М.И. СТЕПАНОВА,
кандидат медицинских наук
С.В. ЧАЙКИН, кандидат медицинских наук
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН
Окончание. Начало в № 5/2004.
Не пора ли на каникулы?
Нужен ли нашей школе новый календарь? Сколько
времени надо для учебы и для отдыха? Продолжаем
разговор о каникулах – самом святом для
наших школьников
В чем еще «минусы», связанные с
традиционным календарем каникул?Исследования
среди учащихся 2–3-х классов показали, что
существует годовая динамика неблагоприятных
реакций сердечно-сосудистой системы. Дети не
выдерживают учебную нагрузку.
А вот новый график каникул сохраняет
адаптационные возможности детей. Их оценка
показала: в группе традиционно обучавшихся
школьников число детей с удовлетворительной
адаптацией к концу года снижается, а в
экспериментальной группе (с новым графиком
каникул) этот показатель не изменяется на
протяжении всего учебного года.
Обучение в условиях равномерного
чередования учебы и каникул меньшее нервирует
детей.
Более высокий уровень невротизации
наблюдается у учащихся, которые живут и учатся по
старому календарю школьных каникул, тогда как в
экспериментальной группе значения данного
показателя стабильны на протяжении всего
учебного года.
Организация обучения с новым
календарем каникул способствует не только
снижению невротизации, но и сохранению
устойчивости психоэмоционального статуса,
снижению острой заболеваемости и повышению
учебной успеваемости детей. Так, в конце учебного
года в контрольной группе количество детей с
дискомфортным эмоциональным состоянием гораздо
больше, чем в экспериментальной.
Данные школьных медицинских карт
(форма № 026у) показали: среди учащихся
контрольной группы было несколько больше (на 5–6%)
детей, имеющих хроническую патологию и меньше
детей I-й группы здоровья. У второклассников
контрольной группы уровень острой
заболеваемости увеличивается от начала к
середине учебного года в 1,5 раза, в то время как в
экспериментальной он меняется незначительно.
Кроме того, в этот период года у школьников,
обучающихся в условиях новой структуры учебного
года, достоверно меньше жалоб на плохое
самочувствие, чем у их сверстников, обучающихся в
условиях традиционного обучения.
Анализ всей совокупности данных о
динамике работоспособности, функционального
состояния и состояния здоровья учащихся на
протяжении года позволяет расценивать обучение
в условиях равномерного чередования учебы и
каникул как здоровьесберегающее.
«Нужен ли новый календарь школьных
каникул?» Был проведен опрос учащихся 5–11-х
классов и педагогов с помощью специально
разработанных анкет, где этот вопрос был главным.
Результаты опроса показали: 86%
респондентов-учащихся поддерживают данную
инновацию. При этом 63% подростков считают, что
такая структура учебного года обеспечивает им
меньшее утомление по сравнению с традиционной, 21%
– видят преимущества новой структуры в более
быстром восстановлении их работоспособности, и
лишь 4% учащихся отмечают, что они стали больше
утомляться.
По мнению 39% школьников, с переходом на
новую структуру учебного года их школьные успехи
стали лучше, у 10% успеваемость ухудшилась, а у 38% –
не изменилась. С равномерным чередованием
учебного и каникулярного времени 40%
респондентов-учащихся связывают улучшение
самочувствия.
Учителя также в целом положительно
относятся к данной инновации («за» – 92%
опрошенных). Кроме того, более половины из них (52%)
указывают на улучшение успеваемости и состояния
здоровья своих подопечных.
Таким образом, преимущества нового
календаря школьных каникул наиболее значимо
проявляются:
в большей устойчивости показателей
работоспособности учащихся на протяжении
учебного года;
в достоверно меньшей частоте случаев
сильного и выраженного утомления школьников,
особенно в середине учебного года, когда степень
утомления традиционно обучающихся наиболее
выражена.
Здоровьесберегающий эффект новой
структуры учебного года по сравнению с
традиционной формой его организации
определяется:
снижением острой заболеваемости;
меньшим напряжением
сердечно-сосудистой системы;
сохранением более высоких
адаптационных возможностей учащихся в конце
учебного года;
меньшей частотой случаев повышенной
и высокой степени невротизации учащихся;
более устойчивым психоэмоциональным
состоянием учащихся;
повышением учебной успеваемости.
И последний, на наш взгляд,
немаловажный аргумент в пользу нового календаря
школьных каникул: его введение не требует от
школы никаких финансовых затрат.
|