Марина МАТВЕЕВА
Когда мы говорим про ребенка: «Вспыльчивый, как
папа!» или «И ее мама в детстве была такой же
тихоней», мы подразумеваем, что темперамент
человек получает от своих предков по наследству.
Верны ли наши представления? – спросили мы
доктора психологических наук, заведующую
лабораторией Психологического института РАО
Марину Сергеевну ЕГОРОВУ.
Как гены лягут...
Наследство потомкам
Когда-то в старой классической
психологии выделяли четыре основных типа
темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и
меланхолики. Под каждым типом подразумевали ряд
определенных психологических свойств. Например,
сангвиники – это люди жизнерадостные,
уравновешенные, отличаются быстрой реакцией. А
флегматики – инертны, спокойны, на все реагируют
медленно, зато упорны и трудолюбивы.
Но современная практическая психология не
считает, что по наследству может передаваться
вся группа психологических особенностей,
которая объединяется общим понятием «тип
темперамента». Было бы наивно считать, что у
сангвиников рождаются сангвиники, а у
флегматиков – флегматики. Наследуются только
отдельные черты темперамента, они передаются не
через один какой-то определенный ген, а через
группу генов. И пока ученые установили только три
отдельные черты, которые переходят от предков к
потомкам:
– общительность (или
необщительность – у каждой особенности есть два
полюса);
— двигательная активность – высокая или низкая;
– эмоциональность – с негативным фоном или с
позитивным, радостным.
«Тихоня» и «душа компании»
Вообще-то всем маленьким детям
свойственна настороженность к чужим, но
необщительных людей в младенчестве просто
обуревает страх незнакомцев. Первые его
проявления можно заметить у таких детей уже в 4
месяца, когда остальные младенцы еще
доброжелательно встречают всех, склонившихся
над их колясками.
А в 6–8 месяцев этот страх уже хорошо заметен.
Малыш прижимается к матери, когда видит чужих
людей, отворачивается, плачет, долго не может
привыкнуть к новым взрослым, которые входят в его
жизнь. Он может не узнать члена семьи, с которым
общался постоянно, например папу, если расстался
с ним на 3–4 недели. Такие дети боятся новых
игрушек и новых вещей, они устают от громких
звуков и яркого света, от поездок в транспорте. Им
очень тяжело в детском саду, они не играют с
другими детьми, в школе у них мало друзей, и они
трагически переносят любые изменения в своей
жизни – не только переход из одной школы в
другую, но даже смену соседа по парте. И
повзрослев, они все также будут держаться в тени.
Их антиподы – дети очень общительные. Маленькие,
они всем надоедают своей болтливостью, они всюду
встревают, на уроках тянут руку вверх не потому,
что знают, как ответить, а потому, что устали
слушать и хотят говорить сами. Подростки и
взрослые, они легко становятся лидерами или
душой компании. Но суперобщительные и радостные
могут получиться уж больно простоватыми, им
может не хватать чуткости и тонкости восприятия.
«Бука» и «колокольчик»
Дети, родившиеся с негативным
эмоциональным фоном, в младенчестве начинают
день с плача, они сразу просыпаются в дурном
настроении. Их трудно развеселить и отвлечь от
печали. В школе они отличаются большой
тревожностью, вечно беспокоятся. В подростковом
возрасте их бросает из крайности в крайность,
эмоции их очень неустойчивы, хорошее настроение
легко сменяется плохим. Это с ними приключаются
такие истории, когда предмет человек знает, а на
экзамене так мандражирует, что ответить ничего
не может.
А на другом полюсе – люди, родившиеся с радостным
эмоциональном фоном. Такие в детстве просыпаются
с улыбкой на устах, рано начинают смеяться,
всегда всему радуются, эдакие «колокольчики». В
школе у них легко складываются отношения и с
ровесниками и со взрослыми, они нравятся
окружающим. Такой «колокольчик» с легкостью
становится лидером в младшей школе, он из тех, кто
приглашает к себе на день рождения весь класс. У
него легко проходит переходный возраст: он не
бунтует, не объявляет войну родителям и учителям,
его характер и в пубертате остается
уравновешенным. В общем, удобный ребенок. И
взрослым он будет приятным – контактным и не
взрывным.
«Живчик» и «соня»
Наследственная двигательная
активность хорошо изучена психологами.
Есть люди, которые всю жизнь громко говорят,
быстро двигаются, с шумом распахивают двери... Они
все делают энергично, и энергия у них не
кончается. В раннем детстве такие «живчики»
отличаются смышленым умом. Дело в том, что
моторная активность малышей тесно связана с
интеллектуальным развитием: тот, кто больше
обежал углов и больше разломал машинок, тот
больше успел увидеть и узнать. Примерно в 5 лет
связь между моторной активностью и развитием
интеллекта пропадает. А позже «живчики»,
наоборот, могут отставать от сверстников в
развитии, потому что на уроках им трудно
сосредоточиться, они постоянно отвлекаются.
Их антиподы – дети малоподвижные, вялые, как бы
спящие на ходу, – обычно не настораживают
взрослых: как бы ребенок ни был заторможен, он
все-таки всегда живее взрослого.
Вялые плохо спят в младенчестве, их эмоции
проявляются слабо: они не плачут, а попискивают,
обычно плохо едят, засыпают во время кормления.
В детстве они медленнее развиваются, чем их
энергичные ровесники: им будет чуть труднее
учиться, они накопят чуть меньше знаний... Эти
«спящие красавицы и красавцы» в школе могут
оказаться в троечниках. Но если им уделять
побольше внимания, заниматься с ними специально,
не полагаться на то, что они сами все в жизни
схватят, к взрослому возрасту они вполне могут не
уступать по интеллекту энергичным ровесникам.
Как сгладить крайности
Темперамент – это только предпосылка
к тому, как человек будет вести себя в жизни,
считают сейчас ученые. Генетические особенности
свойств психики не окончательный диагноз, есть
еще воспитание родителей, свой собственный
сознательный контроль, влияние интеллекта – все
то, что может сгладить крайности: притушить
утомительную активность «живчика», например,
взбодрить вялого «соню» или придать уверенности
«тихоне».
Многочисленные исследования, самое
представительное из которых – Нью-Йоркское
лонгетюдное исследование темпераментов,
начавшееся в 1962 году и продолжающееся до сих пор,
доказали, что генетические особенности
темперамента поддаются коррекции, психика
человека пластична. Врожденные психологические
особенности можно сгладить, и легче всего это
сделать в детстве.
«Тихоню» надо учить общаться с
другими детьми, не давать ему замыкаться на
бабушке. Сначала у себя дома, в привычной
обстановке, заранее проговорив, во что, как и где
«тихоня» будет вместе со своими гостями играть.
Очень важно, чтобы первый визит гостей прошел
гладко – положительный опыт общения «тихоню»
поддержит.
Его ни в коем случае нельзя бросать в компанию
детей, как щенка в воду, – замкнется еще больше! И
когда подрастет, в школе, защищайте его от
нападок учителей и других взрослых – он должен
чувствовать, что у него есть крепкие тылы.
Всем хорош «душа компании», только бы
не вырос глуповатым. Его как можно больше надо
развивать интеллектуально, чтобы научился
рефлексировать – оценивать себя со стороны. Ведь
мы начинаем задумываться, что мы из себя
представляем, только когда у нас не складываются
отношения с другими людьми. А когда ты всем
нравишься, нет и повода для самоанализа, для
самосовершенствования.
«Живчикам» надо помочь израсходовать
физическую энергию. В спорт их, в спорт! Впрочем,
физическая активность меньше всего поддается
коррекции, так что энергия в вашем «живчике»
будет клокотать до седых волос.
С вялыми «сонями» надо заниматься в
том темпе, который им по силам. Увидели, что
ребенок устал, – дайте ему отдохнуть. Отдохнул –
сажайте его читать, считать, развиваться снова. И
так, не спеша, все объясняя и все разжевывая,
гните свою линию.
«Букам» надо внушать уверенность в
себе, искать им надежного друга-скалу, к которому
можно прислониться.
А «колокольчики» – счастливый тип –
никаких изменений не требуют, им и расти
интеллектуально легко, они и запросто
вписываются в любой коллектив.
Но вот мы ценой продуманных, упорных,
многолетних усилий сделали-таки из своего
замкнутого ребенка вполне контактного человека
например. Или из «буки» вырастили вовсе не
плаксивого невротика, а вполне устойчивую,
ровную личность. А какие у нас будут внуки?
Угадайте с трех раз!
В том-то и парадокс: вполне вероятно, что нам
снова придется проявлять свой недюжинный
педагогический талант: у вполне адаптированных
наших детей могут родиться «тихони» и «буки»!
Ничего не попишешь – наследственность. А вот
какие свойства темперамента нашим внукам
перейдут от папы, а какие от мамы – ученые
предсказать пока не могут: тут уж как гены лягут!
|