызвать отклонения в поведении и
соматические болезни.
Елена ВОРОНОВА |
|