Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2004

Архив

По материалам работы доктора психологических наук В.Д. ШАДРИКОВА
«Индивидуализация содержания образования» подготовила Марина МАТВЕЕВА

Ученик для программы или программа для ученика?

Сейчас вряд ли кто станет спорить, что обучать каждого ребенка надо, учитывая его интеллектуальные возможности. Говоря языком науки – необходима индивидуализация образования. Осуществить ее в современной общеобразовательной школе крайне трудно. Программы у нас рассчитаны на среднего ученика и являются государственным образовательным стандартом. Обычно учителя сами варьируют изложение учебного материала по признаку «труднее–легче». Но такой путь трудоемок и малоэффективен, потому что он не учитывает главного: разным ученикам свойственны разные типы мышления

Полушария делят работу

То, что все мы отличаемся друг от друга в силе, ловкости, выносливости, остроте зрения, наблюдательности, умении запоминать, люди обратили внимание еще в древности. Эти различия издревле проявлялись в воинском искусстве, спортивных достижениях, владении речью, музыке и танцах, в различного рода практических делах и ремеслах... Люди пробовали объяснять эти различия: сначала – благосклонностью богов, затем – одаренностью, способностями. Наши способности, как показывают современные исследования, на 40–70% определяются генами, на 30–60% – условиями развития. Индивидуальные черты наших способностей зависят от характера отношений отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-х годах ХХ века. Первые исследования ученых были связаны с поиском «следов» памяти. У кошек рассекали толстый пучок нервных волокон, соединяющий полушария мозга, и смотрели, может ли навык, заученный одним полушарием, стать достоянием другого. Кошке завязывали один глаз и учили ее распознавать квадрат. Потом с «необученного» глаза снимали повязку и надевали ее на «обученный». Квадрат кошка не узнавала. Зато теперь второй глаз учили распознавать круг. В одном полушарии появлялся один навык, в другом – другой.

«Расщепление мозга» – так стала именоваться эта операция – испытали и на людях: рассечение нервных волокон избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. И у них после такой операции наблюдалось раздвоение личности, хотя никто не обучал их полушария и не вторгался в работу ни одного из них.

Асимметрия полушарий известна давно: большинство людей делятся на правшей и левшей, почти у всех есть ведущий глаз и ведущее ухо, речью ведает либо левое (у правшей), либо правое (у левшей) полушарие. Но чтобы правая рука не знала, что делает левая (а именно это и происходит, если сигналы подаются в одно из полушарий «расщепленного» мозга), чтобы предмет, опознанный на ощупь одной рукой, человек не узнавал, ощупывая его другой рукой, – такого ученые не предполагали. Исследователи выяснили, что традиционное деление полушарий на доминантное (скажем, левое у правшей) и субдоминантное – безнадежно устарело. У каждого полушария – свой круг обязанностей!

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, памятью на слова, логическими рассуждениями. Правое же обладает музыкальным слухом, отвечает за пространственное восприятие, умеет опознать целое по части... Одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного полушария, нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, они не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, которое не имеет ничего общего со словами и речью.

Интересный медицинский казус, изученный итальянскими врачами, заставляет предполагать, что мозг по-разному воспринимает даже гласные и согласные звуки, значит разделение звуков на гласные и согласные – не филологическая, а физиологическая задача.

В одной из больниц Болоньи врачи наблюдали двух больных, у которых левое полушарие мозга пострадало из-за инсульта, отключились какие-то клетки мозга. Оба больных испытывали большие затруднения с гласными. Один из них при письме пропускал все гласные, оставляя вместо них свободные места, другой – как при письме, так и в устной речи – путал одни гласные с другими и переставлял их местами. Очевидно, при обработке слов гласные и согласные попадают как бы в разные «хранилища» мозга. У первого больного пострадала способность извлекать гласные из «ящичка», у второго – способность их правильно выбирать.

Кому логика, кому интуиция

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Психологи обнаружили, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции, представленные в правом полушарии в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев, словно бы оно уже умело это делать, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнения в письме активизируют левое полушарие. Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика-правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, потому что в восприятии иероглифов зрительные зоны участвуют активнее речевых. А вот если человек останется неграмотным на всю жизнь и будет занят примитивной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Угасает, сглаживается она и у стариков, перестающих заниматься умственной деятельностью.

Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его, пользуясь не только логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. За работой полушарий можно понаблюдать. У каждого из них есть своя сонная артерия, если в эту артерию ввести специальное наркотическое вещество, полушарие быстро заснет, а другое сможет проявить свою сущность. Если усыпить правое полушарие, человек ощутит эйфорию, он будет возбужден, словоохотлив, станет беспрерывно шутить... В таком состоянии беззаботности он будет пребывать даже в том случае, если правое полушарие у него по-настоящему вышло из строя – в результате кровоизлияния, например. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ... Все это производит тягостное впечатление, потому что вместе с правым полушарием человек лишается творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить. Зато говорят без умолку, и все ни о чем.

Совершенно противоположный результат дает отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные со словесным описанием, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик выводит формулы. Но от хорошего настроения у человека не остается и следа. Во взоре – тоска и печаль, мир представляется только в черном свете.

Подавление правого полушария сопровождается эйфорией, подавление левого – глубокой депрессией. А в норме каждое сдерживает другое, и их хорошо отрегулированное содружество приводит к плодотворным результатам.

Так что открытия в области функциональной асимметрии полушарий заставляют пересмотреть многие разделы физиологии, неврологии, психологии и психиатрии. И педагогики, кстати, тоже.

Назад к природе

Но кроме «правополушарного» или «левополушарного» восприятия мира – особенности, которая есть у каждого человека и ребенка в том числе, – мышление любого ребенка конкретно, как мышление первобытного человека, оно базируется на чувственном опыте и чувственной интуиции. Почти вся деятельность древних народов была связана с хорошим знанием местных природных условий. Описывая современных индейцев-каголла, которые сохранили многие древние знания и традиции, ученые отмечают, что они различают не менее 60 пищевых и 28 других растений с наркотическими, стимулирующими либо лекарственными свойствами. Ботаническая лексика субанук – народа, живущего на юге Филиппин, насчитывает тысячу терминов. А вот как исследователи описывают одно туземное племя Океании: «Обостренные способности туземцев позволяли им точно замечать родовые черты всех видов, живущих на суше и в море, равно как едва уловимые изменения природных явлений: ветра, освещенности, ряби на воде, водных и воздушных течений...»

Древние люди были неотделимы от природы. Познание природы осуществлялось чувственно, интуитивно и создавало этническое мышление, которое передавалось из поколения в поколение. Цивилизация отдалила человека от природы, внушила ему стремление покорить природу. Теперь мы не понимаем природных связей и не умеем за природой наблюдать. Мы ее боимся. Выжить в естественных условиях сегодня могут лишь специально подготовленные люди. Отдаляясь от природы, мы все более и более теряем этнические корни. Теряется понятие Родины, когда человек тысячами нитей знаний и обычаев связан с природой своего края. Поэтому в содержание школьного образования надо вернуть чувственные знания о природе, о ее полезных для человека качествах. Надо возродить чувственные методы познания, свойственные мифологическому мышлению, которое типично для детей. Необходимо идти от ученика, от его способностей к содержанию образования. А от стратегии чувственного познания природы переходить к рациональному познанию.

Как решить эту задачу, по каким принципам выстроить индивидуализацию образования? Мы поговорим об этом в следующий статье.