Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2002

Архив

Каждая мама может помочь своему ребенку справиться с любой, даже самой тяжелой болезнью.
Мама для больного малыша – лекарство посильнее таблеток, порошков и микстур.
Каждая мама может избавить своего ребенка от страхов, бессонницы, заикания и прочих нервных нарушений. Под руководством врача, конечно. Она может дать ему установку на счастье, и он станет счастливым, здоровым, успешным человеком.
Так считает известный  детский психиатр Борис Зиновьевич ДРАПКИН.

Сила маминого слова

Как лечит психиатр

Чтобы мамы поняли, как со своими пациентами работает доктор Драпкин, нам придется сначала рассказать, какие вообще есть методы лечения в современной детской психиатрии.
Оказывается, что при кажущемся разнообразии арсенал возможностей детского психиатра невелик.
Лекарственная терапия? Да, конечно. Но, во-первых, любые лекарства, особенно те, что действуют на глубинные структуры мозга, не безвредны. Во-вторых, детский мозг в силу того, что он еще только формируется, что он незрел, часто дает на лекарства парадоксальные реакции. Вы дали гиперактивному ребенку успокаивающий препарат, а он от него еще больше возбудился. Или, наоборот, врач прописал заторможенному, отстающему в развитии малышу лекарство, способное подстегнуть мозг, а ребенок вообще отключился.
Перебираем способы лечения дальше. Гипноз? С ним надо быть очень осторожным. По мнению доктора Драпкина, маленьким детям гипноз противопоказан. Это опять вмешательство в глубинные структуры незрелого мозга, проникновение туда, где не видно, что мы делаем и какие получаем результаты. К тому же методом лечебного гипноза на самом деле владеют немногие врачи.
Есть еще семейная терапия – воздействие на ребенка семьи. Это очень сильное средство, но и здесь просматриваются свои «но», которые мешают этому методу широко применяться. Дело в том, что, когда в семье больной ребенок, больной становится вся семья. А в больной семье очень трудно вырастить здорового ребенка. Как разорвать этот круг? Притом семейная терапия – метод сложный и непривычный для нашей страны. Доктор должен буквально погрузиться в мир дома, где есть больной ребенок, и на каждом шагу давать родителям советы: делайте так-то, а сейчас так-то...
Стихия ребенка - игра, поэтому метод групповой игровой терапии прекрасно действует на детей. Он может освободить ребенка от страхов, привести в норму его поведение, но, к сожалению, не решит более серьезных проблем. И к тому же играть в группе умеют не все дети, совсем маленьким это пока не дано. Значит, и игровая терапия не всесильна.
И последнее оружие из арсенала детского психиатра – косвенное внушение. Маленькие дети очень внушаемы, в принципе все воспитание построено на этом. И врач эту особенность может использовать. Например, дает малышу «хитрую таблетку» и рассказывает, что она обязательно его успокоит, объясняет, как лекарство действует... И таблетка на самом деле действует, хотя это может быть всего лишь витамин.
Вот и все, чем располагает детский психиатр, или психоневролог, как теперь таких врачей называют. Этими методами воздействия много лет пользовался и доктор Драпкин. И в то же время было у него предчувствие, что можно найти еще какой-то способ влияния на психику ребенка, более эффективный и безопасный, более широкий по спектру воздействия. И этот способ где-то рядом, он сочетает в себе элементы и внушения и семейной терапии...
Много лет доктор искал, искал – и нашел. Внушение через маму, голосом мамы!

Сосуд для любви

Мама и ее ребенок – единая психоэмоциональная структура, одно поле. Что-то происходит с ребенком – это сразу чувствует мама. Начинает беспокоиться. Мама далеко, а ребенок плохо ест, спит, капризничает – значит, возникли проблемы у мамы.
Ребенок – это сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен маминой любовью – он счастлив, нормально развивается... Если ему не хватает любви, он болеет душевными, нервными, физическими болезнями. Не все болезни, конечно, возникают из-за недостатка любви, но в каждой есть доля «этой правды». Недолюбленный ребенок плохо себя ведет, капризничает, становится непослушным. Он может начать заикаться, мочиться в постель... А если он получил травму, подхватил инфекцию, выздоровление без маминой любви идет медленно и плохо. Но стоит маме наполнить его своей любовью, как ребенок меняется, и совсем другие возможности в его лечении появляются. При любой болезни.
Маме надо любить своего ребенка независимо от того, какой он – послушный или нет, больной или здоровый... Не ставить ему условий: буду любить, если ты станешь таким-то... Нет, любовь мамы должна быть, как говорят врачи, безусловной.
А как маме передать малышу свою любовь? Западные психотерапевты и психологи считают, что мама должна выражать ее двумя способами – взглядом и через прикосновение. Надо как можно чаще с любовью смотреть в глаза ребенку. И как можно чаще с любовью прикасаться к нему: поглаживать, прижимать, подкидывать, шутливо с ним возиться...
Не отрицая ни того, ни другого способа передачи любви, доктор Драпкин предлагает еще и свой. Он считает, что прежде всего мама примерно до двух лет не должна расставаться со своим малышом. Если в это время мама выходит на работу или ведет светский образ жизни: часто ходит в гости, в театр, уезжает отдыхать, а ребенка оставляет на бабушку или няню, поток любви «мама–ребенок» прерывается, малыш начинает болеть, плохо развиваться, плохо есть и плохо спать. Несмотря на то что пуповина перерезана, мама постоянно нужна младенцу, у них общее поле.
И еще огромное значение для ребенка, и не только младенца, но и дошкольника и даже младшего школьника, имеет мамин голос. Ребенок начинает слышать его с пятого месяца внутриутробной жизни и слышит чаще, чем любые другие звуки. Родившись, он узнает мамин голос, он очень эмоционально реагирует на него, различает все его интонации. Мамин голос становится как бы внутренним голосом ребенка. И если этот внутренний голос дает ему установку на счастье, здоровье, хорошее развитие, то психика ребенка ему подчиняется. Так же она подчиняется маминому голосу, когда мама предъявляет к своему маленькому много претензий, распекает его, что он такой-сякой... Этим мама как бы внушает ребенку программу неудач и болезней.
В этом и состоит новая психотерапевтическая методика Б.З. Драпкина. Она отработана и запатентована, признана Всероссийским обществом детских психиатров, взята на вооружение Объединением московских профессиональных психотерапевтов и психологов.

Установка  на счастье

У мамы, которая читает эту статью, может возникнуть резонный вопрос: «А зачем мне все это знать, если мой ребенок, слава Богу, в психотерапевтической помощи не нуждается?»
Это хорошо, что не нуждается. Потому что врачи говорят, что число детей с задержками психического развития, проблемами в поведении все растет: десять-двенадцать лет назад их было 25–30%, сейчас таких насчитывают до 80–90%. Но мы верим и надеемся, что ваш ребенок совершенно нормально развивается. И тем не менее даже и ему не помешает защита маминой любви, установка на здоровье и счастье. Слова, произнесенные мамой, очень сильно воздействуют на сознание, а сознание влияет на состояние всего организма. Слова, которые маме надо произнести, – не случайные. Каждое слово во фразе – продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из четырех блоков, полезна любому ребенку – и самому здоровому, и самому счастливому.

  • 1-й блок – «Витамин материнской любви», с помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.

  • 2-й блок – установка на физическое здоровье. Мама как бы внутренним взором видит идеал своего ребенка и внушает ему следовать этому идеалу. В этом блоке заключена вся педиатрия. Есть состояния, когда только эта мамина терапия может излечить без всяких лекарств. Хотя, конечно, есть и другие болезни, более серьезные, которые могут требовать медикаментозного лечения, но и в этом случае мамино внушение важно, оно мобилизует организм ребенка, поднимает его внутренние резервы на борьбу с заболеванием. «Маминым словом» лечатся и бронхиальная астма, и кожные экземы, помогает оно даже при онкологических болезнях.

  • 3-й блок – установка на нервно-психическое здоровье, на нормальное психическое развитие.

  • 4-й блок отражает народную мудрость. Издревле, когда не было рядом профессиональной медицинской помощи, мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от болезни: «Отдай мне свою болезнь...» Уже тогда люди чувствовали силу материнского внушения. Конечно, при хирургических проблемах выздоровления не получалось, но в большинстве случаев помогало.

Вот эти четыре блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие. Для работы с этими блоками маме не нужен контроль врача. Другое дело, если у ребенка – психоневрологические проблемы. Тогда, после того как врач установит заболевание, для лечения именно этого ребенка будет разработана специальная программа, и мама к четырем базовым блокам добавит индивидуальный, лечебный. Тут уже потребуется постоянная связь с врачом.
Важно правильно выбрать время для передачи своей любви. Во время бодрствования дети отвлекаются, поэтому маме лучше работать с ребенком, когда он спит. Между прочим, дети помнят, что им мамы говорили ночью, и утром могут поправлять их, если те накануне случайно или намеренно изменили текст. И это не удивительно, вспомните методику преподавания иностранных языков во сне.
Итак, через 20–30 минут после того, как ребенок заснул, мама садится к его кровати с текстом в руках и трижды читает каждую фразу. Сначала для себя, чтобы ознакомиться с ней. Потом мысленно, но выразительно, обращаясь к ребенку. Сосредоточенная мысль воспринимается тем, кому она предназначена. Потом вслух.
Читать эти фразы надо каждый день. Как долго? Месяц, два... Тут все будет зависеть от состояния ребенка.
Ни высокая температура, ни какие-либо другие проявления болезни у малыша противопоказанием не являются. А вот если сама мама не в форме: заболела, взвинченна – тогда сеанс лучше отменить. Или его может провести бабушка с материнской стороны, у них это тоже неплохо получается.

Вот текст базовых блоков с комментарием доктора Драпкина.

1-й блок.

«Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».

2-й блок.

(Мама мысленно представляет идеальный образ своего ребенка.)
«Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (моя девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. (Эта фраза замечательно работает. У малоежек появляется хороший аппетит.) У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. (Идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов, дискинезии желчевыводящих путей...) Ты легко и красиво двигаешься. (Отсекаются все двигательные нарушения.) Ты закаленный, редко и мало болеешь».

3-й блок.

(Нервно-психическое здоровье)
«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный мальчик. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. (Ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений.) Ты хорошо спишь. (Эта установка очень быстро начинает действовать.) Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».

4-й блок.

«Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет проблемы ребенка конкретно.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон. (Если ребенок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре...) Я тебя очень-очень сильно люблю».
Говорите эти слова вашим сладко спящим детишкам, и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми. Мы с доктором Драпкиным в это верим.

Марина МАТВЕЕВА