Е. ВОРОНОВА
Чем болеют учителя?
Статистика знает все, а то, что она ведает об
учителях, нам интересно вдвойне.
Профессию учителя можно отнести к
группе риска развития болезней, связанных с
психоэмоциональным напряжением. Большинство
педагогов отмечают у себя тревожность постоянно,
кратковременно – примерно треть.
Через 10–15 лет непрерывной работы в
школе у многих учителей возникают так называемые
«педагогические кризы», выражающиеся в тяжелой
неудовлетворенности своим трудом, появлении
внутреннего сопротивления своим действиям.
Большая нагрузка на речевой аппарат,
необходимость подолгу находиться на ногах в
сочетании с гиподинамией приводит к
неблагоприятным изменениям в дыхательной и
сердечно-сосудистой системе. В результате –
хронические заболевания при медицинских
осмотрах обнаруживают у каждого второго
педагога. При этом учителя, как правило, работают
с большими перегрузками.
Сотрудники Башкирского
государственного педагогического университета
провели исследование, целью которого было
оценить, есть ли у педагогов навыки по
профилактике заболеваний, связанных с их
профессиональной деятельностью. В этом
исследовании приняли участие 1002 учителей г. Уфы.
Оказалось, что частые нарушения
голосообразования (дисфония) имеют место у 10,2%
педагогов. У 52,1% дисфония возникает изредка.
Больше всего это нарушение наблюдается у
учителей начальной школы (72,2%). При этом ничего не
знают о существующих методиках профилактики
дисфонии 48,1% учителей; используют эти методики
24,2%. Уровень освоения их выше всего у
преподавателей естественных наук.
Различные формы нарушения сна имеют
87,2% учителей, почти 70% страдают частыми головными
болями, у 40% регистрируется стойкое или
периодическое повышение артериального давления.
Признаки психоэмоционального перенапряжения
чаще встречаются у преподавателей точных (83%) и
гуманитарных (80%) дисциплин, реже всего – у
преподавателей физической культуры (68%).
Упражнения, направленные на
предупреждение нервно-психического
переутомления, выполняют лишь 17% педагогов.
Методиками аутогенной тренировки владеют 41%, из
них регулярно проводят аутотренинг только 12%.
Лишь 3,8% учителей принимают
растительные средства, относящиеся к
адаптогенам и рекомендуемые при
нервно-психическом переутомлении;
успокоительные фитопрепараты используют 54%
учителей.
Динамические паузы вводят в свои уроки
30,6% педагогов, особенно редко – преподаватели
теоретических дисциплин (гуманитарных, точных и
общественных наук). Чаще всего динамические
паузы используют учителя со стажем от пяти до
двадцати лет. В более старших группах эти паузы
применяют очень редко.
Простудными заболеваниями и гриппом
учителя болеют обычно по нескольку раз в год (51%).
Один раз в год заболевают 25%. Среди всех
опрошенных педагогов 53,4% профилактику
простудных заболеваний и гриппа не проводят, 42%
принимают аскорбиновую кислоту, незначительное
число используют ремантадин или оксолиновую
мазь.
Производственной гимнастикой
занимаются 14,1% педагогов (чаще мужчины, чем
женщины). Только 6,7% педагогов в большинстве
случаев заболеваний оформляют больничный лист.
Отказываются от него 42,6%. 21,2% учителей берут
больничный лист лишь при тяжелом заболевании.
А вот 42,6% педагогов любую болезнь
переносят на ногах. В это верится с трудом, но
статистика – дама неумолимая.
(по материалам журнала «Профилактика
заболеваний и укрепление здоровья»)
|