Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2004

Архив

Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье школьников. Но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Увы, нездоровый учитель – плохой учитель.
Аксиома: не занимающийся воспитанием педагог превращается в «урокодателя». А полноценное воспитание – это и формирование культуры здоровья, в том числе личным примером.
Материалов, посвященных здоровью учителя (именно здоровью, а не медицинским аспектам профпатологии!), крайне мало.
Мы хотим восполнить этот пробел и начинаем публиковать цикл статей, в которых подчеркивается неразрывная связь здоровья школьника и здоровья учителя.

Никита СМИРНОВ,
профессор

Долой урокодателя!

Проблема учительских деформаций

Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

У педагогов профессиональная деформация может проявляться на двух уровнях.

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает похожими друг на друга учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разными темпераментами и характерами. В педагогическом процессе учитель использует свою личность как инструмент влияния на ученика, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приемам, как авторитарный стиль общения. В результате личность учителя обретает черты назидательности, излишней самоуверенности, догматичности, отсутствия гибкости и т.п.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентуированности.

В работе учителя его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Одна из распространенных типологий включает две позиции: «учитель на пьедестале» и «учитель без пьедестала».

Учитель на пьедестале

Первая позиция характеризуется поведением «контролера», которое с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением «красного карандаша». Этот стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и считает, что он всегда знает правильный ответ на поставленные вопросы. Такая позиция в определенной степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и является одним из признаков кризиса.

Как правило, для авторитарного, довлеющего поведения характерно отношение к поступкам других людей как к контрольной работе, полученной для проверки; готовность замечать недостатки других; скорее ругать, чем хвалить. С учителями с такой позицией трудно общаться. Кстати, сами они часто не замечают этого.

Позиция «учитель на пьедестале» может проявляться в разных стилях поведения, то есть «пьедесталы» бывают разные. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую можно перенести и на учителей. Вот эти типы.

Учитель-начальник. Его «пьедестал» – власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, постоянно подчеркивающего свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это опытный учитель, он хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно «правильную» точку зрения. Результаты такого стиля учительского поведения – конфликты, обиды, «бунт учеников», отсутствие искренности во взаимоотношениях с учениками.

Учитель-компьютер. Его «пьедестал» – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь обезличена («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...», «Есть мнение...»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель. Результат такого стиля учительского поведения – снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках. В итоге – снижение мотивации к занятиям по этому предмету, даже отвращение к нему, несмотря на то что такой учитель все делает «ради своего предмета».

Учитель-мученик. Его «пьедестал» – бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиций миротворца. Больше всего боится конфликтов. Он постоянно испытывает чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий подобную позицию, все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других вызывает страх возникновения проблем.

Учитель-приятель. Его «пьедестал» – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения – отсутствие у ребенка чувства ответственности.

В поведении конкретного учителя эти разновидности позиций «на пьедестале» могут быть смешанными.

Учитель без пьедестала

Принципиально иная позиция – «учитель без пьедестала». Ее также называют партнерской. Стоящий на этой позиции человек знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей правоты за счет другого. Он осознает, что в общении позиция «Я прав» обычно подразумевает «Ты не прав». Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки, так же как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться, так же как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.

Право на ошибку

Различия педагогов наглядно проявляются и в их предпочтительной позиции при взаимодействии с другими. Выделяют учителей, предпочитающих «открытую» или «закрытую» позицию.

Для закрытой позиции учителя характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться.

Для учителей, предпочитающих открытую позицию, характерен отказ от ощущения собственного педагогического всеведения и непогрешимости. Такой учитель открывает свой личный опыт учащимся и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого рождается диалог учителя с учениками, для которого характерны терпимое, уважительное отношение к мнению ученика (пусть даже ошибочному), умение встать на его точку зрения, критически осмыслить собственную позицию, педагогический оптимизм и доверие, «встречное движение» к ученику. Допускается право ребенка на ошибку. Критика используется в форме самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, типичное для учеников, и подвергает это суждение критике; при этом показывает им, в чем заключается ошибка и как он ее изживает («Когда-то мне казалось...»; «Раньше я думал...»; «Тут, наверное, моя вина...»; «Я не совсем точно поставил вопрос» и т.д.).

О равноправии

Равноправие между взрослым и ребенком – это не отношения между одинаковыми. Тогда эта позиция оказалась бы очевидно лицемерной: взрослый и ребенок не одинаковы. Это отношения между разными, но строящиеся на принципах взаимного уважения и ненасильственных действий. Взрослый в этом случае использует свою силу исключительно как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка. А ученик потенциально способен воспринять любое требование, направленное на его собственное благо. Взрослый помогает ребенку строить такие отношения, при которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права и в то же время признать права другого человека, соотнося с ним свои действия. К противодействию учитель прибегает лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия и они грозят неприятностями ему и другим людям.

Такой стиль взаимоотношений не только предупреждает возникновение профессионально-личностных деформаций учителя, но и воспитывает гуманистично ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, укрепляет его психическое здоровье, повышает адаптационные ресурсы, формирует модели поведения, снижающие риск возникновения дистресса, приобщения к наркотикам или другим одурманивающим веществам.