Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2004

Архив

Игорь БРЯЗГУНОВ,
профессор

Cтремление к гармонии

В детском возрасте человек обычно мало интересуется своим здоровьем. Поэтому, если спросить любого школьника: «Что такое здоровье?», он надолго задумается и скорее всего ответит просто: «Это когда человек здоров». Взрослых вопрос здоровья волнует сильнее, но и у них нет четкого определения здоровья.

Так что же представляет собой здоровый человек? Может быть, это тот, кто чувствует себя комфортно в любых ситуациях? Или это человек, который легко адаптируется к неблагоприятным условиям внешней среды? Или тот, кто энергичен, целеустремлен и успешен? А может быть, здоровье – это соответствие клинических показателей принятым в медицине нормам?
Попытки ответить на этот вопрос делались еще в глубокой древности. Например, известный философ, математик и врач Пифагор писал: «Здоровье есть гармония, равновесие; болезнь – нарушение гармонии». Но до настоящего времени единое мнение о том, что такое здоровье, отсутствует даже среди ученых. Что уж говорить об обычных людях!
Сейчас насчитывается более трехсот определений понятия «здоровье», а это значит, что «настоящего» определения нет ни одного. На эту тему постоянно проводятся представительные конференции и совещания экспертов-специалистов, но при малейшей попытке дать его научное определение объект рассмотрения «расплывается».
Но есть вещи, сегодня понятные всем без исключения. Например, то, что здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей. А следовательно, взаимопонимание медиков и неспециалистов в этой области очень важно. Поэтому попытки определить здоровье не прекращаются.

МНОЖЕСТВО ПОДХОДОВ

Здоровье представляет собой сложное явление, характерные и значимые стороны которого невозможно выразить кратко и однозначно.
Среди различных подходов наиболее часто используется принцип противопоставления двух качественно различных состояний: нормального (физиологического), которому соответствует понятие «хорошее здоровье», и патологического, синонимы которого – «плохое здоровье», болезнь.
Действительно, на практике о здоровье часто судят по наличию или отсутствию болезни. Но подход, основанный на таком полярном разграничении, представляется недостаточно точным, поскольку между болезнью и здоровьем имеется множество переходных состояний.
Уже более двух тысяч лет назад Гален выделял три состояния: здоровье, болезни и промежуточные состояния – «ни здоровье, ни болезнь». Сегодня говорят о так называемой предболезни, когда заболевания как такового еще нет, но компенсаторные возможности организма уже снижены и появляются начальные изменения на функциональном и биохимическом уровне. Это и есть переходное, «третье» состояние между здоровьем и болезнью.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Но и это определение, принятое после совещаний экспертов-специалистов ВОЗ из различных стран, подвергается критике. Во-первых, оно слишком общо и основывается на таком весьма неопределенном, имеющем относительный характер понятии, как «благополучие». Во-вторых, в рамках данного определения здоровый человек рассматривается, по существу, как статичная система, а динамика постоянного изменения и развития человеческого организма – одно из необходимых условий физического и душевного здоровья, особенно в условиях изменения окружающей среды.
Здоровье можно понимать как нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации. При этом оно лишь приблизительно выражается нормой, тем более ее среднестатистическим выражением. Небольшие отклонения не препятствуют возвращению организма в самоподдерживающееся состояние (норму). И лишь серьезные отклонения от нормы могут означать заболевание.
Существует также понимание здоровья как способности реализации основных социальных функций, участия в общественно полезном труде и социальной деятельности. Тогда здоровье рассматривается и как индикатор качества окружающей социальной и природной среды, и как результат профилактической активности самого человека.

ЗАВИСИТ ОТ КРИТЕРИЯ

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье не отдельного человека, а той или иной социальной группы, то следует учитывать социально-психологические особенности этой группы, систему ее ценностной ориентации, социально-психологический климат, уровень санитарно-гигиенической культуры, информационные потребности, уровень знаний, готовность вести здоровый образ жизни, основные социально-демографические характеристики – возраст, пол, семейное положение, профессиональную занятость, финансовое положение и т.д.
Самым общим и самым кратким определением понятия «здоровье» можно считать способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию организма, а не только отсутствие болезней.
В зависимости от принятых критериев типологии здоровья оно может находиться в поле зрения медиков и биологов (физическое здоровье), психологов и психотерапевтов (психическое здоровье), социологов и социальных работников (социальное здоровье), демографов (здоровье населения, или популяционное здоровье), этнологов (здоровье этноса), философов и специалистов в области духовной культуры (духовное здоровье) и т.д.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

А как обстоят дела с состоянием здоровья в последние годы? Об этом можно судить по результатам исследований в 1998 году. Из общего числа детей, родившихся в этом году, только 20% можно считать здоровыми, 35% родились больными, а 40% – составляли группу риска.
Доля здоровых детей среди школьников младших классов составляла 10–12%, средних – 8%, а старших – всего 5%.
Практически все дети в возрасте от 0 до 14 лет имеют какое-либо хроническое заболевание.
В целом физическое развитие подростков характеризуется снижением темпа и показателей. В настоящее время 40% населения живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса.
Более 80% населения требуется психологическая помощь.
Как улучшить здоровье детей и взрослых? Где резервы для этого? Что зависит от нас самих? Ответ прост: здоровый образ жизни.
По данным российских и зарубежных исследователей, здоровье более чем на 50–60% определяется именно образом жизни человека. Поэтому в общественном сознании понятие образа жизни и здоровья тесно связаны.
Здоровый образ жизни должен реализоваться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности – трудовой (учебной), общественной, семейно-бытовой, досуговой. Среди его факторов наибольший вес имеют качество и сбалансированность питания, достаточный ночной сон, режим дня, возможность полноценного отдыха, отсутствие вредных привычек.
Еще одним важным фактором, который стоит упомянуть отдельно, является необходимость движения и физической нагрузки. Недостаток движения уже стал одной из важнейших причин нарушения здоровья школьников, что ограничивает их психическое развитие, проявляется снижением памяти и успеваемости.
Еще 2,5 тысячи лет назад в Элладе на громадной скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Регулярные занятия физической культурой являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в первую очередь – при умственном труде.