Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2003

Архив

В апреле в Московском городском доме учителя проходил Московский педагогический марафон учебных предметов. Все газеты Издательского дома «Первое сентября» устроили дни открытых дверей своих изданий. 21 апреля программу подготовили редакции газет «Здоровье детей» и «Спорт в школе».
В этот день около четырехсот человек стали гостями марафона: учителя начальной школы, преподаватели физической культуры, школьные психологи и врачи – все те, кому не безразлично, каким будет подрастающее поколение. В уютных залах старинного особняка каждый мог выбрать интересующую его тему и принять участие в различных семинарах, секциях или в работе круглых столов. С самыми интересными из них мы решили познакомить наших читателей.

Нина СЕМИНА

В погоне за здоровьем

Школа портит здоровье?

Статистика наглядно свидетельствует, что за одиннадцать лет учебы в школе здоровье наших детей только портится. Войдя в школу розовощеким, жизнерадостным ребенком, через несколько лет ученик часто становится вялым сутулым очкариком. Многие заболевания переходят в стадию хронических, появляется целый букет новых недугов.

«Положение у нас серьезное – дальше некуда» – это слова старшего научного сотрудника Института возрастной физиологии детей и подростков Татьяны Михайловны Параничевой, которая проводила семинар на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовании».

Она привела данные исследований, свидетельствующих о прогрессировании заболеваний. Если в первом классе нарушения органов зрения и слуха встречаются у 23,3% детей, то в 10-м классе этими заболеваниями страдают уже 56,4%. Нарушения эндокринной системы прогрессируют еще с большей скоростью: прирост заболевания составляет 58% по сравнению с 1-м классом, а число детей, имеющих сердечно-сосудистые заболевания, увеличивается к окончанию школы на 23,1%. Каждый третий старшеклассник нуждается в оздоровительных мероприятиях в связи с нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, практически каждый второй имеет кариес. Прирост травматизма у школьников составляет 70,7% (правда, не все травмы происходят во время уроков). За время учебы каждый десятый ребенок «зарабатывает» проблемы с органами пищеварения.

Пик простудных и детских инфекционных заболеваний (таких как краснуха, скарлатина и др.), приходится на сентябрь–октябрь – это период адаптации к школе, а следующий скачок – в марте, что связано с усталостью, авитаминозом и иммунодефицитом. По словам Параничевой, налицо общая тенденция ухудшения здоровья от младших классов к старшим. И вызвано это общеизвестными причинами: тут и школьный стресс, и увеличение учебной нагрузки, преждевременное начало систематического обучения и безразличие некоторых учителей к проблемам здоровья их воспитанников, безграмотность родителей и провал существующей системы физического воспитания.

Для растущего организма особенно важно соблюдать режим дня, но дети недосыпают, практически не гуляют, чрезмерно увлекаются телевизором и компьютером. Они ведь все время сидят: в школе, дома – за уроками, за едой или в Интернете. В результате гиподинамия встречается уже у первоклассников!

Здоровьесберегающих технологий как таковых нет. Но что же предпринять в этой ситуации? Для начала нужно научиться соблюдать существующие санитарные нормы и правила. Ведь в них заложены научно обоснованные данные о том, какими должны быть классы, парты, освещение, оборудование спортивных залов, какой режим питания соответствует детям школьного возраста. Кстати, эти нормы определяют и предельно допустимые нагрузки на детский организм. Например, вес ранца с учебниками для первоклассника должен быть не более 1,5 кг, а для выпускника школы – 3,5 кг. Но кто помнит об этих нормах? Кому из родителей или учителей приходило в голову взвесить школьный ранец?

Татьяна Михайловна подчеркнула, что педагогам необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку с учетом его физических и психологических особенностей. Поможет сделать это личная карта здоровья ученика, составленная школьным врачом и психологом. Сегодня наибольшее внимание надо обратить на физическое воспитание, включающее не только уроки физкультуры, но и физкультминутки во время занятий, организацию динамического часа между третьим и четвертым уроками. Замечательно, если бы это были танцы – детям они очень нравятся. Активные движения под хорошую музыку дают им не только физическую, но и эмоциональную разрядку.

Спорт в школе

Физкультура – пока единственный предмет в школьной программе, который каким-то образом может повлиять на здоровье. Каким же должен быть спорт в школе? Эту тему обсуждали на семинаре «Особенности организации занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья», который проводил доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН, профессор Сергей Васильевич Хрущев.

Как правило, когда мы заводим речь о физкультуре – о новых методах проведения уроков или о работе спортивных секций, о школьных соревнованиях или о походах, – все наши разговоры относятся к детям из основной и подготовительной групп, то есть практически здоровым и имеющим достаточный уровень физической подготовки. А что происходит с ребятами, которые страдают хроническими заболеваниями или имеют инвалидность (спецгруппы А и Б)? Почему-то в таком случае родители и даже многие учителя считают лучшим решением проблемы освобождение от уроков физкультуры. Но разве человек, имеющий язву желудка, перестает есть? Просто он придерживается определенной диеты. Теоретически дети из спецгруппы Б должны посещать занятия лечебной физкультуры в медицинских учреждениях. Вы представляете себе ребенка, который после шести уроков поедет куда-то, может быть на другой конец города, чтобы поупражняться 45 минут? Никуда он не поедет, а «заботливые» мама с папой сделают ему справку об освобождении. В аттестате зрелости будет прочерк вместо оценки, это может привести к проблемам при поступлении в институт, а главное – ничего не изменится в состоянии здоровья.

По мнению С.В. Хрущева, выходом из этого замкнутого круга должно стать создание в школах групп лечебно-физкультурного комплекса (ЛФК), в которых будет заниматься не более 12 человек. Тогда у преподавателей появится возможность вести занятия с каждым ребенком, имеющим те или иные отклонения в здоровье, по особой программе, со строго дозированными нагрузками, под регулярным наблюдением врача, который также сможет вносить свои коррективы в планы проведения занятий. Он сообщил, что некоторые высшие учебные заведения уже стали готовить специалистов по адаптивной физкультуре для работы с инвалидами.

Не меньше волнуют учителей физкультуры и другие проблемы. Одна из самых острых – критерии выставления оценки ребенку, который при всем старании просто физически не может пробежать стометровку или прыгнуть на нужную высоту. Известно, что Министерство образования подготовило письмо, по которому результаты ребят из спецмедгрупп тоже будут оцениваться по пятибальной системе. В ближайшее время для этого будут разработаны стандарты под каждую определенную программу. А пока при выставлении оценки педагог должен рассчитывать на собственный опыт, ориентироваться на отношение ребенка к занятиям, к домашним заданиям по физкультуре, которые для таких детей обязательны, опираться на сравнительные результаты его личных достижений.

И еще один важный момент, который не смогли обойти участники семинара: давно поднимается вопрос об отмене опорных прыжков, разных кувырков, но воз и ныне там. В то же время многим детям, у которых наблюдаются отсталость в развитии костной системы, связок, мышц, нестабильность шейных позвонков, эти упражнения противопоказаны, так как они часто вызывают травмы. Почему же эти прыжки и кувырки до сих пор есть в планах и методических разработках? И кто должен нести ответственность при несчастном случае?

Кто в ответе за здоровье?

Своеобразным итогом марафонской дистанции этого дня стал круглый стол на тему «Кому нужен здоровый ребенок в школе?». Присутствующие на нем врачи, психологи и педагоги попытались сформулировать ответ на вечный вопрос «Что делать?» То есть что конкретно нужно делать для того, чтобы наши дети не теряли здоровья в школе, и, пожалуй, не менее важное: кто должен заниматься этими проблемами. Предложений было много. Одни выступающие настаивали на том, что нашим школам надо взять за образец опыт американских учебных учреждений и слепо перенять их схемы и методы работы. Другие отстаивали необходимость поиска собственного пути. Раздавались даже призывы срочно позвонить Президенту – пусть он даст команду отменить рекламу пива и сигарет на телевидении и прикажет открыть «зеленую улицу» передачам о здоровье учащихся, причем распорядится о бесплатном предоставлении эфира.

И еще одна важная мысль, которая хотя и не оформилась в название отдельного мероприятия, но звучала лейтмотивом большинства выступлений этого дня. Если мы хотим вырастить здоровое поколение, каждый взрослый, родитель или учитель, должен сначала позаботиться о своем здоровье, заняться спортом, бросить, наконец, курить – всем своим поведением и цветущим видом пропагандировать здоровый образ жизни.

Окончание следует