Александр
ИЛЬИН,
кандидат медицинских наук
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст, согласно классификации
ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати
лет, когда завершается созревание организма.
Нервная система
Состояние нервной системы у
подростков иное, чем у взрослых и детей. Это
проявляется в усиленной работе тех ее отделов,
которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию
различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных
процессов преобладает над торможением: реакция
на словесную, устную информацию бывает
замедленной или неадекватной, что необходимо
учитывать при построении учебных программ и
контроле за их соответствием возрастным
особенностям. Неустойчивость нервной системы
может вызывать изменения в работе жизненно
важных органов и систем. Внешние признаки этого
– повышенная возбудимость, выраженные
эмоциональные реакции на минимальные стрессовые
ситуации, потливость...
Эндокринная система
Биологические особенности
подросткового возраста в значительной мере
зависят от функции эндокринных желез.
Основной особенностью эндокринной перестройки в
подростковом периоде является активация системы
гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению
гормонального статуса.
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими
рост и развитие организма в подростковом
периоде, являются гормоны его передней доли.
Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей
тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует
биосинтез белка, усиливает обменные процессы.
Выработка гормона роста достигает пика к
двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим
связан максимальный ростовой скачок у
подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором
выработки гормонов корой надпочечников –
связаны важнейшие физиологические функции
интенсивно растущего организма. Вырабатываемые
под его воздействием вещества влияют на рост
костной и мышечной ткани, на приспособительные
реакции организма к стрессовым воздействиям. В
подростковом возрасте это в определенной мере
обеспечивает биологические основы усвоения
знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и
за-крепления других социально значимых условных
рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление
репродуктивной функции в подростковом возрасте
в основном зависят от уровня тех гормонов
гипофиза, которые влияют на функцию половых
желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых
желез, воздействуя на структуры центральной
нервной системы, могут влиять на половое
поведение.
Важную роль в растущем организме играют гормоны
щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа
которого не зависела бы от них. Они участвуют во
всех видах обмена веществ, в развитии мозга,
определяют уровень интеллекта, физического
развития, созревания репродуктивной системы,
адаптационных возможностей. Функция щитовидной
железы, в свою очередь, “управляется”
гипофизарным гормоном, который регулирует обмен
йода, углеводный обмен, стимулирует синтез
белка...
Потребность организма в гормонах щитовидной
железы у подростков повышена, и это может вызвать
“рабочее” увеличение щитовидной железы,
которое чаще встречается у девочек, чем у
мальчиков. К так называемому возрастному
увеличению щитовидной железы следует относиться
с большим вниманием, потому что оно может
маскировать различные болезни этого органа.
Многолетний перерыв в йодной профилактике,
нарастание экологического неблагополучия,
усиление стрессов привели в последние годы к
значительному росту болезней щитовидной железы.
Половое созревание
Половое
созревание занимает особое место в развитии
ребенка. Наступление полового созревания
совпадает с подростковым возрастом и является
его отличительной чертой. Созревание
репродуктивной системы достигает уровня
взрослого человека к семнадцати-восемнадцати
годам.
Существует определенная связь между
гормональной активностью половых желез и
физическим и половым развитием подростков. Так,
ускорение роста у мальчиков и девочек начинается
в разном возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный рост
происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у
девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки
начинают обгонять мальчиков в росте примерно с
десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с
наступлением первой менструации, темп роста
девочек резко падает, и мальчики начинают вновь
обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные
закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и
мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до
четырнадцати лет вес девочек превышает вес
мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей
значительно превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние
нейро-эндокринных механизмов регуляции
организма в целом и является одним из главных
показателей зрелости репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок и
наступление полового созревания происходят
раньше или позже, чем у большинства сверстников.
В таких случаях принято говорить о несовпадении
биологического и паспортного возраста, общей
задержке или ускорении полового и физического
развития. Эти особенности следует учитывать при
построении учебных программ.
Иммунная система
Другой важнейшей системой,
определяющей адаптационные, приспособительные
реакции и обеспечивающей устойчивость организма
к
внешним воздействиям, является иммунная система.
Формирование и становление иммунной системы –
это процесс, который зависит от наследственной
предрасположенности и влияния факторов внешней
среды. Согласно современным представлениям,
существует пять критических периодов развития
иммунной системы, пятый из них совпадает с
подростковым возрастом. Он отмечается у девочек
в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в
четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы
внешней среды могут приводить к снижению
адаптационных возможностей иммунной системы у
подростков, что является причиной возникновения
многих хронических заболеваний. Это необходимо
учитывать при организации медицинского
наблюдения, при определении объема и спектра
оздоровительных мероприятий, проводимых в
образовательных учреждениях.
Сердечно-сосудистая система
Деятельность сердца и сосудов в
подростковом периоде также имеет свои
особенности, в значительной мере связанные с
изменением гормонального статуса и нервной
системы. В период полового созревания происходит
интенсивный рост сердца в длину, ширину,
увеличивается объем его полостей.
Меняются уровни артериального и венозного
давления, ритм сердечных сокращений. Во всех
возрастных группах у девушек отмечается более
частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки
часто испытывают неприятные ощущения в области
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они
страдают повышенной утомляемостью, склонностью
к обморочным состояниям.
Один из важнейших показателей состояния
сердечно-сосудистой системы – артериальное
давление (АД). Уровень АД, как известно, находится
в определенной зависимости от возраста, пола,
показателей физического развития,
наследственно-конституциональных особенностей
организма, национальности,
климато-географических факторов,
социально-гигиенических условий и образа жизни.
Начало полового созревания сопровождается
повышением уровня АД. Такая физиологическая
реакция направлена на поддержание
кровоснабжения организма на оптимальном уровне
при быстром увеличении длины и массы тела. У
юношей с возрастом отмечается равномерное
увеличение значений АД. У девушек наибольший
уровень АД выявля-
ется в тринадцать–четырнадцать лет.
Повышение уровня АД в период полового созревания
нельзя однозначно рассматривать как плохой
прогноз на будущее. В то же время подростки с
повышенным АД, в сочетании с наследственной
отягощенностью, ожирением и другими признаками,
имеют высокий риск заполучить в дальнейшем
гипертониче-скую болезнь.
Костно-мышечная система
В период полового созревания в
основном завершается формирование костной
ткани. Для нормального роста костей скелета
необходимо поддерживать достаточный уровень
кальциевого обмена, то есть подросток должен
получать более значительное, чем взрослый и
ребенок, количество кальция – это важно для
пропорционального увеличения массы и плотности
кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом
возрасте зависит от функционального состояния
органов пищеварения, мочевыделения и других
систем, с которыми связаны поступление и
выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические
заболевания органов пищеварения, почек,
недостаточное употребление высококалорийных
продуктов, а также продуктов, содержащих витамин
D, кальций, фосфор, белки – могут привести в
подростковом возрасте к нарушениям обмена
кальция и ухудшению формирования костной и
хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке
роста костей скелета, возникновению заболеваний
костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в
будущем – к раннему и быстрому снижению
минеральной плотности кости. Исследование
костной плотности у московских школьников (НЦЗД
РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40%
подростков десяти–семнадцати лет она снижена, и
это является серьезным симптомом глубоких
нарушений обмена кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию
биологических и средовых факторов риска. Этим
определяется высокий риск формирования
специфической для подросткового возраста
патологии костной ткани – остеохондропатий, а
также деформаций позвоночника и грудной клетки,
число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в юности, в
дальнейшем может способствовать формированию
специальной недостаточности, в том числе вести к
ограничению в выборе профессии, трудоустройстве,
годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот
почему надо использовать все возможности для
профилактики нарушений формирования костного
скелета (в том числе элементы оздоровительной
гимнастики во время уроков и контроль за
адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания
подвергается значительным преобразованиям, при
этом отмечается интенсивное увеличение мышечной
массы. У девушек показатели мышечной силы
достигают уровня взрослых женщин в возрасте
четырнадцати–пятнадцати лет.
У юношей мышечная сила значительно
увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но
уровень ее достигает уровня взрослого
значительно позже, чем у девушек. В подростковом
возрасте недостаточность кальция и витамина D
может отражаться на силовых возможностях мышц.
На фоне быстрого роста может отставать развитие
координации движений, поэтому подростки
выглядят угловатыми, неповоротливыми при
движении и в играх.
Органы дыхания
Ряд особенностей характерен и для
системы органов дыхания. Происходит интенсивное
развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост
легких. Дыхание становится глубже, реже.
Устанавливаются половые различия в его типе (у
юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания должна
обеспечить бурно растущий организм кислородом,
недостаток которого при интенсивной физической
нагрузке особо чувствителен. Как правило,
девушки хуже адаптируются к недостатку
кислорода, чем юноши. У подростков, когда они
находятся в душных помещениях или испытывают
большие физические нагрузки, могут случиться
обмороки. Это необходимо учитывать как при
проведении обычных уроков в классе, так и при
занятиях физкультурой.
Органы пищеварения
В подростковом возрасте завершается
развитие пищеварительной системы. К
десяти–одиннадцати годам – желудок, к
одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и
пищевод становятся такими же, как у взрослого
человека. Подросткам свойственны усиленное
выделение желудочного сока и повышенная
эвакуаторная активность желудка. Эти
особенности создают предпосылки для
формирования различных нарушений функции
желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы у
подростков также усиливается. К концу
подросткового периода завершается созревание
желчевыделительной системы, в то время как ее
моторная функция нестабильна: она может
повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной
системы у подростков является высокая ее
ранимость при длительном эмоциональном и
физическом напряжении, нарушении режима питания,
труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты
гастроэнтерологических заболеваний, склонных к
прогрессированию, особенно при несвоевременной
диагностике и лечении. Это необходимо иметь в
виду при организации учебно-воспитательного
процесса в средних и старших классах школы, в
беседах с родителями по вопросам режима труда и
отдыха детей.
Нервно-психическое развитие
Конкретное, образное мышление,
характерное для детей, в подростковом возрасте
все больше уступает место абстрактному,
становится более самостоятельным, активным,
творческим. Эти особенности важно учитывать,
поскольку они влияют на качество получаемого
общего и профессионального образования, на
усвоение основных практических навыков,
определенных стереотипов поведения, образа
жизни.
Подростковый возраст характеризуется
выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик
ее у мальчиков приходится на
одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на
тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом
возрасте настроение становится более
устойчивым, эмоциональные реакции – более
дифференцированными, хотя могут сохраняться их
непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более
целеустремленны, настойчивы. Однако проявления
этих качеств часто бывают односторонними. Для
них характерно попеременное проявление полярных
свойств психики: целеустремленность и
настойчивость могут сочетаться с
импульсивностью и неустойчивостью; повышенная
самоуверенность и безапелляционность в
суждениях – сменяться легкой ранимостью и
неуверенностью в себе; возвышенность чувств
может уживаться с сухим рационализмом,
циничностью, враждебностью и даже жестокостью.
Становление характера, переход от опекаемого
взрослыми детства к самостоятельности – все это
обнажает и
заостряет слабые стороны личности подростка,
делает ее особенно уязвимой и чувствительной к
неблаго-приятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы
субъективных эмоциональных переживаний,
возрастает роль таких явлений, как страх и
повышенная возбудимость. Эти особенности
созревания психики должны быть знакомы не только
психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется в
определенном порядке, последовательно
усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие
высших уровней находит свое отражение в
растормаживании влечений, инстинктов, низших
эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто
обнаруживается в клинической картине нарушений
психического развития в детском и подростковом
возрасте.
Формирование всех психических функций еще не
завершено, и различные нарушения в этот период
без должного компенсирующего воздействия могут
привести к серьезным проблемам у взрослого
человека.
Наиболее частой формой нарушений психического
здоровья у подростков является умственная
отсталость. Как правило, выраженные ее формы
диагностируются в раннем возрасте, но у
современных подростков достаточно часто
встречаются стертые, клинически слабо
выраженные варианты. Могут быть и нарушения
синхронности психического развития, которые
приводят к возникновению патологических типов
личности (психопатии).
Физическое развитие
Физическое
развитие является важнейшим параметром
физиологических процессов, происходящих в
организме, и часто используется как показатель
состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка
уровня физического развития должна основываться
на антропометрических данных, в первую очередь
показателях роста, веса и окружности грудной
клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е
годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди
девушек уменьшилось число лиц с нормальным
соотношением роста и веса. Сократилось
количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до
6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же
время заметно выросло число юношей и девушек с
низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до
12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих
низкий вес. Эти тенденции в равной степени
наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации
(ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением
параметров роста и веса отмечается и снижение
функциональных возможностей. Об этом говорят
данные динамометрии (показатели мышечной силы)
правой кисти. За период школьного обучения (с
восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель
динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8
раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы –
соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у
семнадцатилетних юношей абсолютные значения
динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7
кг.
|