Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2004

Архив

Игорь КИМ

Короткая игра на скоростном шоссе

Почему запугивание – наиболее неэффективный метод профилактики употребления наркотиков?

Только легкомысленные люди следуют принципу «В жизни надо попробовать все».

Знаменитый американский писатель Филип Дик – большинство его друзей по наркотическим «играм» умерли у него на глазах – написал в послесловии к своему лучшему роману «Помутнение»: «Злоупотребление наркотиками – не болезнь. Это решение, сходное с решением броситься под машину. Девиз этого образа жизни: “Лови момент! Будь счастлив сейчас, потому что завтра ты умрешь”. Но умирание начинается немедленно, а счастье лишь остается в памяти. Этот образ жизни не отличается в корне от вашего. Просто счет в нем идет не на десятилетия, а на недели или месяцы».

Социологические исследования показали: среди наркоманов-тинейджеров 61 процент попробовали наркотики в тот день, когда они впервые были предложены; 7 процентов сначала отказались, но... согласились в ближайшие десять дней, более 80 процентов буквально через неделю повторили прием. Можно сколько угодно говорить о стадных инстинктах, о желании выделиться или, наоборот, не выделиться. Рассуждения эти не дают ответа на главный вопрос: как убедить подростка не начинать? Именно профилактика наркомании стала темой только что изданной книги Виктора и Ксении Ли «Наркотики. Трагедия для родителей, беда для общества».

Казалось бы, пропагандистская машина работает с увеличивающейся нагрузкой, законодатели ужесточают уголовное наказание. Почему же эффективность этих мероприятий так мала? Возможно, мы просто давим не на те кнопки...

...Денис падал и поднимался три раза. Душа компании, умница и балагур оступился впервые в 1996 году, когда страну завалили дешевым героином. «Все время казалось, что это не всерьез, что я никогда не присяду на иглу». Красный свет зажегся перед ним в институте. Симпатичная отличница, которую они с приятелем пару раз приглашали на свои посиделки, закатала рукав кофточки и показала незаживающие следы от инъекций... Через два месяца Денис узнал, что Аня, всего полгода назад с его подачи узнавшая героиновый кайф, умерла от передозировки.

«Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на глазах у всех, – но они продолжали играть. Мы были очень счастливы – не работая, а просто валяя дурака, – но такое короткое время, такое кошмарно короткое время! А расплата оказалась невероятно жестокой; даже когда мы видели ее, то не могли поверить» (Филип Дик. «Помутнение»).

Виктор Ли, президент Международного общественного фонда «Родители против наркотиков» и автор монографии «Профилактика химических аддикций», убежден: многие беды происходят из-за того, что пропагандисты здорового образа жизни слишком верят в тактику запугивания. Пришли в школу «добрые» доктора, нагнали жути и думают, что теперь-то уж дети не потащат бяку в рот. Между тем в Австрии после длительных наблюдений обнаружили интересное следствие такого «психологиче-
ского террора». Тактика запугивания действительно помогла школьным педагогам снизить процент наркомании среди учеников. Но стоило им покинуть школьную скамью, как многие тут же приобщились к наркотикам – страшилки не выдерживают испытания временем, они ориентируются на сиюминутную, а не долговременную перспективу. Более того, сам страх может спровоцировать подростка: повинуясь законам психики, молодой человек стремится сблизиться с опасными объектами, преодолеть себя.

...Денис вышел из наркологической лечебницы с твердым намерением – это больше не повторится. Победив абстинентную вялость, взялся за дело, работал по 12 часов в сутки, купил квартиру в родном Теплом Стане, машину. А дальше... стандартный сценарий – старые друзья, мысль: «Только один раз – и все»... И действительно все. Спустя несколько недель реанимационная машина увезла Дениса, приятели разбежались, прихватив музыкальный центр и кое-какие ценности, рассудив: ему, пожалуй, уже не понадобятся...

Еще одна ошибка родителей и педагогов – акцентировать внимание только на вредных последствиях наркотизации. Апелляция к заботе о физическом здоровье, считает Виктор Ли, вряд ли принесет ожидаемые результаты. Подростки, как правило, оптимистичны, поскольку в большинстве своем лично еще не сталкивались с серьезными и смертельными заболеваниями. А какие-то отдаленные проблемы с почками, печенью или поджелудочной железой их не волнуют всерьез. Когда же перед наркоманами встают эти проблемы, менять курс уже поздно.

...Денис прекрасно понимал, что является как наблюдателем, так и главным действующим лицом на собственных похоронах, которые уже начались – просто несколько растянулись во времени. Спасли его остатки гордости: однажды он обратил внимание, с какой брезгливо-
стью относятся к нему бывшие однокашники, друзья, коллеги. И тогда он поехал к мэтру отечественной и мировой наркологии, в клинике которого царила своеобразная диктатура. Предварительно узнав, что, кроме героина, нравится пациенту, врачи лишили его любимых блюд, телевизора, книг, с тем чтобы, избавившись от пагубной привычки, парень заново начал ценить маленькие радости жизни. Еще в стационаре Денис прочитал «Помутнение». Она стала его настольной книгой: «Теперь я сошел с иглы и очутился на свободе, здесь. Знаешь, что я заметил? Что сразу бросается в глаза? Я слышу журчание ручьев, когда нас пускают в лес. Я иду по улице, по самой обыкновенной улице, и вижу кошек и собак. Никогда их раньше не замечал. Я видел только иглу».

Денис и другие «завязавшие», с которыми я познакомился на презентации книги «Помутнение», согласны с доводом автора: наиболее убедительны для молодых людей социальные аспекты наркотизации. В этом возрасте, когда еще отсутствует понимание смертельной опасности, у ребят есть один фетиш – «крутизна». Между прочим, среди современных яппи нет рабов пагубной привычки. Престижно иметь автомобиль и квартиру и совсем не престижно ютиться по подвалам и ходить в рванье. Легко догадаться, какая доля выпадает наркоманам.

Чрезвычайно важным показалось мне другое соображение. В Европе и Америке школьникам не только предлагают разностороннюю и достоверную информацию о психоактивных веществах. Там даже детей дошкольного возраста учат правильно и эффективно отказываться от предложения попробовать наркотики, разрывать контакт с человеком, предложившим это.

В зависимости от ситуации эти доводы можно разделить на группы: здоровье («Нет, спасибо, у меня на это аллергия»), влияние на психику («У меня завтра контрольная и надо учить урок»), отказ в связи с отрицательным опытом («Я пробовал, мне не понравилось»), агрессивный ответ («Эта дрянь не для меня!»).

У детей вырабатывается некий условный рефлекс на отказ, и при возникновении аналогичной ситуации ребенок воспользуется аргументом «против». И, возможно, не купит билет в один конец...

«Знаешь, что мне часто снится? – сказал Денис. – Я вижу во сне, как делаю раствор, набираю его в шприц, нахожу вену, но что-то мне в последний момент мешает. Когда просыпаюсь, то долго борюсь с желанием уколоться, даже плакать хочется. Бороться мне придется до конца жизни».