Кира БРАГИНСКАЯ,
логопед
Нелегко стать грамотным
Для полноценного обучения ребенок должен
иметь удовлетворительное интеллектуальное
развитие, речевой слух и особое видение букв.
Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не
сможет.
С началом обучения в школе у некоторых
детей появляются трудности с чтением и письмом.
Ребята не в ладах с русским языком, но вполне
удовлетворительно усваивают математику и другие
предметы, при изучении которых, казалось бы,
требуется больше сообразительности. Вот таких
«умненьких», но лишенных речевой одаренности
детей рано или поздно направляют к детскому
психиатру и логопеду.
Эти специалисты должны определить, чем
объясняются затруднения ребят – то ли
отсутствием определенных способностей, то ли
крайней утомляемостью, неорганизованностью, то
ли иными причинами. Неспособность к чтению
известна под названием «дислексия», к письму –
«дисграфия».
Нередко оба вида нарушений
сопутствуют друг другу. Встречаются дети,
которые не могут овладеть письмом и чтением в
течение двух-пяти лет обучения в школе. Следует
подчеркнуть, что заметных признаков отставания в
умственном развитии у таких ребят не
наблюдается.
Моему пациенту Славе 10 лет. В
дошкольном возрасте он отличался
неусидчивостью, упрямством. Несколько позже
положенных сроков начал говорить (отдельные
слова – в один год три месяца, фразы – в 2,5 года). В
девятимесячном возрасте серьезно отравился
сердечными лекарствами бабушки, длительно
находился в реанимации. К школе якобы был
подготовлен, и для мамы полной неожиданностью
явилось сообщение учительницы о грубых ошибках
при письме, допускаемых Славой, и его плохом
чтении. С математикой дела обстояли лучше. Сейчас
мальчик учится в 3-м классе, нередко убегает с
уроков русского языка, стал лживым, изворотливым,
тянется к плохим ребятам.
Проведенное в клинике обследование
показало, что умственное развитие ребенка
соответствует возрастной норме. С предлагаемыми
заданиями, требующими понимания смысла рассказа
или обобщения понятий, справляется успешно.
Однако я обратила внимание, что Слава читает
медленно, что-то угадывает, во многих словах
допускает ошибки; не может прочесть слова с
пропусками отдельных слогов. Пишет Слава крайне
небрежно, графические навыки сформированы
недостаточно: слова пишет слитно или ошибочно
разделяет их, постоянно заменяет буквы, близкие
по звучанию («з», «с», «ж», «ш») или схожие по
начертанию («п–т», «в–б»).
Слава принимает лекарства,
активизирующие его умственные способности, с ним
постоянно занимается логопед. Уже через два
месяца мальчик стал лучше писать, быстрее и с
меньшим числом ошибок читать.
Дислексия встречается у мальчиков в
три-четыре раза чаще, чем у девочек, и становится
очевидной ко второму классу. Со временем
дислексия нередко исчезает, но в ряде случаев
встречается и в старшем возрасте. Считается, что
это нарушение передается по наследству.
Чтобы понять механизм развития
дислексии, начну издалека. Известно, что мы
обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Слух
физический позволяет нам различать шум листвы
и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара,
а также гул авиалайнера, перестук колес поезда,
шуршание шин автомобиля. Благодаря музыкальному
слуху мы можем наслаждаться мелодией любимой
песни и прекрасной музыкой великих мастеров.
Однако можно обладать хорошим музыкальным и
очень неважным речевым слухом. Последний
позволяет понимать речь, улавливать тончайшие
оттенки сказанного, отличать один звук от
другого. При недостаточности речевого слуха
путаются звуки речи, не различаются схожие
созвучия, обращенная речь воспринимается
искаженно.
Ребенку с нарушенным речевым слухом
трудно научиться читать и писать. В самом деле,
как он может читать, если нечетко слышит звучащую
речь. Овладеть письмом он также не в состоянии,
так как не знает, какой звук обозначает та или
иная буква. Задача осложняется еще и тем, что
ребенок должен правильно уловить определенный
звук и представить его в виде знака (буквы) в
быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому
обучение грамоте ребенка с дефектным речевым
слухом – сложная педагогическая проблема.
Представьте, что искажение одного-двух звуков
совершенно меняет смысл всего слова. Сравните, к
примеру, слова «дочка–точка», «угол–уголь»,
«палка–балка», «чашка–Сашка». Замена глухого
звука звонким, твердого – мягким, шипящего –
свистящим придает слову новое содержание.
При дисграфии дети младших классов
с трудом овладевают письмом: выполняя задания,
они допускают множество ошибок: не используют
заглавные буквы, забывают о знаках препинания;
кроме того, у них неясный почерк. Ребята старших
классов используют при письме короткие фразы с
ограниченным количеством слов, но и в написании
этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко
дети отказываются посещать уроки русского языка
или выполнять письменные задания на других
уроках. Взрослые с подобным дефектом не в
состоянии сочинить поздравительную открытку или
короткое письмо, они стараются найти работу, не
требующую способности хорошо писать.
Допускаемые искажения не связаны с
незнанием грамматических правил, а обусловлены
тем, что ребенок:
заменяет букву на соответствующий
звук, путает мягкие с твердыми, звонкие – с
глухими и поэтому пишет «ден» вместо «день» или
«дуп» вместо «дуб»;
не знает количества звуков в словах и
порядка их следования, поэтому плохо определяет
границы между словами или пропускает отдельные
буквы в словах;
интуитивно не владеет грамматической
нормой и поэтому пишет «на деревьев» вместо «на
деревьях»;
заменяет букву на другую, внешне
сходную: вместо «щ» пишет «ш», вместо «д» – «б».
В русской графике для обозначения всех
букв алфавита используется ограниченный набор
элементов, и многие буквы отличаются друг от
друга разным их количеством или расположением.
Поэтому неудивительно, что некоторые ребята при
обучении грамоте не замечают этих тонких
различий.
Наряду с речевым фонематическим
слухом людям необходимо обладать особым видением
букв. Оказывается, что просто видеть
окружающий мир (деревья, людей, различные
предметы) недостаточно для овладения письмом.
Особое видение букв позволяет запомнить и
воспроизвести их очертания.
Логопеды иногда обращают внимание на
«зеркальный» характер письма пациентов: буквы
перевернуты в другую сторону (например, «с» и «з»
«открываются» влево; «ч» и «р» выдающейся частью
написаны в другую сторону). Зеркальное письмо
наблюдается у разных ребят, однако врач при
подобном явлении ищет явную или скрытую
леворукость: зеркальные перевороты букв –
характерная особенность левшей.
Можно ли эффективно помочь детям с
дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам
овладеть чтением и письмом, если они настойчиво
будут заниматься. Кому-то понадобятся годы
занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков –
тренировка речевого слуха и обыкновенного
зрения.
Преодоление указанных трудностей
начинается с простых заданий: научиться
различать геометрические фигуры, составлять
слова из слогов-карточек, дописывать слова, у
которых указаны лишь начальные слоги, повторять
чтение слов, состоящих из двух, трех и более
слогов с «трудными» сочетаниями звуков. Для
развития фонематического слуха детям
предлагаются слова, из которых надо на слух
выделить отдельные звуки, а также научиться
различать «с» и «ш», «з» и «ж», «с» и «з», «ш» и «ж»,
«р» и «л» и т.п. На следующем этапе дети
самостоятельно составляют рассказы по картинке
и записывают их.
Совершенствование навыков письма
врачи советуют начинать как можно раньше.
Логопедические занятия проводятся по
определенной системе: используются различные
речевые игры, разрезная или магнитная азбука для
складывания слов. Используется наглядный
материал для успешного запоминания букв: «о»
похоже на обруч, «я» – на жука, «с» – на
полумесяц. Логопед учит ребенка определять
количество слов в предложении, слогов в слове,
правильно переносить слова и писать их
раздельно, различать написание схожих букв,
употреблять слова с предлогами «на», «у», «по»,
«за», изменять слова по числам. Однако стремиться
увеличить скорость чтения и письма не следует:
ребенок должен основательно «почувствовать»
отдельные звуки (буквы). Техника чтения –
следующий этап упорной работы.
Многие взрослые наслышаны о пользе
развития мелкой моторики, координации движений
рук. Это важно в дошкольном возрасте, в
особенности для детей с речевой
недостаточностью и затруднениями в освоении
письма. Я советую разминать пальцами пластилин,
катать каждым пальчиком по очереди бусинки,
шарики, камешки, сжимать и разжимать многократно
кулачки, нанизывать на нитку бусинки или
пуговицы, застегивать молнии, завязывать узлы на
толстой веревке, резать ножницами бумагу,
складывать матрешек или мозаику и т.п. К пяти
годам можно задание усложнить, допустим, научить
ребенка плетению или вязанию. Популярны у
логопедов и родителей так называемые
пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо
историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры
важны для развития мышления, пространственных
представлений и творческих способностей детей.
Следует предостеречь родителей от
слишком раннего обучения ребенка грамоте. Умение
писать, знание букв – не самое главное. Важнее
научить детей последовательно, связно и грамотно
излагать свои мысли, т.е. владеть разговорной
речью. Родителям всегда следует помнить: чем
больше и выразительнее мы говорим с ребенком, тем
быстрее и успешнее он овладеет навыками устной
речи.
|