Главная цель использования
здоровьесберегающих технологий – здоровье
школьников. Но без заботы о здоровье учителя эта
цель труднодостижима. Увы, нездоровый учитель –
плохой учитель.
Аксиома: не занимающийся воспитанием педагог
превращается в «урокодателя». А полноценное
воспитание – это и формирование культуры
здоровья, в том числе личным примером.
Материалов, посвященных здоровью учителя (именно
здоровью, а не медицинским аспектам
профпатологии!), крайне мало.
Мы хотим восполнить этот пробел и начинаем
публиковать цикл статей, в которых
подчеркивается неразрывная связь здоровья
школьника и здоровья учителя.
Никита СМИРНОВ,
профессор
Долой урокодателя!
Проблема учительских деформаций
Деформация личности – это изменения,
нарушающие ее целостность, снижающие уровень
адаптации и эффективность профессионального
функционирования. Освоение профессии неизбежно
сопровождается изменениями в структуре
личности, когда, с одной стороны, происходит
усиление и интенсивное развитие качеств, которые
способствуют успешному осуществлению
деятельности, а с другой – изменение, подавление
или даже разрушение структур, не участвующих в
этом процессе. Если эти профессиональные
изменения нарушают целостность личности,
снижают ее адаптивность и устойчивость, то их
следует рассматривать как профессиональные
деформации.
У педагогов профессиональная
деформация может проявляться на двух уровнях.
1. Общепедагогические деформации, характеризующие
сходные изменения личности у всех, занимающихся
педагогической деятельностью. Наличие этих
деформаций делает похожими друг на друга
учителей, преподающих разные предметы,
работающих в разных учебных заведениях,
проповедующих разные педагогические взгляды, с
разными темпераментами и характерами. В
педагогическом процессе учитель использует свою
личность как инструмент влияния на ученика,
нередко прибегая к таким примитивным, но
действенным приемам, как авторитарный стиль
общения. В результате личность учителя обретает
черты назидательности, излишней
самоуверенности, догматичности, отсутствия
гибкости и т.п.
2. Типологические деформации вызваны
слиянием личностных особенностей с
соответствующими воздействиями
профессиональной деятельности. Обычно это
приводит к заострению отдельных черт личности до
уровня их акцентуированности.
В работе учителя его профессиональные
деформации проявляются в позициях, которые он
неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми
и взрослыми. Одна из распространенных типологий
включает две позиции: «учитель на пьедестале» и
«учитель без пьедестала».
Учитель на пьедестале
Первая позиция характеризуется
поведением «контролера», которое с годами
становится стилем жизни. Психологи назвали это
мышлением «красного карандаша». Этот стиль
поведения характерен для человека, который в
силу своей профессии чувствует себя наделенным
особой властью и считает, что он всегда знает
правильный ответ на поставленные вопросы. Такая
позиция в определенной степени спровоцирована
недемократическим устройством всей системы
образования и является одним из признаков
кризиса.
Как правило, для авторитарного,
довлеющего поведения характерно отношение к
поступкам других людей как к контрольной работе,
полученной для проверки; готовность замечать
недостатки других; скорее ругать, чем хвалить. С
учителями с такой позицией трудно общаться.
Кстати, сами они часто не замечают этого.
Позиция «учитель на пьедестале» может
проявляться в разных стилях поведения, то есть
«пьедесталы» бывают разные. Американский
психотерапевт Вирджиния Сатир предложила
типологию стилей родительского воспитания,
которую можно перенести и на учителей. Вот эти
типы.
Учитель-начальник. Его «пьедестал»
– власть. От учеников он требует прежде всего
послушания. Он похож на тирана, постоянно
подчеркивающего свою силу, все на свете знает и
считает себя образцом добродетели. Он всех
обвиняет и держит в страхе. Это опытный учитель,
он хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи
своих учеников (да и своих коллег тоже). Умело
использует эти знания для поддержания своего
авторитета. Чувствует себя облеченным властью и
поэтому особенно принципиален. Считает, что
учитель должен дать ответ на любой вопрос и по
любому поводу иметь свою, единственно
«правильную» точку зрения. Результаты такого
стиля учительского поведения – конфликты, обиды,
«бунт учеников», отсутствие искренности во
взаимоотношениях с учениками.
Учитель-компьютер. Его «пьедестал»
– компетентность. Он требует от учеников знаний,
информации, фактов. Это вещатель с каменным
лицом, произносящий прописные истины, похожий на
робота. Он считает, что не только в обучении, но и
в воспитании главное – компетентность. Если ею
кто и обладает, то это он сам. Его речь обезличена
(«Все знают, что...», «Хорошо известно, что...»,
«Говорят...», «Есть мнение...»), а местоимений
первого лица практически не содержит. Это
«закрытый», «холодный» учитель. Результат такого
стиля учительского поведения – снижение
уверенности в себе учеников, отсутствие у них
положительных эмоций на уроках. В итоге –
снижение мотивации к занятиям по этому предмету,
даже отвращение к нему, несмотря на то что такой
учитель все делает «ради своего предмета».
Учитель-мученик. Его «пьедестал» –
бесконфликтность. От учеников он ожидает
послушания. Хочет только служить другим. Он идет
на большие жертвы ради пустяков и всегда
выступает с позиций миротворца. Больше всего
боится конфликтов. Он постоянно испытывает
чувство вины и взваливает на себя чужую работу.
По сути, учитель, занимающий подобную позицию,
все время избегает душевного напряжения,
сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна
для детей: одних учеников она провоцирует на
манипуляцию учителем, у других вызывает страх
возникновения проблем.
Учитель-приятель. Его «пьедестал»
– популярность. От учеников он требует хорошего
к себе отношения. Это снисходительный товарищ,
всегда и все готовый простить (независимо от
возможных последствий). Такой учитель ведет себя
беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к
ученикам и их проблемам. Результат подобного
стиля учительского поведения – отсутствие у
ребенка чувства ответственности.
В поведении конкретного учителя эти
разновидности позиций «на пьедестале» могут
быть смешанными.
Учитель без пьедестала
Принципиально иная позиция – «учитель
без пьедестала». Ее также называют
партнерской. Стоящий на этой позиции человек
знает, что нет никакого, даже самого гуманного,
основания для утверждения своей правоты за счет
другого. Он осознает, что в общении позиция «Я
прав» обычно подразумевает «Ты не прав».
Учителя-партнеры ощущают себя
лидерами-вдохновителями, а не авторитарными
руководителями. Свою задачу они видят в том,
чтобы научить детей оставаться людьми в любой
жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим
ученикам негативные оценки, так же как и
позитивные, они готовы огорчаться, гневаться,
расстраиваться, так же как веселиться и
радоваться. Их поведение не расходится со
словами.
Право на ошибку
Различия педагогов наглядно
проявляются и в их предпочтительной позиции при
взаимодействии с другими. Выделяют учителей,
предпочитающих «открытую» или «закрытую»
позицию.
Для закрытой позиции учителя
характерны обезличенная, подчеркнуто
объективная манера изложения, отсутствие
собственных суждений и сомнений, переживаний,
озарений, утрата эмоционально-ценностного
подтекста обучения, что не вызывает у детей
ответного желания раскрыться.
Для учителей, предпочитающих открытую
позицию, характерен отказ от ощущения
собственного педагогического всеведения и
непогрешимости. Такой учитель открывает свой
личный опыт учащимся и сопоставляет свои
переживания с их, излагает учебный материал
сквозь призму своего восприятия. В ходе этого
рождается диалог учителя с учениками, для
которого характерны терпимое, уважительное
отношение к мнению ученика (пусть даже
ошибочному), умение встать на его точку зрения,
критически осмыслить собственную позицию,
педагогический оптимизм и доверие, «встречное
движение» к ученику. Допускается право ребенка
на ошибку. Критика используется в форме
самокритики: учитель приписывает себе ошибочное
суждение, типичное для учеников, и подвергает это
суждение критике; при этом показывает им, в чем
заключается ошибка и как он ее изживает
(«Когда-то мне казалось...»; «Раньше я думал...»;
«Тут, наверное, моя вина...»; «Я не совсем точно
поставил вопрос» и т.д.).
О равноправии
Равноправие между взрослым и ребенком
– это не отношения между одинаковыми. Тогда эта
позиция оказалась бы очевидно лицемерной:
взрослый и ребенок не одинаковы. Это отношения
между разными, но строящиеся на принципах
взаимного уважения и ненасильственных действий.
Взрослый в этом случае использует свою силу
исключительно как дополняющую, укрепляющую
возможности самого ребенка. А ученик
потенциально способен воспринять любое
требование, направленное на его собственное
благо. Взрослый помогает ребенку строить такие
отношения, при которых он сможет осознать
собственные интересы, заявить собственные права
и в то же время признать права другого человека,
соотнося с ним свои действия. К противодействию
учитель прибегает лишь в крайних случаях, когда
сам ребенок не в силах контролировать
собственные действия и они грозят
неприятностями ему и другим людям.
Такой стиль взаимоотношений не только
предупреждает возникновение
профессионально-личностных деформаций учителя,
но и воспитывает гуманистично ориентированную,
гармонично развитую личность ребенка, укрепляет
его психическое здоровье, повышает
адаптационные ресурсы, формирует модели
поведения, снижающие риск возникновения
дистресса, приобщения к наркотикам или другим
одурманивающим веществам.
|