Лариса
ПАЛАГИНА,
главный детский эндокринолог
г. Перми
Людмила САФРОНОВА,
доцент Пермской медицинской академии
Окончание. См. № 20,
21, 22, 23, 24/2002; 1/2003
Сахарный диабет
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Сахарный диабет". На страницах сайта saharny-diabet.ru представлена информация о причинах возникновения болезни, о том, каких типов она бывает и в чем их различие, о диагностике, лечении, возможных осложнениях и профилактике диабета. Вашему ребенку поставлен диагноз "сахарный диабет"? Не впадайте в отчаяние! Нужно научиться жить с этим диагнозом, и жить интересно, насыщенно и полноценно. Что нужно сделать, чтобы Ваш сахарный ребенок не испытывал затруднений в школе, как организовать его питание и лечение, о чем должны знать одноклассники, преподаватели, медработники и руководители учебного заведения? Обо всем этом можно узнать из материалов и статей на портале saharny-diabet.ru. Конечно, сахарный деабет – диагноз очень серьезный, и проблемы обязательно будут, но можно и нужно с ними справляться и преодолевать. Уверены, у вас все получится. Будьте здоровы!
Фитотерапия
Лечение травами (фитотерапия) при
сахарном диабете носит вспомогательный характер
и используется как дополнение к инсулинотерапии
и другим лечебным мероприятиям.
Известно более 150 видов растений, обладающих
способностью понижать уровень сахара в крови.
Эти растения содержат глюкокинины – вещества,
оказывающие инсулиноподобное действие. Помимо
сахаропонижающего эффекта некоторые травы могут
способствовать восстановлению разрушенных
клеток поджелудочной железы и оказывать
ощелачивающее и противовоспалительное действие,
повышать защитные силы организма, улучшать
желчеотделение.
Фитопрепараты, которые можно
использовать при сахарном диабете
Лист брусники.
Лист крапивы.
Одну столовую ложку высушенных
листьев заливают двумя стаканами кипятка,
настаивают в течение часа, принимают по столовой
ложке до еды.
Лавровый лист.
Десять листьев заливают тремя
стаканами кипятка, настаивают два-три часа.
Капуста.
Сок свежей капусты пьют по полстакана
три раза в день до еды.
Лист черники.
Столовую ложку листьев заливают
стаканом кипятка, настаивают 30 минут, пьют по
полстакана четыре раза в день до еды.
Стручки бобов фасоли.
Столовую ложку измельченных стручков
варят в литре воды в течение трех-четырех часов.
Суточная доза – 0,5 л отвара.
Овес.
100 г зерен заливают тремя стаканами
воды, кипятят в течение часа, оставляют на ночь,
процеживают и принимают по полстакана три-четыре
раза в день до еды.
Корень одуванчика.
Корень лопуха.
Корень цикория.
Чайную ложку измельченного корня
одуванчика, лопуха или цикория заливают двумя
стаканами кипятка, оставляют на ночь,
процеживают. Принимают по полстакана три-четыре
раза в день за 30 минут до еды.
Лист грецкого ореха.
Столовую ложку измельченных листьев
заливают стаканом кипятка, настаивают в течение
часа. Настой выпивают в течение дня.
Используются также различные сборы
лекарственных растений:
Лист черники 50,0; стручки бобов, фасоли
50,0; трава галеги 50,0; лист мяты 50,0.
Две столовые ложки сбора заливают 0,5 л кипятка,
выдерживают 30 минут, принимают по стакану
три-четыре раза в день до еды.
Лист черники 50,0; корень лопуха 50,0.
Столовую ложку измельченного сбора заливают
стаканом кипятка, настаивают 30 минут и принимают
по стакану настоя три-четыре раза в день перед
едой.
Лист черники 20,0; корень одуванчика 20,0; лист
крапивы 20,0; трава спорыша 20,0; корень девясила 20,0.
Столовую ложку измельченного сырья заливают
стаканом кипятка, настаивают 30 минут,
процеживают, принимают по полстакана три раза в
день перед едой.
Лист черники 50,0; лист крапивы 20,0; лист брусники
30,0.
Столовую ложку измельченного сбора заливают
стаканом кипятка, настаивают 30 минут,
процеживают, принимают по стакану в течение дня
до еды.
В аптеке можно купить готовый сбор
лекарственных растений под названием
«Арфазетин». В него входят побеги черники,
стручки бобов фасоли, корни аралии маньчжурской,
трава хвоща полевого, плоды шиповника, цветки
ромашки, трава зверобоя. Арфазетин способствует
нормализации обменных процессов, улучшает
функцию печени, снижает уровень сахара в крови,
оказывает противовоспалительное и
общеукрепляющее действие.
10 г сбора заливают двумя стаканами горячей воды,
нагревают 15 минут на водяной бане, охлаждают,
процеживают, объем полученного настоя доводят
кипяченой водой до 400 мл. Принимают теплым по 1/3
стакана три раза в день до еды.
Сахаропонижающее действие оказывает сок ряда
ягод и фруктов, например сок из свежих плодов
малины, кизила и груши.
Лечение одним сбором рекомендуется проводить
20–30 дней, затем надо использовать другой сбор
или траву.
Детям с инсулинзависимым сахарным
диабетом фитотерапия особенно показана на
первом году болезни для активации
восстановительных процессов в поджелудочной
железе. В последующем травы можно использовать с
целью повысить защитные силы организма и
добиться ощелачивающего эффекта при склонности
к кетоацидозу.
Для повышения иммунитета детям можно
давать готовые настойки женьшеня, заманихи,
аралии, элеутерококка, лимонника. Эти растения
повышают иммунитет. Настойки даются два-три раза
в день, на прием столько капель, сколько лет
ребенку. Малышам до пяти лет настойки не
назначают.
Уход за ногами
При декомпенсированном сахарном
диабете в ногах, как и в других частях тела,
поражаются мелкие сосуды и нервы. Если страдают
сосуды, нарушается нормальное кровоснабжение
конечностей. В результате ранки на ногах плохо
заживают, иногда нагнаиваются, могут
образовываться трофические язвы. А если учесть,
что при поражении нервов снижается
чувствительность, человек не в состоянии ощущать
боли и не замечает мелкие травмы, потертости,
опрелости, то присоединение инфекции может
вызвать просто-таки тяжелые осложнения. Чтобы
избежать подобных неприятностей, следует
соблюдать несколько несложных правил ухода за
ногами:
1. Ежедневно мыть ноги, вытирать их
насухо полотенцем, тщательно просушивая кожу
между пальцами.
2. Ежедневно осматривать стопы,
чтобы вовремя заметить царапины, потертости и
ранки.
3. Не обрезать ногти слишком
коротко.
4. При использовании увлажняющих
кремов не наносить крем между пальцами.
5. Носить мягкие (хлопчатобумажные
или шерстяные) носки или чулки, менять их
ежедневно.
6. Желательно носить обувь из
мягкой кожи, хорошо подобранную по размеру.
7. Не ходить босиком.
8. Держать ноги в тепле, беречь их от
сырости.
9. Не согревать ноги при помощи
горячих ванн, электроприборов и тому подобное:
при сниженной чувствительности легко получить
ожоги.
10. При изменении цвета стоп,
появлении на них отечности или повреждений
немедленно обратиться за медицинской помощью.
11. Каждый день выполнять
упражнения для ног.
Упражнения для ног
Ежедневная ходьба в повышенном темпе
от тридцати минут до часа является наилучшим
упражнением для ног. Пытайтесь увеличивать
дистанцию каждый день.
Быстро поднимитесь по лестничному
пролету, используя при этом только подъем свода
стопы.
Держитесь за спинку стула, присядьте
как можно глубже 10 раз. Спину при этом держите
прямо.
В положении стоя упритесь ладонями в
подходящую стену. Установите ноги так, чтобы
туловище находилось в несколько наклоненном
вперед положении. Стопы должны полностью
соприкасаться с поверхностью пола. Согните руки
10 раз, держа при этом спину и ноги в выпрямленном
положении. Упражнение помогает предотвращать
судороги мышц ног.
Поднимитесь на носочки и опуститесь на
пятки 20 раз. В то же время попытайтесь переносить
центр тяжести с одной ноги на другую.
Сядьте на стул и встаньте. Повторите 10
раз. Руки при этом должны быть скрещены на животе.
Держась за спинку стула, поочередно
вставайте на кончики пальцев ног.
Встаньте одной ногой на возвышение,
например на большую книгу. Держась за стул или
стол, сделайте 10 махов вперед-назад другой ногой.
Смените положение ног и повторите упражнение.
Сядьте на пол, отклонитесь немного
назад и упритесь руками в пол позади себя.
Встряхните несколько раз стопами до появления
чувства теплоты и расслабленности.
Диабет – образ жизни
В заключение еще раз повторим истины,
которые для семьи, где ребенок болен сахарным
диабетом, должны стать прописными.
Не отчаивайтесь. Наберитесь терпения,
научитесь всему, что необходимо, делайте все, что
советует врач.
Наладьте рациональное питание
ребенка. Усилия ваши не пропадут даром. В конце
концов, рацион больного сахарным диабетом
достаточно разнообразен и сбалансирован, чтобы
быть нормой не только для него, но и для других
членов семьи.
Следите за самочувствием ребенка.
Аккуратно проводите инсулинотерапию. Поверьте,
привыкнуть можно ко всему, а современное
техническое оснащение значительно облегчает
исполнение каждодневной повинности, и
повинность оборачивается осознанной привычкой,
не более.
Оберегайте ребенка от осложнений
сахарного диабета.
Все сосудистые осложнения сахарного
диабета – следствие высокого уровня сахара в
крови! Лечение осложнений не дает желаемого
эффекта, если этот уровень остается высоким. Вы
уже поняли: чтобы нормализовать его, надо
систематически делать анализы крови и
регулировать дозу инсулина в зависимости от
результатов исследований.
Для раннего выявления сосудистых
осложнений и своевременного их лечения ребенок
должен находиться под диспансерным наблюдением
у окулиста, невропатолога, нефролога.
Окулист два раза в год осматривает
глазное дно с расширенным зрачком в темной
комнате, измеряет внутриглазное давление.
Хорошо, если осмотр ведет один и тот же
специалист.
Для наблюдения за состоянием
мочевыводящих путей не реже двух раз в год надо
делать анализ мочи, а также биохимический анализ
крови.
Обострение сахарного диабета могут
подтолкнуть хронические воспалительные
процессы в носоглотке, в почках, в кишечнике и в
других органах – следовательно, все очаги
хронической инфекции надо своевременно выявлять
и тщательно пролечивать.
У больного сахарным диабетом
потребность в кислороде и витаминах больше, чем у
здорового человека. Поэтому важно, чтобы ребенок
как можно больше времени проводил на свежем
воздухе, разнообразно питался, дополнительно
получал витамины.
Очень важно, чтобы у ребенка было
хорошее настроение, чтобы он чувствовал себя
полноценным членом детского коллектива.
Иногда семье может понадобиться
участие психотерапевта, который поможет ребенку
адаптироваться к болезни. Учителя и школьные
товарищи должны знать о сути заболевания
ребенка. Близких друзей желательно научить
замечать признаки ухудшения состояния больного
(прежде всего гипогликемии) и оказывать ему
необходимую помощь.
Хорошо сказывается на течении диабета
пребывание ребенка в группе здоровья или в
санатории для больных диабетом. Здесь дети не
только получают лечебную помощь, но и учатся
контролировать течение болезни. Общение с
детьми, которые находятся в состоянии хорошей
компенсации и ведут активный образ жизни, дает
ребенку веру в свои силы. Дети обогащают друг
друга знаниями о болезни, лучше усваивают от
сверстников, что им можно и чего нельзя, начинают
более спокойно и сознательно относиться к
вынужденным запретам и ограничениям, помогают
друг другу. Малыши должны отдыхать вместе с
родителями. В таких учреждениях обычно работают
«школы диабета» для родителей и детей.
Чрезвычайно важный вопрос – выбор
профессии для ребенка с диабетом.
Профессиональная ориентация должна начинаться
как можно раньше, проводиться индивидуально и
ненавязчиво. Стоит пробуждать у ребенка интерес
к тем профессиям, которые ему не противопоказаны.
Болезнь не сможет помешать ему успешно
работать учителем или врачом, агротехником или
фармацевтом, библиотекарем или бухгалтером,
овладеть многими другими специальностями. Среди
больных диабетом есть ученые, актеры и даже
профессиональные спортсмены.
Будьте внимательны и настойчивы во
всем, что касается болезни ребенка, но не
становитесь ее заложником и жертвой –
последовательно приучайте ребенка к
самостоятельности, к тому, чтобы он мог
контролировать свою болезнь и справляться с
проблемами, с нею связанными. Именно этим вы
принесете ему самую большую пользу.
Совместные действия врача и семьи
больного ребенка вполне могут обеспечить ему
возможность вести активный образ жизни, не
отставать от сверстников. Как сказал немецкий
врач Мишель Бергер: «Диабет не болезнь, а образ
жизни. Болеть диабетом – все равно что вести
машину по оживленной трассе: надо знать правила
движения».
|