Марина МАТВЕЕВА
Почему подросткам трудно?
Если ваш сын-подросток сидит на уроках
развалившись, это отнюдь не всегда означает, что
ему скучно грызть гранит науки. Если
дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать
домашние задания, и жалуется, как быстро она
устает, это вовсе не значит, что она ленится.
Просто у них сейчас такой этап физиологического
развития, когда учиться на самом деле трудно,
считает профессор кафедры педагогики высшей
школы МПГУ Елена Александровна ЛЕВАНОВА.
Наука объясняет...
1. На фоне гормонального взрыва,
который у девочек бывает в 11–12 лет, а у мальчиков
– в 12–13, процессы возбуждения в коре головного
мозга идут очень быстро, а процессы торможения –
медленно. А это значит, что подростков любая
мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот
остановиться, затормозить им непросто. Они все
цепляются к словам и людям, хотя давно пора
сказать: «Проехали!»
Конечно, в таком состоянии трудно
сосредоточиться на уроках, сконцентрировать
внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит
нередко из-за этого же: когда интересно – все
запоминается легко, а стало скучно – ну ничего не
задерживается в голове!
2. Кости и мышцы в это время растут
неравномерно, все движения становятся
нескоординированными, неуклюжими. Как ни
сядешь – все неудобно, а взрослые говорят: «Ни
крутись, не разваливайся на стуле». Особенно
тяжело мальчикам, они вытягиваются больше
девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом
возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И
потребность растянуться на диване, просто
полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим:
«Что валяешься, садись делать уроки!»
3. Сердце растет и... болит, временами
часто бьется, кровь не доносит нужного
количества кислорода в мозг. Голова хуже
соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток
кислорода может довести до обморока. Особенно
обморокам подвержены девочки. Они же чаще
страдают повышением артериального давления. Пик
такой юношеской гипертонии приходится у них на
13–14 лет. А мы, взрослые, как назло, не даем им в
полной мере двигаться и дышать. В школе подростки
слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене
во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы
говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не
сделаны!»
4. Гормональные бури заставляют
эмоции у подростка сменяться так же часто, как
стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно
и подросток работает с радостью, а то вдруг
раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать
или просто впадает в апатию. Особенно
эмоционально неустойчивы девочки, у них
настроение связано с установлением
менструального цикла.
Игра гормонов заставляет барышень
погружаться в мир женских интересов. Теперь
каждую девочку больше всего волнует, как она
выглядит, не слишком мала или не слишком велика у
нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики.
Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной»,
отходят на второй план.
Мальчики менее заняты своей
внешностью, но их «больная тема» – рост. Кто из
них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?
5. Пищеварительная система в это
время очень болезненно реагирует на длительные
эмоциональные и физические нагрузки.
Усталость и стрессы вызывают у подростков
гастроэнтерологические заболевания не реже, чем
еда всухомятку.
...и советует
Как же помочь этим внешне почти
взрослым, часто агрессивным и таким ранимым
детям?
Психологи и педагоги советуют:
Не надо возбуждать лишний раз и
раздражать подростков приказным тоном,
старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят
на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас
критически и хотят стоять рядом с нами на одной
доске.
Дайте подросткам возможность
больше двигаться – в движении они должны
проводить не менее трех часов в день. Им сейчас
просто необходимы занятия физкультурой и
спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость,
ловкость, хорошая координация, пластичность
движений. От того, как пройдут подростковые годы,
зависит, станут наши дети грациозными или
корявость в движении останется у них на всю
жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас
неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не
ругайте, когда они крутятся во время занятий и
все время норовят прилечь на диван.
Сейчас они кальция с пищей должны
потреблять больше, чем взрослые, особенно
мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...
Физиологическая нагрузка на
организм у подростка выше, чем у младшего
школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя
уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9
часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.
Гулять надо каждый день
обязательно. Организму просто необходим
кислород! И учить уроки надо в проветренном
помещении.
Побольше уделяйте вашему трудному
чаду внимания, не ограничивайтесь в общении
только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в
школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже
не нужны. На самом деле наше внимание, наша
дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно
и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас
цитируют!
Мы все хотим, чтобы наши дети
усвоили в юности как можно больше знаний. Мы
хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились.
Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все,
что задают, невозможно. Московский
педагогический государственный университет
провел исследование и выяснил: чтобы в 7-м классе
ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по
всем предметам, ему надо каждый день в среднем
усваивать информацию, изложенную на 26 страницах
учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и
быть готовым на следующий день ее воспроизвести.
Эксперимент с
добровольцами-отличниками, детьми,
интеллектуально хорошо развитыми, показал, что
выполнить такой объем заданий можно, только если,
придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их
до часу ночи.
Неразумная школьная нагрузка
вынуждает ребенка относиться к урокам
избирательно: какие-то сделать, какие-то
пропустить, какие-то просмотреть вскользь...
Все науки не изучишь. А нам ведь надо
своих детей вырастить не только умными, но и
здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!
|