Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2004

Архив

Елена ТИХОНОВА

Помогите школяру

Самая частая причина этих сложностей – несовершенство звукового анализа у маленьких школяров: неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других звуков.

Из-за чего же звуковой анализ дается одним детям буквально с пеленок, а другие обретают его с таким трудом? Дело, скорее всего, в особенностях развития нервной системы ребенка, точнее в развитии тех областей мозга, которые отвечают за звуковой анализ (например, в случаях нарушений, возникших при родовой травме), могут сказываться и особенности речевого аппарата ребенка, и речь окружающих его людей, и снижение слуха.

Таким детям необходима помощь специалистов, а также занятия дома, помогающие осознанно различать похожие звуки, пополнить словарный запас. Хороши любые игры в слова – придумывание слов, начинающихся на одну букву; игры в «города»; прослушивание аудиокассет с записями сказок, стихов, песен в исполнении известных актеров и чтецов.

А вот несколько упражнений из арсенала логопедов и психологов.

1. Составьте список из пятнадцати–двадцати слов, начинающихся с противоположных по твердости–мягкости или по глухости–звонкости согласных. Например с «б»–«п»; «бочка–почка», «пол»–«болт», «перчатка»–«брусчатка». Медленно читайте эти слова. Ребенок должен поднимать руку, только если слово начинается на «б».

2. Предложите ребенку читать текст по слогам, отхлопывая рукой по столу в такт каждому слогу. Это поможет внимательно следить за текстом, не пропуская букв и слогов.

3. Из какого-то длинного слова (например, «соковыжималка») нужно составить как можно больше разных слов (сок, лыжи и так далее).

4. При письме проговаривать вслух то, что пишешь.

5. Если у ребенка страдает слухоречевой аппарат и он не успевает запомнить и понять то, что ему рассказывают или диктуют, помогите ему развить зрительное воображение. Для игры нужны два участника, лист бумаги и цветные карандаши. Предложите одному игроку придумать сочетание из двух слов (например, «дом стоит») и сразу нарисовать придуманное. Второй игрок должен добавить словечко (например, «дом стоит на горе») и соответственно дорисовать гору...

6. Научите ребенка самостоятельно находить ошибки. Для этого подойдет игра «Корректура». Перепишите простой текст, но с ошибками, характерными для вашего ребенка. Попросите его найти эти ошибки. Если он их не увидел, положите рядом учебник или книгу, откуда был взят текст. Постепенно ребенок научится находить ошибки без посторонней помощи.

По материалам журнала «Семейный доктор»