Владислав
БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ
Что с памятью моей?..
Невысокая успеваемость школьников всегда
огорчительна и для родителей, и для учителей. Не
менее досадны затруднения в усвоении большого
объема информации студентами, да и прочими
взрослыми «интеллектуалами». Все чаще со всех
сторон слышатся жалобы на плохую память.
Память – это способность к получению,
сохранению и воспроизведению информации.
Наличие памяти – необходимое условие для
приобретения знаний, навыков, умений, без которых
невозможно нормальное функционирование
человека. Благодаря памяти накапливается
индивидуальный опыт, который постоянно
обновляется, совершенствуется и передается по
наследству.
Памятью обладают все живые существа,
но должного развития она достигла лишь у
человека вследствие обладания речью – мощным
средством приобретения, кодирования и
воспроизведения разнообразных сведений.
Последние исследования ученых
свидетельствуют: для создания и работы мозга
требуется 70–80% всех генов из генома человека. Для
сравнения: скелет, мышцы, легкие, сердце, почки и
другие органы «проектируются» и «строятся»
всего несколькими процентами генов. Вот
насколько сложен и высокоорганизован мозг!
Выделяют кратковременную и долговременную
память. В кратковременной полученная
информация сохраняется примерно 20 секунд, и за
это время мозг принимает решение, насколько она
важна и следует ли ее передавать «на хранение».
Наличие такого «фильтра» освобождает
долговременную память от чрезмерной нагрузки.
Следует знать, что в кратковременную память
попадает небольшая часть сигналов, поступающих
через органы чувств. Кратковременную память
можно сравнить с полками в большой библиотеке:
книги то снимаются с них, то ставятся на место в
зависимости от потребностей. Долговременная
память – это, скорее, архив, в ней все
существенное и нужное группируется по
определенным «рубрикам» и «консервируется»
надолго.
Разумеется, скорость, точность, объем
памяти у разных индивидуумов существенно
различаются, как, впрочем, и преобладающие виды
памяти – зрительной, слуховой, двигательной,
эмоциональной и т.п. В немалой степени это,
вероятно, определяет профориентацию человека:
ученые, например, отличаются смысловой памятью,
музыканты – слуховой, актеры неплохо запоминают
лица и эмоционально насыщенные моменты.
Кто обладает лучшей памятью –
взрослые или дети?
Часто приходится слышать сетования
людей на то, что раньше легко запоминались
стихотворения, страницы текстов, сложные
формулы, а с годами память стала ослабевать. Так
ли это?
Приходится признать, что большей
частью подобные жалобы не лишены оснований, если
словом «память» обозначать природную
способность закреплять полученную информацию.
Действительно, с возрастом возможность
фиксировать впечатления не развивается, а в ряде
случаев ухудшается, регрессирует. Вместе с тем
общеизвестно, что память ученого, например,
хранит огромное количество информации, любой
специалист пользуется большим числом нужных ему
сведений. Взрослые успешно изучают иностранные
языки, получают второе высшее образование,
меняют профессию. Как же правильно оценить
память в детстве и во взрослой жизни?
Основное отличие памяти пятилетнего
ребенка, старшеклассника и взрослого – различные
формы использования своих способностей.
Маленький ребенок запоминает непосредственно
предлагаемый материал, основываясь на своей
естественной способности. Дети постарше и
взрослые для запоминания прибегают к
определенным приемам, связывают новую
информацию с прежним опытом, образуя ассоциации,
готовят заметки, конспекты, план и т.п. Иначе
говоря, активнее включают механизм так
называемой опосредованной памяти.
Исследователи считают, что функция
памяти у детей развивается на основе эйдетизма.
Этот мудреный термин обозначает
последовательный, сохраняющийся какое-то время в
сознании зрительный, слуховой или осязательный
образ. Скажем, ребенок наблюдает какое-то явление
природы или рассматривает показываемую ему
картину и позже воспроизводит (вспоминает)
виденное в мельчайших деталях в своем
воображении. Физиологической основой эйдетизма
является возбуждение, длящееся в нервных
окончаниях зрительного, слухового или иного
анализаторов после того, как раздражитель уже
перестал действовать. Эйдетизм свойствен
преимущественно детям, с возрастом названная
способность угасает и наблюдается лишь у
отдельных субъектов с художественным
психическим складом.
Биологически эйдетизм является очень
важной психической функцией, так как по мере
развития придает восприятиям ребенка
устойчивый, постоянный характер, постепенно
превращаясь в образы памяти в собственном смысле
этого слова. Другими словами, особая
пластичность нервной системы, ее способность
сохранять и воспроизводить следы прежних
внешних возбуждений находится в основе нашего
запоминания. Следует упомянуть о клинических
расстройствах памяти, так как то, что при
патологических состояниях наблюдается в
выраженном, «зримом» виде, отмечается и у
здоровых, только менее заметно. Все «выпадения»
памяти называются амнезиями. У детей чаще
встречается ретроградная амнезия – потеря
воспоминаний, предшествующих психическому
заболеванию. Иногда при сотрясениях головного
мозга забываются события до и во время травмы.
Как правило, названное расстройство носит
временный, преходящий характер. Хуже прогноз при прогрессивной
амнезии – постепенном ухудшении памяти вплоть
до полной ее утраты.
Более безобидными представляются
искажения, обманы памяти. Воспоминания реальных
событий могут «всплывать» в нашем сознании со
сдвигом во времени. То, что хорошо помнится,
действительно было, но имело место совсем в
другое время. Подобный обман памяти может
касаться прочитанного, услышанного ранее и
служить источником невольного плагиата: чужая,
заимствованная мысль неосознанно признается
своей. Такие явления не рассматриваются как
признаки болезни. Другое дело – конфабуляции –
«воспоминания» о событиях, никогда не
происходивших ранее. При этом провалы в памяти
заполняются воображаемыми, подчас
фантастическими, красочными ложными сюжетами.
Нередко пациенты с подобными расстройствами
памяти живут в вымышленном мире грез, путая
прошлое и будущее, не замечая связи времен и
преемственности событий.
Понятно, что память ухудшается при
недосыпании, усталости, физическом недомогании.
Поэтому подготовка к контрольным и экзаменам по
ночам – не самый короткий путь к успеху.
Блестящую память можно получить по
наследству (генетическая память), но можно и
развить с помощью определенных приемов. Как
улучшить память, сделать ее более цепкой и емкой?
Наиболее эффективный способ – повторение
материала. Этот известный механизм
запоминания оказывается зачастую более
действенным, чем многие другие мудреные советы.
Если какие-то явления повторяются много раз, то
они и помнятся лучше. Запоминаемый материал не
нужно «жевать» долго, до изнеможения, лучше
повторить его после паузы в два-три часа или
через сутки.
Надо стараться осмыслить материал,
понять главную идею, самое существенное. Иначе
говоря, надо непременно «включить» логику для
эффективного усвоения материала.
«Укладке» фактов помогает использование
ассоциаций: например, рыба – плавает, имеет
плавники; воробей – маленький, серый, не поет и
тому подобное. При этом ассоциативные связи
могут быть давно известными или неожиданными,
смешными, нелогичными, в виде карикатурного
зрительного образа или шаржа. Важно, чтобы
«картинка» помогла вспомнить то, что нужно. Этот
способ по сути ничем не отличается от известных
«узелков на память».
Прочно и надолго запоминаются события,
которые произвели сильное впечатление. Иначе
говоря, лучше запоминается то, к чему имелось эмоциональное
отношение, а также то, к чему относишься с
неподдельным интересом. Поэтому малоэффективно
обучение математике, музыке или иностранному
языку «из-под палки». Лишь то, что удивило, задело,
по-настоящему заинтересовало, имеет шанс
сохраниться в памяти.
Известно, что материал запоминается
лучше, если воспринимаемая на слух информация
подкрепляется воздействием на зрительный
анализатор – демонстрацией слайдов, графиков,
фотографий. Одновременное влияние на слух,
зрение и другие анализаторы способствует лучшей
фиксации сведений. На этом основании в школах
поощряется использование «наглядности» –
стендов, рисунков, муляжей...
Эффективность запоминания
существенно зависит от направленности
внимания. Нет сомнения, что многие явления не
оставляют следа в нашем сознании из-за того, что
мы относимся к ним без должного внимания.
Отвлекаемость, несобранность,
неорганизованность – проблемы, с которыми часто
сталкиваются родители и учителя (правда, иногда и
сами они не отличаются должным педантизмом). Но
нужно знать: у детей активное внимание
формируется по мере их «взросления», иногда для
его развития требуются длительные усилия и
специальные упражнения.
|