Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2004

Архив

М.И. СТЕПАНОВА, кандидат медицинских наук
С.В. ЧАЙКИН, кандидат медицинских наук
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Окончание. Начало в № 5/2004.

Не пора ли на каникулы?

Нужен ли нашей школе новый календарь? Сколько времени надо для учебы и для отдыха? Продолжаем разговор о каникулах –   самом святом для наших школьников

В чем еще «минусы», связанные с традиционным календарем каникул?Исследования среди учащихся 2–3-х классов показали, что существует годовая динамика неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы. Дети не выдерживают учебную нагрузку.

А вот новый график каникул сохраняет адаптационные возможности детей. Их оценка показала: в группе традиционно обучавшихся школьников число детей с удовлетворительной адаптацией к концу года снижается, а в экспериментальной группе (с новым графиком каникул) этот показатель не изменяется на протяжении всего учебного года.

Обучение в условиях равномерного чередования учебы и каникул меньшее нервирует детей.

Более высокий уровень невротизации наблюдается у учащихся, которые живут и учатся по старому календарю школьных каникул, тогда как в экспериментальной группе значения данного показателя стабильны на протяжении всего учебного года.

Организация обучения с новым календарем каникул способствует не только снижению невротизации, но и сохранению устойчивости психоэмоционального статуса, снижению острой заболеваемости и повышению учебной успеваемости детей. Так, в конце учебного года в контрольной группе количество детей с дискомфортным эмоциональным состоянием гораздо больше, чем в экспериментальной.

Данные школьных медицинских карт (форма № 026у) показали: среди учащихся контрольной группы было несколько больше (на 5–6%) детей, имеющих хроническую патологию и меньше детей I-й группы здоровья. У второклассников контрольной группы уровень острой заболеваемости увеличивается от начала к середине учебного года в 1,5 раза, в то время как в экспериментальной он меняется незначительно. Кроме того, в этот период года у школьников, обучающихся в условиях новой структуры учебного года, достоверно меньше жалоб на плохое самочувствие, чем у их сверстников, обучающихся в условиях традиционного обучения.

Анализ всей совокупности данных о динамике работоспособности, функционального состояния и состояния здоровья учащихся на протяжении года позволяет расценивать обучение в условиях равномерного чередования учебы и каникул как здоровьесберегающее.

«Нужен ли новый календарь школьных каникул?» Был проведен опрос учащихся 5–11-х классов и педагогов с помощью специально разработанных анкет, где этот вопрос был главным.

Результаты опроса показали: 86% респондентов-учащихся поддерживают данную инновацию. При этом 63% подростков считают, что такая структура учебного года обеспечивает им меньшее утомление по сравнению с традиционной, 21% – видят преимущества новой структуры в более быстром восстановлении их работоспособности, и лишь 4% учащихся отмечают, что они стали больше утомляться.

По мнению 39% школьников, с переходом на новую структуру учебного года их школьные успехи стали лучше, у 10% успеваемость ухудшилась, а у 38% – не изменилась. С равномерным чередованием учебного и каникулярного времени 40% респондентов-учащихся связывают улучшение самочувствия.

Учителя также в целом положительно относятся к данной инновации («за» – 92% опрошенных). Кроме того, более половины из них (52%) указывают на улучшение успеваемости и состояния здоровья своих подопечных.

Таким образом, преимущества нового календаря школьных каникул наиболее значимо проявляются:

  • в большей устойчивости показателей работоспособности учащихся на протяжении учебного года;

  • в достоверно меньшей частоте случаев сильного и выраженного утомления школьников, особенно в середине учебного года, когда степень утомления традиционно обучающихся наиболее выражена.

Здоровьесберегающий эффект новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:

  • снижением острой заболеваемости;

  • меньшим напряжением сердечно-сосудистой системы;

  • сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;

  • меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся;

  • более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся;

  • повышением учебной успеваемости.

И последний, на наш взгляд, немаловажный аргумент в пользу нового календаря школьных каникул: его введение не требует от школы никаких финансовых затрат.