О.В. БАБЕНКО,
М.М. АВХИМЕНКО
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Живые организмы и технические
средства
Компьютерный бум, который охватил весь мир, и в
частности Россию в последние годы, породил новые
технологии, позволяющие превратить ПК в мощное
средство образования.
С компьютерами контактирует все больше
подростков и детей. Как это отразится на здоровье
молодого поколения?
В организме человека происходят
сложные процессы, в том числе передача внутри- и
внеклеточной информации с помощью
электромагнитного поля (ЭМП) и соответствующей
электрической регуляции. Поэтому
электромагнитная среда фактически может
рассматриваться как источник помех
жизнедеятельности человека. Возникает проблема
биоэлектромагнитной совместимости – проблема
взаимного влияния живых организмов и
технических средств.
Многочисленные исследования в области
биологического действия ЭМП позволили
определить наиболее чувствительные системы
организма человека. Ими оказались нервная,
иммунная, эндокринная и половая.
В 1996 году в России были определены
санитарные нормативы, регламентирующие время
непрерывного нахождения за монитором (см. № 7
«ЗД»). Но если в учебных учреждениях их соблюдают,
то в домашней обстановке родители далеко не
всегда в состоянии контролировать время
пребывания своего ребенка у ПК, а в компьютерных
клубах этой проблеме вовсе не придают значения.
Потерянное время и виртуальная
ответственность
Особая опасность подстерегает
подростка, увлеченного компьютерной игрой, – он
может забыть о времени. Дело в том, что «внутри»
игры свой отсчет времени, своя скорость событий,
в результате чего полностью теряется ощущение
реального течения времени. Часто даже взрослые,
собравшись «полчасика» поиграть в ту же
«Civilization-2», в какой-то момент вдруг обнаруживают,
что просидели за ПК более трех-четырех часов.
Ситуация несколько напоминает ту, что бывает при
чтении увлекательной книги. И сложности, с
которыми сталкиваются современные родители при
попытке оторвать свое чадо от монитора, подобны
тем, что когда-то возникали у их собственных мам и
пап, обнаруживших у них под одеялом томик Конан
Дойла и фонарик. Тем не менее
времяпрепровождение у ПК в большей степени
чревато различными патологическими изменениями
в организме подростка. А то, что компьютерные
игры «затягивают», было уже давно подмечено
владельцами компьютерных клубов, которые на этом
делают деньги.
О самих компьютерных играх написано
немало, существуют различные классификации игр,
изучается их влияние на психику. Хочется
отметить, что поскольку в сюжеты многих игр
включаются погони и убийства, а в роли жертв
выступают люди, то возникает ситуация снятия
психологического барьера на подобные поступки,
снижения ощущения ответственности в реальном
мире. В виртуальном мире и ответственность
виртуальная.
Влияние компьютера на обучение
Стоит сказать и о комплексе проблем,
связанных с влиянием ПК на процесс обучения.
Прежде всего, это неравномерность развития
знаний ребенка, обучающегося в процессе игр.
Например, может случиться так, что, получив
знания с помощью ПК, ученик значительно опередил
школьную программу по точным наукам, но при этом
значительно отстал по гуманитарным или,
наоборот, он отказывается изучать математику,
поскольку не видит в том необходимости,
предпочитая все подобные задачи решать на ПК.
Некоторые дети, освоив работу с текстовыми
программами, автоматически проверяющими
пунктуацию и орфографию, не только не умеют
самостоятельно контролировать написанное, но и
вовсе теряют навык грамотного письма. Все это
осложняется тем, что, во-первых, проблема
индивидуального обучения в нашей стране весьма
далека от решения, а во-вторых, к сожалению, очень
многие учителя уступают своим ученикам по уровню
компьютерной грамотности, что в силу
свойственного детской психике максимализма
приводит к падению авторитета преподавателя.
Таким образом, педагоги, советы которых могли бы
максимально помочь родителям и детям справиться
с данной проблемой, оказываются не просто
изолированы от ее решения отрицательным
настроем учеников («Да что они (учителя) в
компьютерах понимают?!»), но и сами за неимением
необходимых знаний становятся источником
противоречий («Да что они (ученики) в этих
компьютерах нашли?!»). Сейчас Министерство
образования и науки РФ и директора многих школ
организуют различные курсы повышения
квалификации учителей, на которых, в частности,
им предоставляется возможность овладеть
навыками работы на ПК. К сожалению, в силу многих,
в том числе и финансовых, проблем этот процесс
идет еще очень медленно. Сегодня отсутствие
необходимых компьютерных навыков у родителей и
учителей неизбежно ведет к снижению уважения к
ним ребенка только на том основании, что они
слабее владеют компьютерной техникой.
Вред и польза Интернета
Интернет обеспечивает формирование
объединяющей платформы, расширяет сферу общения,
предоставляет огромные возможности для поиска
различной информации. В то же время никто не
гарантирует соответствия этой информации
действительности, так как законы,
регламентирующие, что можно размещать в Сети, а
что нельзя, пока отсутствуют. И если проблема
доступа детей к порносайтам более или менее
решается, то доступ к информации откровенно
националистической или связанной с насилием
абсолютно свободен. Детская психика особо ранима
и восприимчива, поэтому все эти опасения
обоснованны и понятны. Чрезмерная погруженность
ребенка в Интернет впоследствии может привести к
трудностям в общении со сверстниками. Общение
через Интернет позволяет анонимно устанавливать
связи с теми, кто находится далеко. Когда ребенок,
не имеющий необходимых навыков общения в
реальности, но привыкший к регулярному общению в
Сети, оказывается «извлеченным» из своего
компьютерного мира, он обнаруживает, что его
техническое мастерство не имеет значения. Для
таких детей первоочередной задачей становится
развитие способности к общению с людьми в
реальной жизни.
Важно отметить, что компьютерная
грамотность стала неотъемлемой частью жизни
молодежи. В крупных городах подростки смотрят на
своих товарищей, не владеющих навыками работы на
ПК, как на тех, кто не умеет читать или писать. В
глазах подростков ПК – это не только необходимо,
но и престижно. И если еще лет пять назад для того,
чтобы «быть на уровне», надо было слушать
определенные кассеты, смотреть американские
видеофильмы, читать книги популярных авторов, то
теперь к этому списку прибавилась
«необходимость» знать определенные
компьютерные игры. Причем мало уметь в них
играть, надо пройти некоторое количество
уровней, демонстрируя тем самым как свои
технические навыки и интеллект, так и доступ к
сложной, дорогостоящей технике.
Компьютерные клубы
Для людей, не имеющих домашнего ПК (и
для тех, чьи ПК не соответствуют возросшим
техническим требованиям), выходом становятся
компьютерные клубы. Правда, туда ходят и те, кто,
имея дома хороший ПК, хочет просто поиграть в
некоторые компьютерные игры не с машиной, а с
друзьями. Конечно, можно использовать локальную
сеть или Интернет, но стоимость услуг
интернет-провайдеров достаточно высока, а
качество связи обычно оставляет желать лучшего.
Поэтому различные «турниры» по компьютерным
играм проводятся в основном в компьютерных
клубах. По нашему мнению, положение компьютерных
клубов в России – серьезнейшая проблема:
большего несоблюдения санитарно-гигиенических
норм, касающихся работы за ПК, вообразить трудно!
Как правило, в плохо проветриваемом и скудно
освещенном помещении площадью около 50 м2 стоят
рядами на столах более 50 машин. Основные
посетители – дети и подростки, из них 90% мальчики.
В клубах подростки проводят зачастую по 3–4, а то
и по 6–8 часов подряд.
Неизбежно возникает ряд вопросов.
Во-первых, откуда у подростков столько
свободного времени? Ответ: в большинстве случаев
за счет прогула школьных уроков или невыполнения
домашних заданий (не говоря уже о занятиях
спортом). Во-вторых, час игры в компьютерных
клубах стоит от 10–15 руб. утром и до 30–50 руб.
вечером. Откуда у подростков деньги? Допустим,
кому-то их дают родители, кто-то экономит на
завтраках, но ведь компьютерная зависимость,
подобно наркотической, требует все большего
времени игры, а значит, и все больших денег.
Конечно, эти суммы не сопоставимы с теми, что
требуются на наркотики, но ведь и 300–400 руб. в
неделю (а именно столько и тратят в клубах) для
большинства семей очень существенны! К
сожалению, следствием такой ситуации становится
криминализация молодежи.
Поэтому ситуация, сложившаяся вокруг
компьютерных клубов, требует незамедлительного
вмешательства властей и врачей-гигиенистов.
Доступ к ПК как средству работы, учебы, поиска
информации нельзя ограничивать, но он должен
осуществляться в цивилизованных условиях,
полностью соответствующих
санитарно-гигиеническим нормам.
(«Медицинская помощь», 2002, № 5)
|