Мария
СТУПНИЦКАЯ,
Андрей БЕЛОВ,
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук
Объективные оценки не вызывают стресс
Оценка. Вообще – определение ценности
или значимости чего-нибудь.
Большой толковый психологический словарь
– А судьи кто?
А.Грибоедов
Причины
стрессов школьного обучения всем известны – это
и не-оправданно завышенная учебная нагрузка, и
авторитарное поведение учителей, и
несоответствие методик обучения возрастным
возможностям школьников... Не последнее место в
этом списке занимает субъективное отношение
учителя при оценивании ученических работ.
Суть проблемы
Необъективная оценка может
отрицательно повлиять на весь образовательный
процесс. Получив хорошую оценку слишком легко,
ученик теряет побудительный мотив к учению.
Незаслуженно плохая оценка может привести к
такому же эффекту: ученик вообще перестанет
учиться.
Поэтому среди различных здоровьесберегающих
разработок сегодня вызывают интерес и те,
которые пытаются изменить систему оценивания.
При этом речь идет не о механической замене
пятибалльной системы на семи-, десяти- или
стобалльную. Известно, что российская школа
пережила уже и трех-, пяти-, восьми-, десяти- и
двенадцатибалльные системы. Не в цифрах суть. Не
важно даже то, выражается ли оценка в цифрах или в
словах, тем более что в истории российской школы
бывали и периоды словесных оценок. Реальным
здоровьесберегающим фактором может стать то
обстоятельство, что критерии оценки
вырабатываются совместно учителем и учащимися
во время открытого диалога, между двумя
сторонами заключается своеобразный
общественный договор.
В целом такой подход не является чем-то абсолютно
новым. Еще в 1916 году педагог В.И. Фармаковский
предлагал конкретные критерии и параметры для
словесного оценивания учащихся, которые
доводились до сведения родителей. Привлечение к
процессу оценивания самих учащихся является
элементом развивающего обучения по системе Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова (уроки самоконтроля и
самооценки).
В последние годы не только в российской, но и в
западной педагогике идет процесс переосмысления
системы оценки учебных достижений учащихся.
Становится очевидным, что одной из задач школы
должно стать создание условий, способствующих
стремлению к самообразованию, самопознанию
личности, а также развитию мотивации достижения
успеха.
Как было и как есть
Среди новых подходов к решению этой
проблемы можно выделить виды оценивания,
основанные на конечных результатах обучения;
базирующиеся на стандартах обучения;
построенные на концепции компетентности.
Лаборатория моделирования профилактических
программ Москов-ского городского
психолого-педагогического университета в
настоящее время изучает результаты применения в
некоторых российских школах новых форм
оценивания. Существуют действительно интересные
модели, одним из достоинств и преимуществ
которых является их здоровьесберегающий
потенциал. Для успешного внедрения этих моделей
в практику применяются такие нестандартные
формы, как «общественный договор» между учащимся
и педагогом, папка достижений («портфолио»)
учащегося, проектная (индивидуальная и
групповая) деятельность.
Не исключено, что некоторые из предлагаемых
«инноваций» забудутся через несколько лет,
оказавшись плодами педагогической графомании. А
другие наработки, не принимаемые сейчас, станут
настолько привычными и естественными, что будет
трудно представить: как это можно было проводить
оценивание без них?
Методы критериального оценивания серьезно
отличаются от традиционных, при которых учащиеся
становятся заложниками таких факторов, как
настроение учителя, его отношение к данному
ребенку или его представлений о методе
оценивания вообще, вроде: «На пятерку знаю только
я, ученик же по определению не может получить
выше четверки». Каждый из нас может вспомнить
случаи отметочной тирании из своего школьного
детства. Например, учительницу, которая начинала
урок с того, что пять минут в гробовой тишине
«ползала» ручкой по журналу снизу вверх и сверху
вниз: «Сейчас пойдет к доске-е-е, к доске пойдет
сейча-а-а-с…» Класс в тихом ужасе вжимался в
парты. Кстати, эмоциональная нагрузка у учащихся
в подобной ситуации адекватна нагрузке
летчика-испытателя перед взлетом на новой
машине. Что измеряет оценка, полученная при таком
опросе, и измеряет ли она что-нибудь вообще? Хотя
надо честно сказать, что в советской
административно-командной системе учитель не
мог самостоятельно изменить критерий
оценивания.
Итак, существующая система оценивания порождает
неврозы и у детей и у педагогов – с этим согласны
все. Поэтому говорить о сохранении здоровья
учащихся в школе без изменения оценочной системы
не приходится.
Мы предлагаем
Принципиально иным подходом является
критериальное оценивание. Чтобы понять, что это
такое, давайте проведем мысленный эксперимент.
Условно разделим традиционный результат
обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три
части. В одной окажутся только знания, которые
приобрел школьник за все годы учебы; в другой –
только умения, которыми он овладел; в третьей –
только навыки, которые у него сформировались.
Знания будем оценивать по некоему критерию А,
умения – по критерию Б, а навыки – по критерию С.
Будем исходить из того, что аналогом понятия
«критерий» в отечественной педагогике может
считаться понятие «содержание образования».
Таким образом, критерий представляется как цель,
как ожидаемый результат образования, а
оценивание по любому критерию – это определение
степени приближения ученика к данной цели.
Кстати, кроме (или вместо) ЗУНов в каждой
предметной области есть и другие цели обучения,
которые также могут стать критериями.
Что же все-таки позволяет утверждать, что
критериальное оценивание в меньшей степени
вызывает у ученика стресс и в большей степени
позволяет сохранить его здоровье? Чтобы ответить
на этот вопрос, выделим некоторые принципиальные
элементы технологии и свойства критериального
оценивания.
Общественный договор –
обязательное условие при критериальном
оценивании. Общественный договор может
осуществляться на нескольких уровнях:
в начале учебного года на первых
уроках учитель и ученики договариваются, по
каким критериям будут оцениваться работы
учащихся в этом учебном году. Для учеников 5–6-х
классов, например, такой урок может быть
организован как знакомство с разными видами
учебной деятельности, показывающими на реальных
примерах содержание различных критериев, по
которым в дальнейшем будет оцениваться работа
учащихся;
в начале триместра (четверти,
полугодия) учитель договаривается с учениками о
том, когда будут проводиться итоговые работы по
каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе,
исследование) и по каким именно критериям они
будут оцениваться;
наконец, каждая работа также может
оцениваться на основании ряда критериев и
инструкций к ним, которые также вырабатываются в
ходе общественного договора.
Рубрики (инструкции по оцениванию)
делают процедуру оценивания максимально
прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся
баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в
рубриках давалась характеристика не ученика, а
его работы. Например, не «ученик не умеет», а
«ученик не проявил в данной работе умения...».
Желательно также, чтобы описание уровней
достижения формулировалось в позитивном ключе.
Например, при оценивании работы одним из
критериев является такой, как «Схема достижения
цели и планирование». Допустим, максимальное
количество баллов по данному критерию – 4.
Начисляются они так:
0 – цель не сформулирована;
1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее
достижения;
2 – цель определена и ясно описана, представлена
схема ее достижения;
3 – цель определена, ясно описана, представлен
четкий план ее достижения;
4 – цель определена, ясно описана, представлен
четкий план ее достижения, работа выполнена
точно и последовательно.
Подобных критериев к каждой работе
может быть несколько. Для каждого критерия
имеются свои рубрики.
Работа над ошибками логично
встраивается в общую систему работы именно при
критериальном оценивании. Промежуточное
оценивание небольших самостоятельных работ
показывает, насколько успешно ученик осваивает
изучаемый материал данной темы. Одновременно оно
выполняет функцию обратной связи, когда ученик
получает информацию о своих успехах и неуспехах.
При этом у него есть время до итоговой работы,
чтобы улучшить то, что в промежуточной работе
оказалось выполненным недостаточно хорошо.
Соответственно, любые, даже самые
неудовлетворительные результаты промежуточной
работы воспринимаются учеником лишь как
рекомендации для улучшения собственных
результатов, так как оценки за них в журнал не
выставляются. Таким образом, получая оценку за
промежуточную работу, ученик получает четкие
ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою
оценку за итоговую работу. При критериальном
оценивании учитываются результаты только
итоговых работ.
Самооценивание и модерация
(сопоставление). Понятность для учащегося
оснований оценивания, которая достигается при
использовании рубрик, делает возможным
самостоятельное оценивание учеником своей
работы. Важно, чтобы самооценивание
предшествовало предъявлению оценок учителем.
Самооценивание связано с модерацией –
сопоставлением оценок, данных учителем, учеником
и, при необходимости, экспертом – другим
преподавателем того же предмета, к примеру. Такое
сопоставление становится возможным, так как для
него есть общее основание – рубрика. Ученик
может задать вопрос любому из «оценщиков»
(своему учителю или эксперту) и получить ответ,
обосновывающий предполагаемую оценку.
Самооценивание и модерация и отличают итоговую
работу от контрольной в традиционном понимании,
когда ученик оказывается перед фактом уже
выставленной учителем оценки (которую часто
ожидает с трепетом). Несмотря на то что у них
общая функция – контроль, именно благодаря
самооцениванию и модерации контроль этот
постепенно превращается в самоконтроль.
Прибавление, а не уменьшение. Мы
привыкли к ситуации, когда оценивание
традиционно осуществляется в два шага. Работа
сначала условно оценивается в пять баллов,
которые потом начинают снижаться (минус за
каждую обнаруженную ошибку). Основанием такой
практики является утверждение, что все должны
учиться на «пять». В критериальном оценивании
описаны уровни достижений (в том числе и самые
незначительные), соответствующие каждому баллу.
При этом оценивается приращение: ты что-то
сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты
получаешь за это балл. Ты сам несешь
ответственность за свою учебу. Важно, что все
балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает
очевидным, что оценивается не личность ученика, а
его деятельность.
Сравнение с самим собой. При
критериальном оценивании нет условий для
сравнения себя с другими. Ты успешен по одному
критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как
«отличник», «троечник», «хорошист», отпадают
сами собой, зато появляются дополнительные
возможности оценивать и наращивать свои
достижения по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание не
предполагает отказа от цифровой, формальной
отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы
каждый балл был содержательно наполнен и им
обозначался конкретный уровень достижений.
Итог подведет время
В заключение хочется еще раз
подчеркнуть тот потенциал для сохранения
здоровья учеников и учителей, который несет в
себе критериальное оценивание. В ситуации
«общественного договора» при разработке критериев
ученик является полноправной договаривающейся
стороной, получающей представление о целях и
предполагаемых результатах своей учебной
деятельности по данному предмету (теме, разделу
программы). Рубрики (инструкции по
оцениванию) показывают, за какие достижения он
будет получать баллы по каждому из критериев. Это
поможет, заранее оценив свои сильные и слабые
стороны, разумнее распределить собственные
ресурсы. То обстоятельство, что оценки,
получаемые за промежуточную работу, не
выставляются в журнал, превращает эту работу в
осмысленную деятельность по наращиванию своих
знаний и опыта в преддверии итоговой работы
(характерно, что вопрос о шпаргалках в этом
случае отпадает сам собою). Учитель в этой
ситуации превращается из сурового судьи в
заинтересованного помощника и консультанта.
Открытость, прозрачность самого процесса
оценивания, возможность в процессе модерации
(сопоставления позиций различных сторон)
высказывать свою точку зрения, опираясь на
заранее известные критерии и рубрики, прибегать
к консультации эксперта, помогают ученику стать
настоящим субъектом своего обучения, принять на
себя ответственность за его результаты.
Таким образом, критериальное оценивание
способствует снижению школьной тревожности
ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в
последней инстанции».
Внедрение критериального оценивания в практику
каждой конкретной школы осуществляется непросто
и требует большой работы с педагогическим
коллективом, родителями, самими учащимися. В
нашей школе такая работа ведется не первый год;
есть свои достижения, есть свои проблемы.
Правильность вы-бранного нами пути покажет
время.
www.premier.edu.ru
|