Андрей УСТИНОВ,
профессор
Защитная реакция организма
Очень просто измерить, насколько
поднялась температура у ребенка, но чтобы
установить, отчего она поднялась, зачастую
требуется большой опыт врача, а порой и целый ряд
различных анализов.
Повышение температуры выше нормальных
цифр в медицине называют гипертермией. Так
как в нашей стране температуру принято измерять
в подмышечной впадине, о гипертермии говорят,
если она поднялась выше 38 градусов Цельсия.
Человеческий организм может сам
регулировать температуру тела, у взрослого
человека она сохраняется в интервале от 33 оС до 42
оС. Без искусственного поддержания жизни
температура ниже 27 оС и выше 43 оС ведет к смерти.
Искусственный процесс
Иногда врачи сознательно снижают
больному температуру – это называется
управляемой гипотермией. Она требуется при
сложных операциях на сердце, так как позволяет
пациенту лучше переносить нарушения
кровоснабжения.
А иногда у больных искусственно
создают высокую температуру – гипертермию. Так
пытаются лечить злокачественные
новообразования. При очень высокой температуре
злокачественные клетки быстро погибают.
Несколько лет назад в Новосибирске
искусственную гипертермию стали использовать
для лечения наркомании. Поместив пациента в
ванную с горячей водой на 20–30 минут, повышали
температуру его тела выше 43 оС. В результате у
наркозависимых пациентов в головном мозге
восстанавливалась чувствительность так
называемых опиоидных рецепторов к вводимым
наркотикам.
Эта возможность гипертермии была
обнаружена случайно, когда с ее помощью
проводилось лечение онкологических больных.
Пациенты в течение длительного времени получали
наркотики для облегчения боли. Обычно у таких
больных развивается устойчивость к действию
наркотических веществ, им приходится вводить все
большие и большие дозы. Однако сеансы
искусственной гипертермии восстанавливали
чувствительность, так что даже небольшие дозы
наркотических препаратов вновь снимали болевой
синдром.
Искусственная гипотермия и
гипертермия проводятся в клинике под общей
анестезией (наркозом), только так больной
способен перенести эти состояния и не погибнуть.
Зачем она повышается?
Вообще повышение температуры – это
защитная реакция организма. В это время
возрастает скорость биохимических реакций – при
повышении температуры всего на 1 оС (с 36,6 оС до 37,6
оС) эта скорость увеличивается в 10 раз. Быстрее
образуются защитные антитела, бы-
стрее утилизируются продукты обмена веществ, и
тем самым человеческий организм более
эффективно борется с нарушениями, вызвавшими
повышение температуры. Так как чаще всего
повышение температуры вызывается какой-либо
инфекцией, по своей эволюционно-биологической
сущности этот процесс следует рассматривать как
меру защиты от инфекционных возбудителей. Однако
при температуре выше 38,6–39 оС эта защитная
реакция становится патологической: начинается
разрушение полезных продуктов обмена веществ, у
пациента появляются дополнительные симптомы
интоксикации – слабость, вялость, нарушения
сознания и т.д.
Необходимость определить температуру
тела при первых признаках какого-либо
недомогания основана на опыте многих тысяч лет.
Так называемые лихорадочные состояния у детей
являются главной и основной причиной обращения к
врачу. Почему «так называемые»? Дело в том, что
под лихорадочными состояниями понимают
повышение температуры, связанное с
инфекционными заболеваниями, вызванными
патологическими бактериями и вирусами. При этом
в связи с несовершенством терморегуляции
лихорадка у детей развивается значительно
быстрее, чем у взрослых, соответственно всегда
выше опасность превышения предельной
температуры. У маленьких детей при высокой
температуре могут развиться так называемые
фебрильные судороги.
ОРВИ
Наиболее частой причиной повышения
температуры являются острые респираторные
вирусные инфекции (ОРВИ). По данным официальной
статистики, детская заболеваемость ОРВИ может
превышать 14 миллионов случаев в год (из них
гриппом – 2 миллиона). В связи с этим препараты
для снижения температуры (их называют
антипиретиками) являются одними из самых
употребляемых в педиатрии.
Опрос педиатров России установил, что
антипиретики часто назначаются без достаточного
обоснования. Одной из наиболее распространенных
ошибок является назначение антипиретических
препаратов в первые часы течения болезни, когда
температура не превышает 37,6–38 оС. Это
противоречит рекомендациям ВОЗ.
Выбор антипиретиков – непростая
задача. Это связано с тем, что и сам препарат и
форму его выпуска надо подбирать соответственно
возрасту ребенка, тяжести и остроте заболевания,
характеру изменений температуры в течение суток.
Например, аспирин до сих пор продолжает входить в
арсенал жаропонижающих, несмотря на
многочисленные предупреждения в популярной
медицинской прессе об опасности использования
аспирина при ОРВИ у детей в связи с высоким
риском развития синдрома Рея (смертность при
этом состоянии происходит в более 50% случаев).
Только в нашей газете за прошедшие годы мы не
менее десяти раз писали об опасности развития
синдрома Рея при назначении аспирина.
Другим часто используемым препаратом
является метамизол (анальгин), хотя он способен
вызвать анафилактический шок или привести к
нарушению белого ростка крови со смертельным
исходом. Анальгин дают даже младенцам вместе с
димедролом (очень популярный среди педиатров
коктейль) без уточнения природы гипертермии.
Недостаточное внимание к побочным эффектам ряда
антипиретических средств приводит к тому, что
они назначаются в виде курса, что приводит к
изъязвлению слизистой оболочки желудка.
Удивительно, что все это продолжает
происходить на фоне доступности различных форм
парацетамола и парацетамолсодержащих
препаратов, средств, которые не обладают
вышеперечисленными недостатками и
рекомендуются ВОЗ.
Основные механизмы гипертермии
У детей температура тела меняется в
периоды повышения и снижения физической
активности. Некоторые дети обладают
индивидуальными особенностями терморегуляции в
зависимости от типа наследственной конституции,
характера питания и активности. Колебания
температуры возможны и у больного, и у здорового
ребенка. Вообще организм человека способен
поддерживать постоянную температуру тела при
широком температурном диапазоне внешней среды:
при охлаждении уменьшает отдачу и увеличивает
продукцию тепла, а в случае перегревания,
наоборот, увеличивает теплоотдачу и уменьшает
теплопродукцию. У больных детей терморегуляция
меняется под воздействием инфекционного
процесса и воспаления или при заболеваниях
«невоспалительных», связанных с нарушениями
функции нервной и эндокринной систем.
Основы учения о механизмах развития
гипертермии были заложены в XIX веке после
открытия зависимости образования тепла от
интенсивности обменных процессов в организме
человека и животных. Было установлено, что в
основе повышения температуры при инфекционных
заболеваниях лежит изменение деятельности
нервных центров, регулирующих теплообмен и
содержание тепла в организме. В 1902 году наши
ученые А.А. Лихачев и П.П. Авроров показали, что
развитие инфекционной лихорадки связано с
ростом теплопродукции в период озноба и с
ограничением при этом теплоотдачи. Эта работа
заложила основы представления о физиологических
механизмах изменения температуры тела при
лихорадке как терморегуляторной реакции.
Постоянная температура
поддерживается сложным и до конца не изученным
аппаратом терморегуляции, который создан
природой по общему принципу систем для
поддержания постоянства внутренней среды
организма: отклонение температуры от
определенной константы вызывает возбуждение
центра терморегуляции, который находится в
головном мозге в так называемом гипоталамусе.
Вслед за этим из «центра» посылается команда
исполнительным органам о теплопродукции или
теплоотдаче. В осуществлении гипоталамической
регуляции температуры тела участвуют железы
внутренней секреции, главным образом щитовидная
железа и надпочечники.
Считается, что основной причиной
изменения терморегуляции являются пирогенные
вещества, которые действуют на гипоталамус. Эти
пирогены бывают как внешними (они содержатся в
бактериях и вирусах), так и внутренними (они
освобождаются из поврежденных клеток организма).
Пирогенными свойствами обладают аллергены и
лекарственные вещества. Пирогены образуются
также в мышечной ткани при усиленной физической
работе.
Механизм действия пирогенных веществ
окончательно не установлен, но многие детали
стали проясняться в последнее десятилетие. При
этом было обнаружено, что основными веществами,
которые действуют на гипоталамус, являются
простагландины Е. Они активируют клетки
гипоталамуса, в результате чего увеличивается
теплопродукция. Кроме того, за счет стимуляции
сосудо-двигательного центра головного мозга и
сужения периферических сосудов снижается
теплоотдача.
Повышение температуры тела не всегда
вызвано действием пирогенов, образующихся при
инфекционно-воспалительных процессах. Подобными
свойствами обладают гормоны, белки и
лекарственные препараты. Эти вещества не
являются раздражителями центров гипоталамуса, а
оказывают влияние на другие звенья аппарата
терморегуляции. Кроме того, причиной повышения
температуры тела могут быть грубые органические
изменения вещества мозга после травмы или
воспаления.
Температурная реакция на действие
пирогенов и изменение окружающей среды
представляется достаточно ясно. Понижение
внешней температуры, приводящее к охлаждению
тканей и жидкостей организма, приводит к
возбуждению терморецепторов, передающих сигнал
в гипоталамус. В результате этого там
продуцируются медиаторы, действующие на
эндокринную и нервную систему, органы (мышцы,
сосуды, железы) и обмен веществ, что увеличивает
теплопродукцию. Теплопродукция осуществляется
за счет повышения мышечного тонуса и усиленного
обмена веществ в жировой ткани. В результате
происходит выделение тепла.
При внешнем охлаждении одновременно с
увеличением теплопродукции сокращаются
теплопотери за счет замедления кровотока в
поверхностных сосудах кожи, их сокращения и
прекращения потоотделения. Таким образом
организм поддерживает нормальную температуру.
Внешнее перегревание и вызванное
пирогенами повышение температуры вызывает
возбуждение гипоталамуса с выделением
регуляторов вегетативного отдела нервной
системы. Последующее расширение кожных сосудов,
усиление потоотделения, учащение дыхания
способствуют отдаче тепла в окружающую среду. И
как результат – происходит снижение температуры
тела.
Окончание следует
|